Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Правила приема и отработки вызова (сообщения о происшествии) операторами ЕДДС
Введение
Обеспечение безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности и, в первую очередь, жизни и здоровью.
Обеспечение комплексной безопасности потенциально опасных и критически важных объектов, зданий, сооружений и территорий – важнейшая составляющая защиты человека и общества в целом от опасных факторов различных ЧС с учетом решения задач по ликвидации последствий террористических актов.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость быстрого реагирования на угрозы.
Повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз являются одной из важнейших задач при обеспечении национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации.
Одним из методов решения данной проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Назначение, структура системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – система-112) и ее функциональные возможности. ЕДДС как основа для создания системы -112. Основные подсистемы системы – 112
1.1.Назначение системы – 112.
Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб (далее – ЭОС) по единому номеру «112» на территории Российской Федерации и странах СНГ.
Система – 112 служит для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах жизни и здоровью, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и ЧС, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее – ЕДДС).
Система-112 предназначена для информационного обеспечения ЕДДС.
Вызов ЭОС также может быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, предназначенного для вызова соответствующей ЭОС.
Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются:
Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:
Субъекты Российской Федерации вправе утверждать перечень муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо обеспечить прием вызовов (сообщений о происшествиях) на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и (или) иных языках народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
1.2. Структура системы-112.
Система-112 является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой, создаваемой в границах субъекта Российской Федерации.
Система-112 состоит из следующих основных подсистем:
Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), в том числе ЕДДС, а также ДДС ЭОС, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе:
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, исходя из местных условий, вправе определять организации, которым наряду с вышеуказанными ДДС, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112.
Между комплексами средств автоматизации системы-112 в соседних муниципальных образованиях, в том числе находящихся в различных субъектах Российской Федерации, должно быть обеспечено взаимодействие для повышения эффективности и надежности функционирования.
Создание системы-112 в субъекте Российской Федерации осуществляется по следующим этапам:
ЕДДС — важное звено в построении государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Внедрение ЕДДС позволяет повысить оперативность реагирования экстренных служб муниципальных образований и скоординировать их действия при возникновении различных инцидентов.
ЕДДС является основой построения системы-112 Российской Федерации на уровне муниципальных образований (далее – МО).
С внедрением ЕДДС главы МО получают доступ к информации об обстановке в регионе из единого источника, что дает им возможность оперативно реагировать на возникшие инциденты и принимать эффективные управленческие решения. Особенно важной роль ЕДДС становится при построении системы-112 по схеме «снизу вверх» (от муниципалитетов к центру).
Данный подход позволяет гибко спланировать финансовые и временные ресурсы и уже на начальном этапе создать в ряде МО автономные элементы системы обработки заявок от населения к экстренным службам в режиме «единого окна».
1.3.Функционирование системы – 112.
Система-112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях).
Прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) в системе-112 осуществляется операторским персоналом, который вводит в базу данных основные характеристики происшествия, осуществляет анализ и передачу характеристик происшествия, а также при необходимости передачу вызовов (сообщений о происшествиях) в ДДС соответствующих ЭОС (далее – операторский персонал системы-112).
Контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных ДДС ЭОС, информирование взаимодействующих ДДС ЭОС об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах осуществляется диспетчерским персоналом ЕДДС
ДДС ЭОС размещают в системе-112 информацию о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов (сообщение о происшествии).
Обмен информацией в рамках функционирования системы-112 осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Функционирование и развитие сетей связи, используемых в системе-112, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Правила приема и обработки вызова (сообщения о происшествии) ЕДДС, интегрированных с системой-112. Алгоритм действий старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС при угрозе и возникновении ЧС, а также получении информации по телефону «112». Порядок ведения учетных форм. Порядок размещения информации о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов
2.1. Правила приема и обработки вызова.
Рассмотрим последовательность совершения основных процедур (действий) по обеспечению вызова ЭОС по единому номеру «112», которая позволяет оптимизировать время приема и обработки вызова и сократить общее время реагирования на происшествие.
Данная последовательность указана в типовом Регламенте информационного взаимодействия ДДС в рамках системы обеспечения вызова ЭОС.
Вызов по единому номеру «112» поступает оператору системы-112 в ЦОВ или ЕДДС в зависимости от территориального расположения абонента. При этом ведется автоматическая запись разговора оператора с абонентом.
Если в момент поступления вызова в ЕДДС нет свободного оператора, вызов переводится на оператора ЦОВ (резервного ЦОВ). При этом происходит определение номера телефона абонента и сопоставление его с имеющимися в системе списками. По результатам сопоставления вызову присваивается соответствующий приоритет.
При наличии нескольких свободных операторов распределение вызовов должно осуществляться в автоматическом режиме с учетом общего времени загрузки каждого оператора с начала смены.
Оператор системы-112 при приеме вызова заполняет общую и, при необходимости, специфическую часть унифицированной карточки информационного обмена (далее – УКИО).
Под УКИО понимается документ единой базы данных системы-112, доступ к которому имеют все ДДС, привлекаемые к реагированию.
Под передачей УКИО между ДДС понимается извещение соответствующей ДДС о создании (корректировке) информационной карточки, относящейся к компетенции соответствующей ДДС.
При отсутствии необходимости экстренного реагирования должна быть обеспечена возможность перевода вызова на голосовой интерактивный автоответчик (IVR) для предоставления позвонившему информации по стандартным вопросам или доступ к базе знаний подсистемы консультативного обслуживания населения.
При необходимости экстренного реагирования оператор системы-112 в ходе первичного заполнения УКИО, руководствуясь уточненными критериями передачи информации, указанными в двухсторонних соглашениях по организации взаимодействия между ЕДДС и ДДС, принимает решение о привлекаемых для реагирования ДДС и завершает вызов или перенаправляет вызов в соответствующую ДДС.
При перенаправлении вызова в ДДС оператор системы-112 одновременно в автоматизированном режиме передает диспетчеру ДДС УКИО, заполненную в электронном виде в ходе первичного опроса.
