Назначение, состав и функциональные возможности АПК «Безопасный город»
1-й учебный вопрос
Предпосылки создания и развития, основные принципы создания и развития комплекса “Безопасный город”
Современный период развития общества характеризуется увеличением числа происшествий техногенного и природного характера. Для обеспечения безопасности окружающей среды (в т.ч. и социальной) органами власти решено было разработать единый комплекс средств по мониторингу и прогнозированию возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций, а также контролю за устранением их последствий. Эффективность работы комплекса будет достигаться посредством слаженной работы органов власти, реализующих данную программу, силовыми ведомствами, обеспечивающими правопорядок и безопасность в обществе, а также оперативного взаимодействия различных информационных подсистем.
С начала 21 века перед мировым сообществом неоднократно ставился вопрос безопасности населения, защиты от угроз и последствий природных катаклизмов и техногенных ситуаций. Так было решено создать систему мероприятий, способных вывести контроль за правопорядком, предупреждение чрезвычайных ситуаций и работу органов власти на новый уровень.
Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).
Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).
К основным природным угрозам относятся:
Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.
К основным техногенным угрозам относятся:
Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.
К основным биолого-социальным угрозам относятся:
Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.
К основным экологическим угрозам относятся:
Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.
К основным угрозам транспортной безопасности относятся:
Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.
К основным конфликтным угрозам относятся:
Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.
К основным угрозам информационной безопасности относятся:
Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.
К основным управленческим (операционным) рискам относятся:
Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.
Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности городов Российской Федерации.
Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.
В рамках реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27.05.2014 № Пр-1175 была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса “Безопасный город» концепция построения и развития АПК “Безопасный город” (далее – Концепция). На МЧС России возложены функции главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК “Безопасный город” (далее – комплекс “Безопасный город”) в субъектах Российской Федерации, а также функции главного распорядителя бюджетных средств, что отражено непосредственно в Концепции.
Комплекс “Безопасный город” – совокупность существующих и перспективных комплексов средств автоматизации (далее – КСА) в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания федерального, регионального, муниципального и объектового уровней, а также всех взаимодействующих с ними автоматизированных систем управления и мониторинга, объединенных в комплекс “Безопасный город” в рамках создания единого информационного пространства. Безопасный город – это аппаратно-программный комплекс, способный за короткий промежуток времени определить характер чрезвычайной ситуации и предотвратить ее или же принять максимально эффективные решения по ликвидации ее последствий.
Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса “Безопасный город” должна обеспечить возможность:
С развитием урбанизации город превратился в сложную структуру с многоуровневым характером, выполняющую различные функции для поддержания жизнедеятельности муниципалитета и его развития. В целях обеспечения безопасности жителей города, контроля городских подсистем и их «слабых мест», оперирования со всей необходимой информацией о мероприятиях в населенном пункте, предоставления правоохранительным органам необходимого оборудования для круглосуточного наблюдения за состоянием правопорядка на улицах необходимо создать единую систему со своей иерархией, способную на полную мощность выполнять вышеизложенные функции. Систему, которая сможет объединять, синтезировать полученные от различных источников данные, правильно распределять их по позициям структуры, а также оперативно выполнять задачи, возникающие в чрезвычайном порядке. Именно это и подразумевает реализация комплекса «Безопасный город».
Концепция построения комплекса «Безопасный город» предполагает в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:
Плюсы умного города заключаются в повышении уровня жизни граждан и в уменьшении издержек рабочих процессов благодаря автоматизации деятельности, не требующей применения аналитических навыков. Информационные системы становятся необходимостью для администрации муниципалитетов, чтобы координировать и мобильно реагировать на актуальные вопросы городского управления. Это определяет свойства «умного города»: качество жизни, мобильность, урбанизация, социализация, умные технологии, виртуализация, персонификация, модернизация инфраструктуры.
Комплекс “Безопасный город” реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:
Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития комплекса “Безопасный город”. В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В рамках построения и развития комплекса “Безопасный город” предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям комплекса “Безопасный город”.
На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полномочным представительствам Президента Российской Федерации в федеральных округах возможность:
На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде, и имеют возможность пользоваться ею в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.
Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса “Безопасный город” в части определения последовательности доступа должна быть произведена категоризация объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Критериями и показателями оценки эффективности комплекса “Безопасный город” по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности являются:
Повышение готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач, включает:
Повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включает:
Снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, гибели и травматизма людей, включает:
Контроль миграционных движений предполагает:
Максимизация социально-экономических эффектов, включает:
2-й учебный вопрос
Назначение, состав, функциональные возможности АПК «Безопасный город»
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса “Безопасный город” является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Основными задачами построения и развития комплекса “Безопасный город” являются:
Комплекс “Безопасный город” является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса “Безопасный город” должна обеспечить:
Базовые функциональные требования к комплексу “Безопасный город” сгруппированы по следующим блокам:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает повышение безопасности населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры.
Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:
Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает поддержание пожарной безопасности, включая:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает безопасность в техногенной области, включая:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает экстренную связь, включая:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:
Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием технических средств, развернутых в рамках комплекса “Безопасный город”, предусматривает:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса комплексом “Безопасный город” предусматривает:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение реестров объектов капитального строительства в составе:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение реестров электросетей, трасс линий электропередачи и энергетического хозяйства в составе:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение реестров тепловых сетей в составе:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение реестров дорог в составе:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение реестров телекоммуникаций в составе:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение социального реестра в составе:
Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:
Информационная составляющая комплекса “Безопасный город” в рамках градоуправления предусматривает:
Ведение “дежурного плана города” предполагает:
Информационная составляющая комплекса “Безопасный город” осуществляет поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая:
Мониторинг и профилактика безопасности в социальной сфере предполагает:
Построение комплекса “Безопасный город” обеспечивает безопасность на транспорте.
Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:
Видеонаблюдение и видеофиксация на дорогах в рамках комплекса “Безопасный город” обеспечивают правопорядок и профилактику правонарушений, включая:
Обеспечение безопасности дорожного движения в рамках “Безопасного города” предусматривает:
Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:
Обеспечение безопасности дорожного движения в рамках “Безопасного города” предполагает наличие экстренной связи с транспортными средствами (на автомобильном, на железнодорожном, на водном и на воздушном транспорте), включая:
Обеспечение безопасности на транспорте в рамках “Безопасного города” предполагает наличие экстренной связи на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:
В рамках комплекса “Безопасный город” обеспечивается информирование о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, включая:
Осуществляется контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая:
Контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:
Предусмотрен в рамках функционирования комплекса “Безопасный город” контроль технического состояния транспортных средств, включая:
Происходит обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:
Предусмотрена организация системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:
В рамках построения комплекса “Безопасный город” обеспечивается экологическая безопасность среды обитания населения. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:
Контроль в области обращения с отходами в рамках комплекса “Безопасный город” предусматривает:
Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:
Развёртывание комплекса “Безопасный город” обеспечивает координацию работы служб и ведомств на всех уровнях и их взаимодействие.
Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:
Организация межведомственного взаимодействия в рамках комплекса “Безопасный город” предусматривает:
Управление взаимодействием муниципальных служб, включая:
Комплекс “Безопасный город” предусматривает обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:
Предусмотрено обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:
Управление оперативной обстановкой в городе на основе применения комплекса “Безопасный город” предусматривает наличие:
Единый центр оперативного реагирования комплекса “Безопасный город” включает следующие компоненты:
Единая информационная система города включает следующие компоненты:
Система безопасного хранения и обработки данных включает следующие компоненты:
На уровне субъектов Российской Федерации пользовательский функционал систем комплекса “Безопасный город” органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для осуществления оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на базе заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предполагается наличие (либо внедрение) систем, сопряженных с соответствующими системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к данным всех органов местного самоуправления обеспечивается путем организации маршрутизации данных через единый центр оперативного реагирования.
На уровне федеральной информационной среды комплекса “Безопасный город” пользовательский функционал систем комплекса “Безопасный город” федеральных органов исполнительной власти определяется в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти обеспечиваются оперативным доступом (по открытому протоколу) к данным субъектов Российской Федерации, консолидированным по каждому региону в рамках реализации комплекса “Безопасный город”, соответственно регламентам межведомственного взаимодействия.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба охраны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечиваются непосредственным оперативным доступом к данным органов местного самоуправления муниципальных образований путем организации соответствующей маршрутизации данных через единый центр оперативного реагирования.
3-й учебный вопрос
Взаимодействие органов государственной власти всех уровней в рамках комплекса “Безопасный город”
На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса “Безопасный город” в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств, направленных на реализацию настоящей Концепции, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В функции главного координатора входят:
Соисполнителями мероприятий по построению и развитию комплекса “Безопасный город” на федеральном уровне могут являться следующие федеральные органы исполнительной власти:
В функции соисполнителей на федеральном уровне входит реализация мероприятий по построению комплекса “Безопасный город” в рамках исполнения плана внедрения и развития комплекса “Безопасный город” по соответствующим ведомственным направлениям.
На уровне субъектов Российской Федерации координаторами по вопросам внедрения и развития комплекса “Безопасный город” выступают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К функциям координаторов на уровне субъекта Российской Федерации относятся:
На муниципальном уровне для реализации задач и функций комплекса “Безопасный город” предусмотрена возможность создания государственно-частного партнерства.