Информационные системы, используемые в деятельности органов повседневного управления РСЧС, их возможности и перспективы развития
Введение
Ежегодно на территории Российской Федерации возрастает количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В настоящее время наблюдается активное повсеместное внедрение автоматизированных систем, программно-аппаратных комплексов, различных цифровых платформ и технологий во всех сферах деятельности в том числе в области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Одной из основных тенденций развития гражданской обороны является формирование новых подходов к организации внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях. Формирование теории автоматизации процессов управления организационными системами стартовало в середине ХХ века с использованием системного подхода, где применяются в основном эвристические методы управления. В силу возрастания сложности решаемых проблем в зависимости от параметров состояния управления (самоорганизация, нестационарность, нелинейность, многомерность, оптимизация) увеличивается количество предметов автоматизации с включением в него организационно-технических систем (ОТС), построенных на комплексном использовании регулярных методов эвристического подхода и оптимизационного решения задач в области искусственного интеллекта. Перспективными направлениями в этих условиях являются нечёткая логика, экспертные системы, системы естественного языкового общения, распознавания образов, системы на искусственных нейронных сетях и генетических алгоритмах. В общем, это будущие интеллектуальных систем управления.
МЧС России и субъекты Российской Федерации за последние пять лет активно разрабатывали и внедряли различные автоматизированные системы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, среди которых необходимо отметить АИУС РСЧС-2030, систему-112, КСОБЖН, АПК «Безопасный город», систему ЭРА-ГЛОНАСС, ОКСИОН, систему космического мониторинга, различные системы природно-техногенного мониторинга, мониторинга опасных производственных объектов и другие автоматизированные системы экстренных служб, выполняющие задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Увеличение задач, возлагаемых на ЕДДС, как на орган повседневного управления РСЧС, активное участие в процессах межведомственного взаимодействия, решение вопросов антикризисного управления, расширение перечня автоматизированных систем, которыми оснащают пункты управления ЕДДС способствует повышению профессиональных требований к диспетчерам единых дежурно-диспетчерских служб.
Именно единые дежурно-диспетчерские службы осуществляют комплекс мероприятий по мониторингу, прогнозированию чрезвычайных ситуаций, а также координируют действия привлекаемых сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.
1-й учебный вопрос
АИУС РСЧС. Назначение, функциональные возможности, перспективы развития
Одной из основных тенденций развития гражданской обороны является формирование новых подходов к организации внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях. Формирование теории автоматизации процессов управления организационными системами стартовало в середине ХХ века с использованием системного подхода, где применяются в основном эвристические методы управления. В силу возрастания сложности решаемых проблем в зависимости от параметров состояния управления (самоорганизация, нестационарность, нелинейность, многомерность, оптимизация) увеличивается количество предметов автоматизации с включением в него организационно-технических систем (ОТС), построенных на комплексном использовании регулярных методов эвристического подхода и оптимизационного решения задач в области искусственного интеллекта. Перспективными направлениями в этих условиях являются нечёткая логика, экспертные системы, системы естественного языкового общения, распознавания образов, системы на искусственных нейронных сетях и генетических алгоритмах. В общем, это будущие интеллектуальные системы управления.
Проблемы подготовки и принятия управленческих решений в АСУ состоят:
АИУС РСЧС – система, предназначенная для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчинённых и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения.
АИУС РСЧС в Российской Федерации была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.1995 № 43 «О Федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»» и продолжает постоянно развиваться.
В настоящее время в Российской Федерации внедряется АИУС РСЧС-2030. Система предназначена для автоматизации деятельности органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Система позволяет автоматизировать деятельность органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функции системы:
В состав Системы входят следующие компоненты:
Ядро АИУС РСЧС-2030 включает в себя следующие подсистемы:
АИУС РСЧС-2030 построена как территориально распределенная система расположенных по всей стране региональных, республиканских, краевых, областных информационно-управляющих центров, городских и районных абонентских пунктов, объединенных государственными и ведомственными каналами связи и передачи данных. Такая структура обеспечивает возможность управления действиями в чрезвычайных ситуациях на уровне республик, краев, областей, городов и районов Российской Федерации, не исключая возможности рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления.