Оператор системы-112 дожидается ответа диспетчера ДДС, подтверждения получения заполненной информационной карточки и подтверждения о соответствии поступившего вызова зоне ответственности данной ДДС.
Если в режиме конференции отпадает необходимость участия в ней оператора системы-112, то после получения подтверждений оператор системы-112 отключается от абонента.
При внезапном прерывании вызова оператор осуществляет обратный дозвон до позвонившего абонента. В случае невозможности продолжения разговора (абонент не отвечает) оператор системы-112 действует, исходя из уже полученной информации.
При самостоятельном завершении вызова оператор системы-112 определяет перечень ДДС, силы и средства, которых необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов, вносит список ДДС в УКИО и, используя автоматизированную информационную систему, направляет ее адресатам.
Автоматически информационная карточка сохраняется в базе данных автоматизированной информационной системы системы-112.
После отправки УКИО в ДДС оператор системы-112 контролирует подтверждение получения информационной карточки, при необходимости, по телефонным каналам связи предоставляет уточняющую информацию.
Если к реагированию на вызов привлекаются одна или несколько ДДС, информационная карточка автоматически направляется на рабочее место диспетчера ЕДДС соответствующего муниципального образования.
Диспетчер ЕДДС подтверждает получение информационной карточки. При привлечении нескольких ДДС диспетчер ЕДДС отвечает за организацию их взаимодействия, корректировку действий, обеспечение информацией системы мониторинга, доведение новой информации по данному происшествию.
При получении любой информационной карточки диспетчер ЕДДС осуществляет контроль своевременного закрытия информационной карточки диспетчерами ДДС, анализирует данные по результатам реагирования и, при необходимости, вносит записи в специфичную часть информационной карточки, касающуюся ЕДДС.
После завершения реагирования всеми участвующими ДДС диспетчер ЕДДС закрывает информационную карточку и отправляет ее оператору системы-112.
Диспетчер ДДС после получения информационной карточки организует реагирование на вызов.
Действия по организации реагирования определяются должностными инструкциями. При необходимости, диспетчер уточняет информацию по контактному телефону позвонившего. Все действия по реагированию диспетчер ДДС вносит в информационную карточку.
После завершения реагирования диспетчер ДДС ставит в информационной карточке соответствующую отметку и отправляет информационную карточку диспетчеру ЕДДС.
При передаче от оператора системы-112 голосового вызова о ЧС диспетчерский персонал ЕДДС, при необходимости, заполняет или корректирует общую и специфическую части УКИО и завершает вызов.
Информационная карточка вызова находится в базе данных системы-112 и доступна всем ДДС, привлеченным к реагированию.
Каждая ДДС имеет возможность корректировки своей специфической части информационной карточки.
Таким образом, процесс управления (обработки вызова) включает в себя следующие основные технологические операции:
2.2.Алгоритм действий старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС при угрозе и возникновении ЧС, а также получении информации по телефону «112».
Во время несения дежурства дежурный диспетчер ЕДДС:
При приеме сообщения по телефону «112», других источников информации дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
2.2.1.Опрос заявителя при приеме сообщения.
Опрос заявителя при приеме сообщения состоит из двух частей: основных и дополнительных вопросов.
К основным относятся вопросы:
После выяснений основных вопросов дежурный диспетчер ЕДДС доводит полученные сведения до дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение, одновременно продолжая опрос заявителя.
К дополнительным относятся вопросы:
Диспетчер ЕДДС обязан выяснить у заявителя при получении сообщения о ЧС, другом происшествии:
а) в жилом доме:
б) на объекте:
в) на нефтебазах:
г) на плавучих средствах:
д) при аварии или аварийной посадке летательных аппаратов:
е) при получении сообщения о тонущих людях:
ж.) при получении сообщения о взрыве:
з) при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии:
При получении последующих сообщений уточнить у заявителя точный адрес, и обстановку. Обо всех новых сведениях докладывать начальнику ЕДДС. Заявителю сообщать о том, что расчеты спасательных подразделений выехали по первому сообщению о происшествии.
2.2.2. Алгоритм действий при приеме вызовов диспетчером ДДС.
2.3. Работа с карточкой заявки.
При автоматической передаче заявок на соответствующие узлы объединенной системы оперативно – диспетчерского управления в ЧС (далее – ОСОДУ) заявка уже внесена в программный модуль и организации необходимо приступить к ее выполнению.
На каждую заявку диспетчер назначает организации для ликвидации происшествия. Организации назначаются на вкладке «Организации/ Бригады».
Заявки передаются в организации только после того, как статус организации стал «Открыта».
Диспетчер, получивший заявку в работу, может изменять данные (добавленные его организацией) и возможны операции: добавления, удаления, изменения в работе со своими организациями и бригадами, а так же добавлять дополнительные данные (заявители, адреса, характеры и т.д.).
Заявка находится в работе до тех пор, пока все организации не завершат работу. Закрытие заявки и отправка ее в архив производится диспетчером, открывавшим ее, или организациями, у которых есть возможность закрытия заявки.
Заявки, попавшие в архив, используются для обработки статистической информации, формирования отчетов и просмотра истории. Никакой оперативной работы по ним не производится, изменения не могут быть внесены.
При одновременном введении заявок возможна ситуация, когда в системе появятся несколько записей по одному и тому же событию. В этом случае вся информация по заявкам может быть перенесена в происшествие, созданное ранее.
Для этого, диспетчеру, принимавшему заявку и создававшего дублированное происшествие, необходимо переместить его. Это позволит облегчить процесс принятия решений и провести анализ событий в будущем.
При наличии интегрированной системы записи речевой информации в момент поступления звонка диспетчеру, система автоматически откроет карточку заявки с заполненными данными заявителя (телефон, адрес, ФИО).
Телефонный разговор диспетчера будет записан и прикреплен к карточке заявки для возможности последующего прослушивания записи разговора непосредственно из карточки заявки.
При поступлении нового звонка заявителя дежурный имеет возможность переключиться на ввод новой заявки и переключаться между формами ввода по необходимости.
Изменение состояния «организации/бригады» производится диспетчером по каждому из пунктов:
При этом регистрируется время изменения и комментарии диспетчера, производящего смену состояния бригад.
В процессе выполнения работ по происшествию диспетчеры могут добавлять текстовые сообщения в происшествие, комментируя ход выполнения работ и сообщая об этом в другие организации.
Завершенные происшествия отправляются в архив и не мешают диспетчерам отслеживать работы по незавершенным происшествиям.
Работа старшего оперативного дежурного, его помощника и оператора ЕДДС за автоматизированным рабочим местом, интегрированным с системой-112. Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена. Особенности приема и обработки SMS, факс-сообщения. Особенности приема и обработка сигнала от датчиков, установленных на стационарных объектах
3.1.Унифицированное специальное программное обеспечение (далее – УСПО) системы-112
3.1.1.Описание автоматизированного рабочего места (далее – АРМ).
АРМ – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
При этом предполагается, что операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику и программное обеспечение на серверной части, а специалист выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого (интеллектуального) подхода.
УСПО-112 – система с разграничением доступа к информационным ресурсам и функциональным средствам в зависимости от должностных обязанностей сотрудников организации и включает в себя АРМ на 23 роли.
Работу АРМ дежурного ЕДДС обеспечивает т.н. «толстый» клиент УСПО-112, т.е. в приложение, обеспечивающее расширенную функциональность вне зависимости от центрального сервера
3.2.Назначение АРМ Дежурного ЕДДС.
АРМ дежурного ЕДДС предназначен для обеспечения оперативности и достоверности доведения информации сотруднику с ролью дежурного ЕДДС при выполнении своих должностных обязанностей.
В своей работе АРМ дежурного ЕДДС должен обеспечивать выполнение ряда основных функций по сбору и аналитической обработке статистической информации о принятых обращениях:
АРМ дежурного ЕДДС устанавливается в ЦОВ.
Структурно-функциональная схема УСПО-112 в части обеспечения организации и контроля работы ЕДДС, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурно-функциональная схема УСПО-112 в части обеспечения организации и контроля работы ЕДДС.
3.2.1.Решаемые задачи.
Дежурный ЕДДС с использованием средств АРМ решает следующие задачи:
3.2.2.Функции пользователя АРМ – дежурный ЕДДС.
В зависимости от роли пользователя УСПО-112 ему доступны те функции и информационные ресурсы, которые обеспечивают оперативное и качественное выполнение его должностных обязанностей.
Функции, автоматизируемые с помощью АРМ:
выбор вида работ;
АРМ дежурного ЕДДС является «толстым» клиентом и устанавливается на рабочем месте дежурного ЕДДС, в должностные обязанности которого входит обеспечение организации и контроля работы ЦОВ-112.
АРМ дежурного ЕДДС должно быть настроено на серверную часть УСПО-112.
Для доступа к работе с функционалом АРМ дежурного ЕДДС необходимо, чтобы данному пользователю была назначена роль atte№da№t EDDS.
3.3.3.Назначение ролей пользователям производит администратор УСПО-112.
Для вступления в силу изменений системы прав пользователей после назначения роли необходимо повторно авторизоваться под данным пользователем.
Настройку параметров сервиса консультативного обслуживания выполняет пользователь с ролью «Администратор».
Администратором может быть как один пользователь для внутреннего и внешнего веб-порталов, так и разные.
3.3.4. Автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора.
АРМ оператора – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для приема и обработки обращений в системе-112.(рис.1)
Рис.1. Автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора системы – 112:
1 – основной монитор для приёма и обработки обращений, работы с карточками происшествий. 2 – дополнительный монитор для работы с геоинформационной системой; 3 – гарнитура для приёма вызовов, общения с заявителями и другими операторами системы -112; 4 – клавиатура и мышь для работы с интерфейсом АРМ, внесения данных в карточки происшествий и пр.; 5- IP-телефон используется в качестве резервного способа связи в том случае, если произошёл сбой основного рабочего места.
А) Функции АРМ
Б) Основной сценарий работы оператора -112 выглядит следующим образом:
В) Прием вызова.
Г) Создание и заполнение карточки происшествия.
Д) Передача карточки происшествия в ДДС.
Е) Контроль действий ДДС.
Таким образом, работа оператора -112 (оператора ЦОВ) заключается в приеме обращений от заявителей (вызовы, SMS-сообщения, устные обращения без вызова), создании на основании этих обращений карточек происшествий, внесения всей необходимой информации в карточки и привлечения к реагированию на происшествие соответствующих ДДС.
3.2. Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена.
Для обеспечения унификации процессов информационного обмена в системе-112 применяется УКИО.
В структуре УКИО выделяются:
Информация о происшествии вводится в систему-112 один раз лицом, принимающим вызов (производящим опрос позвонившего лица), и становится доступной, в части касающейся, всем участникам процесса реагирования в зависимости от их полномочий.
Информация о типе, времени и месте происшествия, о заявителе, наличии пострадавших и (или) материальном ущербе вводится в информационную карточку оператором системы-112 со слов позвонившего лица на основе детерминированных диалогов.
Заполнение УКИО происходит с использованием классификаторов.
В случае отказа заявителя назвать свою фамилию, имя, отчество, контактный телефон и (или) его местонахождение оператор системы-112 вводит информацию о происшествии в базу данных с пометкой «не определено».
Оператор системы-112, диспетчер ДДС ЭОС принявший вызов, вводит в базу данных характеристики происшествия.
О приеме вызова (сообщения о происшествии) оператор системы-112, диспетчер ДДС ЭОС принявший сообщение, уведомляет заявителя в устной форме в момент завершения приема вызова.