Функционально АИУС РСЧС-2030 состоит из основной, резервной и дублирующей подсистем, в состав которых включены (основная номенклатура средств):
Функционально-ориентированные КСА включают:
Примерами КСА-ОПУ являются Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России и автоматизированные системы единых дежурно-диспетчерских служб.
На основе перечисленной номенклатуры средств создаются объектовые комплексы (ОК) средств автоматизации АИУС РСЧС требуемого назначения и необходимой конфигурации. Каждый из таких ОК, размещаемый в здании, сооружении или ППУ, может включать несколько функционально-ориентированных КСА, а также комплекс средств связи и телекоммуникаций из состава ССПД.
Эффективность функционирования автоматизированных систем управления действиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций целесообразно увязывать со снижением возможных социально-экономических и политических последствий чрезвычайных ситуаций в результате повышения качества управленческих решений. Для информационного обеспечения управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создана автоматизированная информационно-управляющая система АИУС РСЧС.
Автоматизированная система управления (АСУ) – совокупность математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Основная задача автоматизированной системы управления – обеспечение оптимального функционирования объекта управления как единого целого, за счет правильного выбора целей и путей их достижения, наилучшего распределения заданий и обеспечения их четкого выполнения.
В современной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается её новое направление развития – от «культуры реагирования» к «культуре предупреждения».
Основные цели создания АИУС РСЧС:
Главное назначение АИУС РСЧС – информационное обеспечение и автоматизация деятельности подведомственных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий органов управления, связанных с управлением мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
АИУС РСЧС рассматривается, как интегрированная автоматизированная система, основными компонентами которой являются автоматизированные системы подведомственных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий органов управления федерального, регионального и муниципального уровней.
Конечной целью создания АИУС РСЧС является повышение оперативности, надёжности, качества принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
АИУС РСЧС обеспечивает сбор информации, имеющей отношение к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обработку этой информации, подготовку вариантов решений и рекомендаций по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, представление этой информации руководству Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К информации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
Основными функциями АИУС РСЧС являются:
Автоматизация управленческой деятельности в АИУС РСЧС осуществляется посредством решения взаимосвязанных функциональных задач, которые представляют собой информационные технологии обработки на ЭВМ определённых исходных (входных) данных и выдачи результатов этой обработки в удобном для дальнейшего использования виде с соответствующим специальным программным, информационным, лингвистическим, математическим (алгоритмическим), организационным обеспечением. С целью повышения эффективности процессов разработки, эксплуатации и дальнейшего совершенствования задач они объединяются в функциональные комплексы и подсистемы.
Совокупность взаимосвязанных функциональных задач объекта АИУС РСЧС, обеспечивающих все функции некоторого процесса управления, начиная от сбора необходимой информации и заканчивая доведением задач (принятых решений) до исполнителей, составляет функциональный комплекс задач АИУС РСЧС.
Функциональные задачи АИУС РСЧС классифицируются по таким аспектам (признакам):
По этим функциям задачи делятся на следующие основные классы:
АИУС РСЧС функционирует как в мирное время (в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), так и в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение). При этом возможности комплексов средств автоматизации в зависимости от режима функционирования меняются.
В режиме чрезвычайной ситуации комплексы средств автоматизации обеспечивают управленческую деятельность органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации. Собираются данные об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и сложившейся обстановке, оповещаются соответствующие органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
АИУС РСЧС обеспечивает решение задач по управлению выдвижением сил и средств в зону бедствия, мероприятиями по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Эксплуатационный персонал объектовых комплексов средств автоматизации переходит на круглосуточный режим работы. В случае необходимости мобильные средства АИУС РСЧС выдвигаются в район бедствия для непосредственного обеспечения работы оперативных групп.