После заполнения операторами системы-112 общей части УКИО в зависимости от типа происшествия, на основании которого оператор определяет необходимую ДДС ЭОС, и подключает к разговору с позвонившим лицом диспетчера соответствующей ДДС ЭОС (при необходимости).
По результатам опроса позвонившего лица производится заполнение одной или нескольких специфических частей УКИО диспетчерами ДДС ЭОС, привлекаемыми к реагированию на поступивший вызов в соответствии с их компетенцией.
В специфических частях УКИО (в зависимости от типа происшествия и ДДС ЭОС, организующей реагирование) используются следующие классификаторы и списки:
Заполнение специфических полей УКИО события производится с применением всплывающих полей-подсказок в зависимости от типа происшествия.
В процессе реагирования, привлекаемые ДДС ЭОС, могут корректировать свою специфическую часть УКИО вплоть до снятия ее с контроля, о чем автоматически делается запись в соответствующих полях УКИО.
3.3. Особенности приема и обработки SMS, факс-сообщения.
При поступлении вызова или короткого текстового сообщения от абонента сети подвижной радиотелефонной связи с недостаточной для организации реагирования информацией и невозможности обратного вызова (абонент не отвечает) оператор системы-112 осуществляет попытку общения с абонентом посредством коротких текстовых сообщений.
Для этого требуется направлять абоненту вопросы в виде коротких текстовых сообщений, предусматривающие однозначные ответы «да» или «нет», в следующей последовательности:
(в случае отрицательного ответа методом последовательного сужения выясняется адрес – административный центр или муниципальное образование, район города, улица);
При поступлении вызова от абонента сети фиксированной телефонной связи с недостаточной для реагирования информацией и невозможности обратного вызова (абонент не отвечает) оператор системы-112 выясняет, нет ли в базе данных незакрытых информационных карточек с событием по указанному адресу; при совпадении адресов карточка привязывается к существующему событию.
При отсутствии зарегистрированных по указанному адресу происшествий оператор системы-112 инициирует получение информации (при наличии) от подсистемы мониторинга — срабатывание датчиков задымления, газовых датчиков, визуальное наблюдение с использование систем видеофиксации (наличие дыма, огня, скопления людей, разрушений здания, ДТП и др.).
При отсутствии внешних признаков происшествия оператор системы-112 направляет информационную карточку диспетчеру ЕДДС.
Диспетчер ЕДДС в течение установленного регламентом времени осуществляет попытки дозвона и контролирует обстановку с использованием подсистемы мониторинга и других доступных методов.
При возможности осуществления односторонней голосовой связи (оператор системы-112 говорит и слушает, абонент только слушает) оператор системы-112 осуществляет попытку общения с абонентом посредством условных звуков по описанному выше алгоритму общения посредством коротких текстовых сообщений (например 1 щелчок – «да», 2 щелчка – «нет») или принимает решение по организации реагирования на основании полученной фоновой звуковой информации об окружающей обстановке по адресу абонентского устройства.
3.4. Особенности приема и обработка сигнала от датчиков, установленных на стационарных объектах.
При решении этих задач, должна быть создана интегрированная система приема и обработки вызовов, предназначенная для приёма и обработки вызовов и сигналов о происшествиях, а так же подсистемы мониторинга – для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на стационарных и подвижных объектах для обеспечения оптимизации работы системы 112, создаваемой на базе ЕДДС муниципальных образований.
В соответствии с концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р в ее составе должны быть следующие основные подсистемы:
В настоящее время существует большое количество отдельно разработанных, разрозненных систем с похожими функциями.
Это в значительной степени затрудняет процесс освоения их операторами ЕДДС, увеличивает время реагирования на ЧС, а самое главное делает их очень дорогими в совокупности.
В связи с этим создание интегрированных подсистем приема и обработки вызовов о происшествии, передачи информации о состоянии потенциально опасных объектов, учреждений культуры, здравоохранения, общеобразовательных и дошкольных учреждений на базе ЕДДС является актуальной и необходимой задачей, соответствующей основным требованиям, предъявляемым МЧС России и позволяющей в дальнейшем обеспечить оперативное реагирование пожарно-спасательных подразделений на ЧС и эффективное взаимодействие ДДС.
Основными целями создания системы мониторинга являются:
Система мониторинга обеспечивает дистанционный сбор информации с объектов о состоянии оборудования различных подсистем и происходящих событиях, используя разные каналы связи, с целью оперативного реагирования в случае возникновения ЧС (пожар, авария, нападение, проникновение посторонних и т.д.).
Основными объектами мониторинга являются:
Данная система позволяет устранить человеческий фактор контроля состояния технических средств и информация об их состоянии автоматически передается на пульт ДДС экстренного реагирования без участия человека.
Для этого объектовое оборудование подключено к выделенному радиоканалу передачи информации.
С целью повышения надежности передачи информации осуществляется дублирование по каналам-GSM, телефонной сети, электрической сети, Ether№et.
Контроль состояния оборудования при этом осуществляется в реальном масштабе времени, с заранее определенным интервалом.
Подсистема мониторинга обеспечивает контроль состояния подвижных объектов и местоположение выездных групп (бригад) реагирования, посредством спутниковой GPS (ГЛОНАСС) навигации, в целях оперативного управления и контроля за их работой.
Подсистема мониторинга сопрягается с геоинформационной подсистемой для отображения территориально-привязанной информации на электронной карте местности.
В подсистеме мониторинга применена мультисерверная, распределенная структура. Обмен данными в подсистеме мониторинга осуществляется с использованием высокоинформативного цифрового протокола, с расшифровкой всех извещений о событиях, происходящих на объектах.
Сопряжение подсистемы мониторинга с протоколами различных производителей оборудования, осуществляется на уровне программируемых коммуникаторов, что позволяет обеспечивать контроль объектов, оборудованных техническими средствами различных производителей.
В подсистеме мониторинга осуществляется разделение событий на «обязательные» и «сервисные», которые предназначены для обработки различными, по своим функциям, пультами мониторинга: областные (районные) либо сервисными пультами обеспечения мониторинга (СПОМ).