Основными принципами, положенными в основу организации обмена в АИУС РСЧС информацией, являются:
Порядок обмена информацией в АИУС РСЧС определён «Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (приложение к приказу МЧС России от 11.01.2021 № 2 “О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”).
Инструкция определяет сроки и формы представления информации в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий , другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по сбору и обмену информацией.
Одной из основных тенденций развития гражданской обороны является формирование новых подходов к организации внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях. Формирование теории автоматизации процессов управления организационными системами стартовало в середине ХХ века с использованием системного подхода, где применяются в основном эвристические методы управления. В силу возрастания сложности решаемых проблем в зависимости от параметров состояния управления (самоорганизация, нестационарность, нелинейность, многомерность, оптимизация) увеличивается количество предметов автоматизации с включением в него организационно-технических систем (ОТС), построенных на комплексном использовании регулярных методов эвристического подхода и оптимизационного решения задач в области искусственного интеллекта. Перспективными направлениями в этих условиях являются нечёткая логика, экспертные системы, системы естественного языкового общения, распознавания образов, системы на искусственных нейронных сетях и генетических алгоритмах. В общем, это будущие интеллектуальные системы управления.
Проблемы подготовки и принятия управленческих решений в АСУ состоят:
Применение ОТС позволят создать структуры и методы синтеза интеллектуальных систем управления (ИСУ), которые устранят эти недостатки. Одним из приоритетных направлений является модернизация и развитие информационно-технической инфраструктуры органов повседневного управления РСЧС, при этом выполняются мероприятия, направленные на повышение эффективности использования информационных систем в деятельности органов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2-й учебный вопрос
Сущность, АПК «Безопасный город. Назначение, состав, функциональные возможности, перспективы развития
В настоящее время во многих регионах и городах России реализуется концепция создания Безопасного региона (города). В ведомствах и учреждениях создаются комплексы мониторинга таких объектов контроля, как:
Программный комплекс может быть настроен на любую область управления, количество иерархических уровней управления и любые объекты и включать функциональные блоки АПК «Безопасный город»:
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса “Безопасный город” (далее – комплекс “Безопасный город”) является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Основными задачами построения и развития комплекса “Безопасный город” являются:
Комплекс “Безопасный город” является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса “Безопасный город” должна обеспечить возможность:
Базовые функциональные требования к комплексу “Безопасный город” сгруппированы по следующим блокам:
Комплекс “Безопасный город” реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:
Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития комплекса “Безопасный город”. В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В рамках построения и развития комплекса “Безопасный город” предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям комплекса “Безопасный город”.
На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полномочным представительствам Президента Российской Федерации в федеральных округах возможность:
На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде, и имеют возможность пользоваться ею в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.
Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса “Безопасный город” в части определения последовательности доступа должна быть произведена категоризация объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
3-й учебный вопрос
Другие информационные системы, используемые органами управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации
Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации (КСОБЖН) является территориально-распределенной интегрированной информационной автоматизированной управляющей системой, создаваемой субъектами Российской Федерации и представляющей собой совокупность взаимодействующих автоматизированных систем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающих на территории субъекта Российской Федерации задачи мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности, и информационно-коммуникационной инфраструктуры КСОБЖН, объединяющей эти автоматизированные системы.
Внедрение КСОБЖН, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12 «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года», является одним из приоритетных направлений при решении задач государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Геоинформационные системы (ГИС) – это прогрессивные компьютерные технологии, которые используются для создания карт и оценки фактически существующих объектов, а также происшествий, происходящих в мире. При этом визуализация и пространственные обзоры сочетаются со стандартными процессами с базами данных: введением сведений и получением статистических результатов. Именно обозначенные характеристики позволяют широко применять эти программы для решения многих проблем:
Кроме глобальных целей, с помощью такого обеспечения можно регулировать частные ситуации, например:
Сегодня геоинформационные системы – это прибыльная область деятельности, в которой заняты миллионы людей в разных странах. Только в России более 200 различных компаний разрабатывают и внедряют такие технологии во все сферы хозяйствования. МЧС России ведёт формирование банка данных по потенциально опасным объектам в трёхмерном формате. Трехмерное моделирование позволяет проводить не только мониторинг, но и создавать ситуации для расчета эвакуации людей и расчета пожаров. Для решения этих задач существует комплекс специализированного программного обеспечения.
Геоинформационная система обеспечивает сбор, хранение, обработку, отображение и распространение пространственно координированных данных. Геоинформационные технологии объединяют традиционные операции работы с базами данных (например, запрос и статистический анализ) с преимуществами полноценной визуализации и географического анализа, которые предоставляет карта. Это отличает ГИС от других информационных систем и обеспечивает уникальные возможности их применения для решения задач, связанных с анализом явлений и событий окружающего мира, с выделением главных факторов и причин, с планированием стратегических решений и анализом возможных последствий предпринимаемых действий.
На основе системы управления базами данных ORACLE автоматизирован сбор и обработка информации о чрезвычайных ситуациях и проводимых мероприятиях, их учёт и накопление. База данных содержит информацию обо всех чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории России с 1990 года. Современные системы управления базами данных (СУБД) – комплекс программных средств для хранения, поиска и анализа формализованной информации (информация, состоящая из жёстко заданного перечня информационных показателей).
Система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте СЗИОНТ создается в целях обеспечения: информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте; подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
ОКСИОН это общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН имеет 4 уровня:
В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные, региональные и муниципальные (городские) информационные центры. В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).
Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» создана в целях снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных чрезвычайных ситуаций на дорогах Российской Федерации посредством уменьшения времени реагирования экстренных оперативных служб. Автомобильная система (устройство) вызова экстренных оперативных служб – ключевой структурный элемент системы «ЭРА-ГЛОНАСС», призванный сформировать и передать минимально необходимый набор данных о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии и обеспечить двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами.
Сети радиосвязи Учитывая такие преимущества КВ, УКВ радиосвязи, как оперативность установления прямой связи на разные расстояния, простота организации радиосвязи с подвижными объектами, возможность обеспечения связи через труднодоступные пространства (зоны повышенного заражения, труднопроходимые водные и горные районы, лесные завалы), высокую мобильность средств радиосвязи, данная связь является одной из основных видов связи как в особый период, так и при проведении аварийно-спасательных работ, координации действий в районах чрезвычайных ситуаций.
В рамках развития и совершенствования сети спутниковой связи МЧС России для обеспечения связи и передачи данных из районов чрезвычайных ситуаций планируется осуществить:
Поскольку в настоящее время развитие отечественного производства цифровых средств радиорелейной связи идет высокими темпами, то основным направлением дальнейшего развития радиорелейной связи МЧС России должен быть переход с аналоговых систем радиорелейной связи на цифровые. Техническое перевооружение должно осуществляться путем перехода на цифровые радиорелейные линии связи в диапазоне 7-38 ГГц. Для обеспечения возможности оперативного применения РРС потребуется выделение МЧС России радиочастот в указанном диапазоне.
Информационный обмен в МЧС России обеспечивается с использованием сетей Интернет / Интранет. В Интранет-сети организованы информационные порталы департаментов и управлений центрального аппарата, всех ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, организаций и учреждений центрального подчинения и спасательных воинских формирований. Каждый пользователь, зарегистрированный в сети Министерства, располагает возможностью получения и передачи электронных сообщений (текстовых, графических и др.) другим пользователям корпоративной сети, включая ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации. Аналогичные возможности имеют пользователи и оперативные службы региональных центров.
Системы пожарной сигнализации. Пожарная сигнализация это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
Пожарный извещатель – техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре.
4-й учебный вопрос
Перспективы развития информационных систем, используемых в деятельности органов повседневного управления РСЧС
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» важнейшей целью определено обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
В перечень основных задач Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2018 № 1065 «О правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию цифровых технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности», включено положение по обеспечению безопасности жизнедеятельности за счет активного внедрения информационных технологий.