Подсистема является многоканальной, структурированной и может обеспечивать контроль до нескольких десятков тысяч объектов.
В подсистеме используется несколько каналов передачи информации. Преимущество таких систем в том, что, во-первых, под мониторинг можно взять любой объект, лишь бы он находился в зоне действия системы, а во-вторых, для опасных объектов существует возможность передавать информацию на пульт, дублируя сообщения, одновременно по нескольким каналам связи на случай отказа одного из них.
В подсистеме организуется несколько пультов, которые располагаются на разных ее уровнях и выполняют разные задачи.
Так пульты нижнего уровня (как правило, в пределах района, города) выполняют оперативные задачи – собирают информацию с объектов и обеспечивают оперативность реагирования на тревожные события.
Далее, они передают информацию о событиях и действиях персонала на вышестоящий пульт – краевого масштаба.
Вышестоящие пульты не выполняют оперативных задач, а служат для контроля действий подведомственного персонала, сбора данных для статистики и последующего анализа.
Системы мониторинга состоит из следующих компонентов:
В настоящее время работа идет в направлении создания участков на базе ЕДДС муниципальных районов для отработки организационно-технического процесса приема по единому телефонному номеру сообщений о ЧС, передаваемых гражданами и ДДС, а также получения информации о ЧС с потенциально-опасных объектов с использованием интегрированной системы радиомониторинга стационарных и подвижных объектов.
Интегрированное специальное программное обеспечение (СПО) системы приема и обработки вызовов и подсистемы мониторинга создается на базе системы «ИСТОК-СМ».
ЕДДС муниципальных районов должны обеспечивать выполнение следующих функций:
В состав информационного обеспечения системы должны входить словари и классификаторы, разработанные в соответствии с единой системой классификации и кодирования МЧС России и обеспечивающие единое информационное пространство с НЦУКС МЧС России.
В состав СПО «ИСТОК-СМ» входят следующие АРМ:
3.4.1.АРМ администратора системы.
АРМ администратора системы обеспечивает:
3.4.2. АРМ Дежурного оператора (далее – ДО).
АРМ ДО предназначен для приёма и обработки поступившей информации и обеспечивает:
АРМ-ДО позволяет контролировать каналы связи между удаленными пультами и работу сервера автоматизации.
В зависимости от типа происшествия программа автоматически конфигурирует вид учетной карточки тревожной ситуации и необходимые поля для ввода информации.
Программа является гибко настраиваемой – все элементы интерфейса отображаются в зависимости от прав пользователя.
3.4.3.АРМ аналитика.
АРМ аналитика предназначен для анализа поступившей информации и обеспечивает:
3.4.4.АРМ ведения ГИС.
АРМ ГИС предназначен для редактирования электронных карт, нанесения районов выездов групп реагирования с привязкой их к операторским пультам и указанием расположения объектов.
Система может вводить не ограниченное количество пользовательских слоев, которые могут отображать любую картографическую информацию.
3.4.5.АРМ системы управления базой данных (далее – СУБД).
АРМ СУБД это специализированная система информационной поддержки работы с СУБД MS SQL Server, управления клиентскими приложениями и обслуживания оборудования для связи с объектами.
Проведенные исследование показали, что создание и применение интегрированной системы мониторинга на основе оборудования «Горизонт–НТ» и программного обеспечения СПО «ИСТОК-СМ» позволяет оптимизировать процесс получения информации о ЧС от различных источников информации и создать эффективно работающие ЕДДС на базе МО.
Внедрение интегрированной системы приема вызовов и системы мониторинга ПОО в ОСОДУ субъекта РФ сокращает время обработки информации до нескольких секунд.
Система обеспечивает информационное взаимодействие между службами экстренного реагирования (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, газовой сети, Антитеррор, ЧС) района и координацию их действий по ликвидации ЧС.
Сигналы о ЧС с объектов, оборудованных техническими средствами противопожарного, экологического, технического мониторинга, при возникновении ЧС (задымления, возгорания, утечек газов, аварий, выбросов вредных веществ) поступают на объектовый приемно-контрольный прибор, с которого после первичного анализа и обработки ретранслируются по радиоканалу на ЕДДС соответствующего района.
После обработки тревожная и оперативная информация по системе связи и передачи данных района направляется соответствующим ДДС для оперативного реагирования на происшествие.
В случае необходимости передачи информации о ЧС по вертикали управления в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ и далее в НЦУКС МЧС России, интегрированная система автоматически формирует соответствующие формы 1-4/ЧС ТСД МЧС России на основании Единой системы классификации и кодирования информации МЧС России, что обеспечивает создание единого информационного пространства в системе антикризисного управления МЧС России.
Отработка алгоритма по организации взаимодействия операторов центров обработки вызовов, диспетчеров ДДС по вводным, задаваемым преподавателем, в том числе при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей
Занятие проводится двумя руководителями занятий.
Проведение занятий по данной теме предполагается с использованием АРМ диспетчерских и дежурных служб многофункционального ЦОВ, применяемой в системе-112, или подобного оборудования с соответствующими телекоммуникационными подключениями.
Изучение данной темы начинается с общих положений при отработке действий диспетчера при различных ситуациях.
4.1. Многофункциональный центр обслуживания вызовов.
Многофункциональный центр обслуживания вызовов (ЦОВ) – центр обслуживания (телефонных) соединений предназначен для обеспечения качественного обслуживания абонентов.
Под качественным обслуживанием понимается то, что абонент должен иметь возможность получить все необходимые ему услуги (включая дополнительные) при одном обращении к одному ЦОВ.
Центры обслуживания вызовов должны быть распределены так, чтобы абонент мог обратиться в них по месту работы или проживания.
Операторский центр реализован на базе оборудования интеллектуальной платформы, обеспечивающей возможности повышения качества обслуживания клиентов компании, использующей систему.