В 2018 году в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти направлено предложение о создании Единой унифицированной системы комплексной безопасности, которая должна включать в себя структурные подсистемы регионального уровня, состоящие, в свою очередь, из соответствующих муниципальных звеньев. Такая цифровая трансформация предусматривает:
Одной из подсистем Единой унифицированной системы комплексной безопасности планируется комплексная система обеспечения природно-техногенной безопасности (КСПТБ), которая обеспечит цифровое развитие РСЧС и должна формироваться на основе:
Основной функцией КСПТБ должно являться информационно аналитическое обеспечение органов управления РСЧС в части:
В ближайшие годы наиболее перспективными направлениями внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в интересах МЧС России будут являться:
Применение технологий ИИ на базе программных средств автоматизированной системы «Система космического мониторинга» позволяет оперативно проводить анализ космических снимков ив режиме реального времени составлять модели возможного развития обстановки. Полученные прогнозные данные доводят до территориальных подразделений МЧС России и используют в превентивных мероприятиях, направленных на снижение последствий паводковой обстановки, предотвращение природных и лесных пожаров, а также возможных последствий от ЧС.
В рамках АПК «Безопасный город» внедрение технологии ИИ в комплексе с интеллектуальными системами видеонаблюдения позволяет осуществлять:
Внедрение технологий ИИ при анализе электронных паспортов территорий и потенциально-опасных объектов, расположенных на данных территориях, учитывающих значительный массив данных позволит проводить анализ, моделирование развития ЧС и формировать краткосрочные и среднесрочные прогнозы возникновения ЧС в субъектах Российской Федерации. Внедрение технологий ИИ и машинного обучения в рамках риск-ориентированного подхода позволит проводить математический анализ возможностей одновременного возникновения нескольких событий (происшествий), вызывающих наложение чрезвычайных ситуаций различного характера, а также просчитывать возможные комплексные последствия данных событий.
5-й учебный вопрос
Порядок организации круглосуточного мониторинга обстановки и организации реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием возможностей АИУС РСЧС, АПК «Безопасный город» и других информационных систем, используемых органами управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации
Система-112, является источником получения первичной информации о происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Для унификации процессов передачи информации, повышения эффективности информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и обеспечения ввода данных в систему-112 разработана и согласована со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти унифицированная карточка информационного обмена системы-112.
Унифицированная часть карточки информационного обмена в системе112 состоит из следующих блоков:
Необходимо отметить, что контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах осуществляется диспетчерским персоналом единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
При отсутствии необходимости экстренного реагирования должна быть обеспечена возможность перевода вызова на IVR для предоставления позвонившему информации по стандартным вопросам или доступ к базе знаний подсистемы консультативного обслуживания населения.
При необходимости экстренного реагирования на происшествие оператор-112 в ходе первичного заполнения унифицированной карточки информационного обмена, руководствуясь уточненными критериями передачи информации, указанными в двухсторонних соглашениях по организации взаимодействия между ЕДДС и ДДС, принимает решение о привлекаемых для реагирования ДДС и завершает вызов или перенаправляет вызов в соответствующую ДДС. При перенаправлении вызова в ДДС оператор-112 одновременно в автоматизированном режиме передает диспетчеру ДДС унифицированную карточку информационного обмена, заполненную в электронном виде в ходе первичного опроса. Оператор-112 дожидается ответа диспетчера ДДС, подтверждения получения заполненной информационной карточки и подтверждения о соответствии поступившего вызова зоне ответственности данной ДДС.
При внезапном прерывании вызова оператор осуществляет обратный дозвон до позвонившего абонента. В случае невозможности продолжения разговора (абонент не отвечает) оператор-112 действует, исходя из уже полученной информации. При самостоятельном завершении вызова оператор-112 определяет перечень ДДС, силы и средства, которых необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов, вносит список ДДС в унифицированную карточку информационного обмена и, используя автоматизированную информационную систему, направляет ее адресатам. Автоматически информационная карточка сохраняется в базе данных автоматизированной информационной системы-112.
После отправки унифицированной карточки информационного обмена в ДДС оператор-112 контролирует подтверждение получения информационной карточки. Диспетчер ДДС после получения информационной карточки организует реагирование на вызов. При необходимости, диспетчер уточняет информацию о происшествии по контактному телефону позвонившего.
Все действия по реагированию диспетчер ДДС вносит в информационную карточку. После завершения реагирования диспетчер ДДС ставит в информационной карточке соответствующую отметку и отправляет информационную карточку диспетчеру ЕДДС.
Если к реагированию на вызов о происшествии привлекаются одна или несколько ДДС, информационная карточка автоматически направляется на рабочее место диспетчера ЕДДС соответствующего муниципального образования. Диспетчер ЕДДС подтверждает получение информационной карточки. При привлечении нескольких ДДС диспетчер ЕДДС отвечает за организацию их взаимодействия, корректировку действий, обеспечение информацией системы мониторинга, доведение новой информации по данному происшествию.
При получении любой информационной карточки диспетчер ЕДДС осуществляет контроль своевременного закрытия информационной карточки диспетчерами ДДС, анализирует данные по результатам реагирования и, при необходимости, вносит записи в специфичную часть информационной карточки, касающуюся ЕДДС. После завершения реагирования всеми участвующими ДДС диспетчер ЕДДС закрывает информационную карточку.
При передаче от оператора-112 голосового вызова о ЧС диспетчерский персонал ЕДДС, при необходимости, заполняет или корректирует общую и специфическую части унифицированной карточки информационного обмена и завершает вызов. Информационная карточка вызова о происшествии находится в базе данных системы-112 и доступна всем ДДС, привлеченным к реагированию. Каждая ДДС имеет возможность корректировки своей специфической части информационной карточки. Диспетчер ЕДДС координирует действия всех ДДС по реагированию на ЧС. Для координации действий ДДС диспетчер следит за изменениями в информационной карточке, вносимыми диспетчерами ДДС, уточняет у них по имеющимся каналам связи информацию о действиях подчиненных им сил, в случае масштабной ЧС доводит информацию до руководства для принятия оперативных решений.
При реагировании с привлечением нескольких ДДС диспетчер ЕДДС может самостоятельно принимать решения по управлению ликвидацией происшествия. Диспетчер ЕДДС по телефону доводит до диспетчеров ДДС информацию о принятых решениях и вносит соответствующую запись в информационную карточку. Если ликвидация одного происшествия (ЧС) происходит на нескольких участках, диспетчер ЕДДС также доводит до всех ДДС оперативную информацию о ходе ликвидации последствий на всех участках и необходимых действиях на каждом участке, ставит задачи по привлечению дополнительных сил.
Всю информацию о ходе и результатах ликвидации последствий ЧС диспетчер ЕДДС вносит в информационную карточку и доводит до оперативного дежурного ЦУКС субъекта Российской Федерации. При необходимости, диспетчерский персонал ЕДДС осуществляет оповещение населения о возможных угрозах и рекомендуемых действиях. Для любого происшествия, находящегося на контроле в ЕДДС, диспетчер ЕДДС осуществляет снятие вызова (соответственно, информационной карточки) с контроля только после получения информации о завершении реагирования от всех привлекаемых ДДС и окончательного заполнения информационной карточки.
При получении от системы-112 карточек происшествия АПК «Безопасный город» обеспечивает автоматическую обработку карточек происшествий и формирование информации об объектах контроля, на которых произошло происшествие: определяет местонахождение объекта контроля и формирует его изображение на карте местности, формируются его паспортные данные (этажность и поэтажные планы здания, количество населения или сотрудников в здании, материалы перекрытий, наличие химически опасных или горючих веществ, подъездных путей, гидрантов и другую информацию, необходимую для адекватного планирования действий подразделений пожарной охраны). Информация об объекте контроля выдается пользователям (подразделение пожарной охраны, дежурная служба объектов газоснабжения и др.). При возникновении нештатной или чрезвычайной ситуации АПК «Безопасный город» позволяет сформировать управляющие сигналы подсистемы оповещения населения, задействование которой производится по распоряжению председателя КЧС и ОПБ.