Комплекс обладает распределенной архитектурой, что позволяет наращивать функциональные возможности системы.
ЦОВ реализован на основе современных технологий, включающих IP и Web.
На базе контакт-центра существует возможность обеспечения дополнительных услуг, таких как речевая почта, телеголосование, услуги оповещения и др.
Обслуживанием поступающих от абонентов вызовами занимаются операторы, которые объединены в группы.
Каждая группа обслуживает определенные типы звонков под руководством старшего оператора.
Все операторы в системе идентифицируются уникальным номером и имеют свой пароль для регистрации.
При обслуживании абонентов в каждой группе формируется очередь ожидания обслуживания поступающих вызовов.
Чтобы получить равномерную загрузку операторов в системе предусмотрены алгоритмы маршрутизации.
Алгоритмы маршрутизации направляют вызов в определенную группу, исходя из следующих критериев: набранный номер, информация АОН, информация введенная абонентом в ходе диалога с системой IVR.
Система IVR позволяет во время ожидания обеспечить абонента подсказками и информацией, а также получить определенную информацию от клиента, которая будет выведена на дисплей рабочего места оператора при приеме вызова.
Рассмотрение второго вопроса практического занятия предусматривает практическую работу слушателей по вводным в соответствии с приложением №1:
В ходе практической работы руководитель занятия контролирует работу слушателей, отдает необходимые указания, отвечает на вопросы.
Примерный перечень вводных отрабатываемых слушателями:
4.2.Назначение приложения.
Приложение «Дежурный 112» предназначено для регистрации заявок о чрезвычайных происшествиях в электронной карточке (рис.1).
Приложение позволяет зарегистрировать заявку для служб 01, 02, 03, справочной.
При поступлении вызова на службу 112 автоматически всплывает форма для оформления заявки.
Рисунок 1. Карточка чрезвычайного происшествия
Поля «Время звонка», «Оператор, принявший вызов», «Телефон», «Владелец», «Адрес установки» содержат информацию ГТС.
Поле «Тип вызова» позволяет выбрать тип заявки (справочный, полиция, скорая, пожарные), а так же указать на ложный вызов или шалость ребенка.
Раздел «Место происшествия» содержит поля, которые позволяют указать наиболее точный адрес происшествия.
4.3.Заполнение карточки.
При поступлении входящего вызова на службу 112 всплывает карточка «Чрезвычайная ситуация» (рис.2)
Рис.2. Заполнение карточки чрезвычайного происшествия.
Система предложит заполнить необходимые поля для регистрации заявки.
«Время звонка» – время и дата поступления звонка на службу 112.
«Оператор, принявший вызов» – учетная запись оператора, который принял вызов.
«Телефон» – номер телефона абонента, позвонившего на службу 112.
«Владелец» – человек, на которого зарегистрирован телефон.
«Тип вызова» – параметр, определяющий тип вызова или кому назначается заявка. Выбирается из перечня нажатием на кнопку выпадающего списка.
Значения типов вызова:
«Город» – название города, в котором произошла чрезвычайная ситуация. Выбирается из перечня нажатием на кнопку выпадающего списка.
«Район» – район города, в котором произошла чрезвычайная ситуация. Выбирается из перечня нажатием на кнопку выпадающего списка.
«Улица» – улица, на которой произошла чрезвычайная ситуация. Вводится с клавиатуры или выбирается из перечня нажатием на кнопку выпадающего списка.
«Дом», «Корпус», «Квартира» – номер дома, корпуса и квартиры, в которой произошла чрезвычайная ситуация.
«Этажность» – номер этажа.
В случае ложного вызова в графе «Тип вызова» необходимо выбрать значение «Ложный».
В случае баловства необходимо в графе «Тип вызова» выбрать значение «Детская шалость».
В случае вызова для справки необходимо в графе «Тип вызова» выбрать значение «Справочный».
После заполнения карточки необходимо нажать на кнопку «Завершить работу с карточкой». Система закроет карточку.
4.4.Заявка для скорой помощи.
В случае вызова для регистрации заявки, предназначенной для скорой, в графе «Тип вызова» необходимо выбрать значение «СКОРАЯ».( рис.3)
Рис.3. Заявка для скорой помощи.
После заполнения карточки чрезвычайного происшествия необходимо нажать на кнопку «Завершить работу с карточкой».
Система откроет окно «Медицинская карточка».
4.5.Заявка для полиции
В случае вызова для регистрации заявки, предназначенной для милиции, в графе «Тип вызова» необходимо выбрать значение «Полиция» (рис.4)
Рис.4. Заявка для полиции.
После заполнения карточки чрезвычайного происшествия необходимо нажать на кнопку «Завершить работу с карточкой».
Система откроет окно «Рабочее место оператора 02».
4.5.Заявка для пожарных
В случае вызова для регистрации заявки, предназначенной для пожарной службы, в графе «Тип вызова» необходимо выбрать значение «Пожарные» (рис.5)
Рис.5. Заполнение зевки для пожарных.
После заполнения карточки чрезвычайного происшествия необходимо нажать на кнопку «Завершить работу с карточкой».
Система откроет окно (рис.6)
Рис.6. Завершение работы м пожарной службой.
4.6.Отработка действий диспетчера (оператора) при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей (на примере конкретного объекта).
Задача рассматривается в следующей последовательности:
Предполагаемые варианты:
4.6.1.При ЧС в жилом доме:
4.6.2.При ЧС на объекте:
4.6.3.При получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии:
4.6.4. При аварии на железнодорожном транспорте:
4.6.5.При ЧС на нефтебазах (нефтехранилищах, заправочных станциях):
4.6.6. При ЧС на плавучих средствах:
4.6.7. При аварии иди аварийной посадке летательных аппаратов:
ЯК-40, ИЛ-62 и т.п.), наличие и количество пассажиров, количество топлива на борту, техническая неисправность, в результате которой производится аварийная посадка (не открывается шасси и пр.);
Отработка карточки информационного обмена в роли «оператор ЕДДС». Особенности работы оператора ЕДДС: контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования
5.1.Подготовка к работе.
Рассмотрение вопроса практического занятия руководитель начинает с доведения теоретического материала:
В дальнейшем слушатели самостоятельно приступают к практической работе в роли диспетчера ЕДДС, до полного усвоения практической работы на АРМ.
В ходе практической отработки первого учебного вопроса руководитель занятия контролирует работу слушателей, отдает необходимые указания, отвечает на вопросы.
5.2.Порядок работы ЕДДС муниципального образования (ЕДДС МО).
Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) могут поступать в ЕДДС МО от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер «112», от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования, вышестоящих и взаимодействующих органов управления РСЧС по прямым каналам и линиям связи.
Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, а при создании системы-112 – диспетчерами системы-112.
При классификации сложившейся ситуации как ЧС (происшествия), ЕДДС поручает проведение ликвидации ЧС (происшествия) соответствующим ДДС ЭОС и организаций (объектов) и силам РСЧС, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС (происшествие), при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС ЭОС и организаций (объектов).
При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня, оперативный дежурный ЕДДС немедленно докладывает руководителю органа местного самоуправления, председателю КЧС и ОПБ МО, в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС ЭОС и организаций (объектов).
При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.
Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС ЭОС и организаций (объектов), сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС МО (ДДС ЭОС и организаций), который доводится до подчиненных ДДС и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
5.3.Порядок взаимодействия ЕДДС МО с ДДС ЭОС и организаций (объектов).
Порядок взаимодействия ЕДДС МО и ДДС ЭОС и организаций (объектов) определяется межведомственными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между ЭОС при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях).
В случае, если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба управления в кризисных ситуациях (далее – ОШ УКС) либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России ЕДДС в части действий по указанной ЧС (происшествия) выполняет их указания.
В режим ЧС ЕДДС, привлекаемые ДДС ЭОС и организаций (объектов) и силы РСЧС переводятся решением руководителя органа местного самоуправления при возникновении ЧС.
В этом режиме ЕДДС выполняет следующие задачи:
5.4.Особенности работы диспетчера ЕДДС.
Рассмотрение вопроса практического занятия руководитель начинает с доведения теоретического материала:
В дальнейшем слушатели самостоятельно приступают к практической работе в роли диспетчера ЕДДС, до полного усвоения практической работы на АРМ.
Проведение занятий по данной теме предполагается с использованием АРМ диспетчерских и дежурных служб многофункционального ЦОВ или подобного оборудования с соответствующими телекоммуникационными подключениями.
В ходе практической отработки первого учебного вопроса руководитель занятия контролирует работу слушателей, отдает необходимые указания, отвечает на вопросы.
При приеме дежурства диспетчер ЕДДС обязан:
Во время несения дежурства диспетчер ЕДДС обязан:
При приеме сообщения по телефону «112», других источников информации диспетчер ЕДДС обязан:
Опрос заявителя при приеме сообщения состоит из двух частей: основных и дополнительных вопросов.
К основным относятся вопросы: выяснение точного адреса объекта, на котором возникла ЧС, другое происшествие, место возникновения (этажность здания и т.п.), характер ЧС, другого происшествия.
После выяснений основных вопросов диспетчер ЕДДС доводит полученные сведения до персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение, одновременно продолжая опрос заявителя.
К дополнительным относятся вопросы: выяснение наличия людей и угрозы их жизни, удобного подъезда спасательным подразделениям, номер телефона и фамилия заявителя и т.д.
Диспетчер ЕДДС обязан выяснить у заявителя при получении сообщения о ЧС, другом происшествии:
а.) в жилом доме:
б.) на объекте:
в.) на нефтебазах:
г.) на плавучих средствах:
е.) при получении сообщения о тонущих людях:
ж.) при получении сообщения о взрыве:
з.) при получении сообщения о ДТП:
При получении последующих сообщений уточнить у заявителя точный адрес, и обстановку.
Обо всех новых сведениях докладывать начальнику ЕДДС.
Заявителю сообщать о том, что расчеты спасательных формирований выехали по первому сообщению о происшествии.
5.4.Права диспетчера ЕДДС.
Диспетчер ЕДДС имеет право:
Диспетчер ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством МО или служб.
5.5.Ответственность диспетчера ЕДДС
Диспетчер ЕДДС отвечает за:
Диспетчер ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
Таким образом, главная задача диспетчера ЕДДС – незамедлительно и точно принять информацию, и своевременно доложить (переадресовать) ее по предназначению.
5.6.Дополнительные обязанности диспетчера ЕДДС.
Например, по порядку представления докладов о ЧС в ЦУКС МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – ЦУКС).
Доклад о ЧС представлять в ЦУКС в соответствии с табелем срочных донесений МЧС России и критериями информации о ЧС.
Доклад о ЧС, связанных с авариями на радиационно-, химически- и биологически опасных объектах осуществлять в ЦУКС – немедленно, независимо от масштабов аварии (если на момент доклада некоторые детали происшествия неизвестны, докладывать о них дополнительно).
Информацию о ЧС на железнодорожном транспорте согласовывать с соответствующими отделениями железной дороги.
ВНИМАНИЕ! Неполнота данных о происшествии не может служить основанием для задержки доклада о самом факте возникновения ЧС.
Информацию о происшествиях и несчастных случаях, которые не могут быть квалифицированы как ЧС, представлять в ЦУКС по форме:
В обязательном порядке в форме 2/ЧС указывать дополнительно:
Примечание:
Рассмотрим в качестве примера инструкцию диспетчеру ЕДДС при получении информации о пожаре.
При получении информации о пожаре диспетчер обязан:
Информацию, связанную с пожаром, в котором погибло 5 и более человек; пострадало (к ним относятся погибшие, раненые и понесшие материальный ущерб) 10 и более человек, а также пожар, который распространился на другие дома и квартиры, при этом горит (сгорело) 2 и более частных жилых дома и квартир в многоквартирном доме или одного 3-х квартирного и более дома.
При этом необходимо учитывать то, что при определении ориентировочного материального ущерба, равного 1500 МРОТ и более, то эти пожары отнести к ЧС.
Остальные пожары оценивать в соответствии с критериями доклада информации о происшествиях.
Контролировать через диспетчера ДДС-01 ход ликвидации пожара, при необходимости (по запросу руководителя тушением пожара) направлять в район пожара дополнительные силы и средства территориальной подсистемы РСЧС МО;
Вести учет пожаров, возникших на территории города и района в течение дежурства через диспетчера ДДС-01.
При получении информации о природном пожаре диспетчер обязан:
5.7.Взаимодействие с оператором системы – 112 и несколькими ДДС.
Диспетчер ЕДДС подтверждает получение информационной карточки.
При привлечении нескольких ДДС диспетчер ЕДДС отвечает за организацию их взаимодействия, корректировку действий, обеспечение информацией системы мониторинга, доведение новой информации по данному происшествию.
При получении любой информационной карточки диспетчер ЕДДС осуществляет контроль своевременного закрытия информационной карточки диспетчерами ДДС, анализирует данные по результатам реагирования и, при необходимости, вносит записи в специфичную часть информационной карточки, касающуюся ЕДДС.
После завершения реагирования всеми участвующими ДДС диспетчер ЕДДС закрывает информационную карточку.
При передаче от оператора-112 голосового вызова о ЧС диспетчерский персонал ЕДДС, при необходимости, заполняет или корректирует общую и специфическую части УКИО и завершает вызов.
Информационная карточка вызова о происшествии находится в базе данных системы-112 и доступна всем ДДС, привлеченным к реагированию. Каждая ДДС имеет возможность корректировки своей специфической части информационной карточки.
Диспетчер ЕДДС координирует действия всех ДДС по реагированию на ЧС. Для координации действий ДДС диспетчер следит за изменениями в информационной карточке, вносимыми диспетчерами ДДС, уточняет у них по имеющимся каналам связи информацию о действиях подчиненных им сил, в случае масштабной ЧС доводит информацию до руководства для принятия оперативных решений.
При реагировании с привлечением нескольких ДДС диспетчер ЕДДС может самостоятельно принимать решения по управлению ликвидацией происшествия.
Диспетчер ЕДДС по телефону доводит до диспетчеров ДДС информацию о принятых решениях и вносит соответствующую запись в информационную карточку.
Если ликвидация одного происшествия (ЧС) происходит на нескольких участках, диспетчер ЕДДС также доводит до всех ДДС оперативную информацию о ходе ликвидации последствий на всех участках и необходимых действиях на каждом участке, ставит задачи по привлечению дополнительных сил.
Всю информацию о ходе и результатах ликвидации последствий ЧС диспетчер ЕДДС вносит в информационную карточку и доводит до оперативного дежурного ЦУКС МЧС России по Приморскому краю.
При необходимости, диспетчерский персонал ЕДДС осуществляет оповещение населения о возможных угрозах и рекомендуемых действиях.
Для любого происшествия, находящегося на контроле в ЕДДС, диспетчер ЕДДС осуществляет снятие вызова (соответственно, информационной карточки) с контроля только после получения информации о завершении реагирования от всех привлекаемых ДДС и окончательного заполнения информационной карточки.
Круглосуточный мониторинг обстановки и организация реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием современных информационных систем
Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС — в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию ЧС осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства.
Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.
Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Это министерство и его учреждения организуют и ведут:
Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.
Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти.
Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях — подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.
Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.
Качество мониторинга и прогноза ЧС определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.
Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23.03.2000 № 86-рп «О создании системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования ЧС.
Система мониторинга и прогнозирования ЧС является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования ЧС и их социально-экономических последствий.
В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования ЧС лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.
Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования ЧС на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России (Центр «Антистихия»), в федеральных округах и субъектах Российской Федерации – региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (далее – региональными и территориальными центрами мониторинга).
Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:
В целом система мониторинга и прогнозирования ЧС представляет собой целый ряд межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести:
Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативными и правовыми актами.
Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.
При этом главной составляющей являются наземные средства
Сети наблюдения и лабораторного контроля ГО Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками ЧС техногенного характера.
Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.
Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.).
Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.
Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется приказом МЧС России от 12.11.2001 № 483 «Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера», а ее отдельных звеньев и элементов – положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.
В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС система мониторинга и прогнозирования функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме ЧС.
Прогнозирование ЧС включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.
Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:
Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.
В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации ЧС.
В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков ЧС.
Основными задачами анализа и прогнозирования рисков ЧС являются:
На первом этапе анализу подвергаются источники ЧС, в результате возникновения и развития которых:
При выявлении источников ЧС наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.
На следующем этапе проводится оценка вероятности возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф и величины возможного ущерба от них, которые и характеризуют риск соответствующих ЧС.
Прогноз вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий осуществляется руководителями и специалистами этих объектов.
Прогноз рисков ЧС, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, возможными на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами) СМП ЧС.
Прогноз рисков ЧС на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
Без учета данных мониторинга и прогнозирования ЧС нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС.
От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании ЧС, являются:
Заключение
Защита жизни и здоровья граждан, обеспечение сохранности имущества, личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного и природного характера, а также актам терроризма являются важнейшими задачами при обеспечении национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации.
Качество решения поставленных задач зависит от нескольких факторов: скорости реагирования на угрозы, эффективной координации сил реагирования ЭОС, возможности обеспечить заданные показатели реагирования вне зависимости от места происшествия.
Анализ опыта реагирования на ЧС, анализ итогов реализации федеральных и ведомственных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также опыта зарубежных стран и международных организаций позволяют сделать следующий вывод, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим максимальные значения перечисленных факторов безопасности, является создание территориально-распределенной системы-112 на базе ЕДДС.