АПК «Безопасный город» обеспечивает контроль состояния комплексов мониторинга, обеспечивающих безопасность региона, В сводной отчетности формируется информация о типе системы мониторинга, адресе расположения, о дате, о подрядной организации, обслуживающей указанный комплекс мониторинга с указанием телефонов и руководителей подрядной организации, состояние систем мониторинга.
АПК «Безопасный город» обеспечивает контроль объектов жилищно-коммунального хозяйства (ТЭЦ). На экране отображается схема расположения ТЭЦ, отображаются контролируемые параметры: давление теплоносителя на выходе, расход теплоносителя, температура, приводится паспорт объекта контроля, включающий характеристики: энергетическую и тепловую мощность, эффективный радиус теплоснабжения. Измерение параметров на выходе ТЭЦ, насосных станций, объектов ЖКХ (жилых домов) позволяет определять несоответствие поставляемой тепловой энергии, участки трубопровода, на которых возможны потери давления или резкого увеличения потребления, места протечек трубопроводов. При выходе параметров носителя за пределы пороговых значений формируется сигнал тревоги на пульте автоматизированного рабочего места диспетчера.
Формирование взаимосвязей объектов контроля – ТЭЦ позволяет определить дома, которые лишатся теплоснабжения. Оператор может получить поддержку принятия решений при возникновении нештатной ситуации, и спланировать действия аварийно-спасательных (аварийных) подразделений. Контроль реализации планов осуществляется в автоматизированном режиме с использованием данных комплексов мониторинга и донесений руководителей подразделений подрядных организаций. При контроле реализации планов отслеживаются как объемы работ, выполненных при устранении последствий ЧС, так и время их выполнения, которое сравнивается с регламентированным временем.
Система видеонаблюдения предназначена для непрерывного визуального мониторинга, видеозаписи и обнаружения движения в охраняемых зонах на объектах любого масштаба. Система позволяет построить распределенную структуру любой сложности с подключением неограниченного числа серверов, видеокамер и пользователей. Функционал системы обеспечивает: резервирование данных, цифровую стабилизацию изображения для получения четкого изображения, интеграцию с системой Контроля Дорожного движения, фиксацию нарушений правил дорожного движения по ряду пунктов, определяет состояние светофорных объектов.
Система контроля дорожного движения позволяет распознавать и фиксировать номера проезжающего автотранспорта. формировать статистику о маршрутах движения и скорости передвижения транспорта, организация автоматизированных контрольных пунктов. Система предназначена для автоматической регистрации и распознавания номеров автотранспорта на контрольно-пропускных пунктах на предприятиях, платных стоянках и гаражных комплексах, на постах Госавтоинспекции. Интеграция с системой контроля доступа позволяет автоматизировать контрольно-пропускной режим.
Функциональные возможности:
Система автоматической фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения предназначена для информационно-технологического и аналитического обеспечения процесса контроля за движением автотранспорта на автотрассах, перекрестках и пешеходных переходах, оперативного анализа дорожной ситуации и доведения требуемой информации до пользователей, обладающих правом доступа.
Использование системы позволяет снизить аварийность, повысить дисциплин у водителей и пешеходов, контролировать дорожную ситуацию для организации управления транспортными потоками, оперативно фиксировать правонарушения транспортным средством, формируя постановления.
Система видео-аналитики обладает возможностью реализации следующих функций:
Таким образом осуществляется круглосуточный мониторинг обстановки и организация реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС с использованием возможностей АИУС РСЧС, АПК «Безопасный город» и других информационных систем, используемых органами управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации.