Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС
1-й учебный вопрос
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления в системах ГО и РСЧС
Связь это передача и приём информации в системах управления войсками (силами), а также специальными формированиями РСЧС при проведении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и проведении различных операций гуманитарного характера. Связь является технической основой управления силами гражданской обороны. Потеря связи ведет к потере управления. Связь – основное средство, обеспечивающее управление и решение различных задач функционирования системы управления гражданской обороной при организации специальных действий в военное и мирное время. Связь при угрозе и возникновении ЧС, в военное и мирное время должна обеспечивать решение задач по обеспечению передачи сигналов и информации оповещения органам управления и населению Российской Федерации в заданные сроки.
Связь организуется в соответствии с решением начальника (руководителя, командира), указаниями заместителя начальника (руководителя, командира), заместителей начальников (руководителей, командиров), осуществляющих руководство организацией оперативного управления, распоряжением по связи вышестоящего органа управления с учетом наличия и состояния сил и средств связи, состояния системы связи общего пользования, ведомственных сетей связи.
Для организации связи в органах управления гражданской обороны применяются средства электросвязи: радио, радиорелейной, спутниковой и проводной связи, образующие рода связи.
Виды связи и их количество на каждом информационном направлении определяются потребностью системы управления, объемом и срочностью передаваемых сообщений, требуемой оперативностью ведения переговоров и наличием соответствующих оконечных устройств связи (абонентских терминалов).
Радиосредства применяются для организации линий прямой связи между пунктами управления, с объектами управления, находящимися в движении или в труднодоступном районе, в зоне пожара, заражения, затопления в качестве резервного или основного средства передачи (приема) всех видов сообщений, а также линий радиодоступа к сетям связи общего пользования и составлять основу радиосетей управления при тушении пожаров и проведении специальных действий в зонах ЧС. В отсутствии других средств связи радиосредства могут быть единственными средствами связи с органами и объектами управления.
Радиосвязь организуется, как правило, в радиосетях и радионаправлениях. Применение того или иного способа в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий обстановки, назначения данной связи, степени её важности, характера и особенностей организации системы управления, потребности в обмене информацией, наличия радиосредств и других факторов.
Радиосеть – способ организации радиосвязи между тремя и более пунктами управления (командирами, штабами, корреспондентами). Радиосеть обеспечивает одновременную (циркулярную) передачу информации большому количеству корреспондентов, а комбинированная радиосеть – и одновременный прием информации от них.
Радионаправление – способ организации радиосвязи между двумя пунктами управления (командирами, штабами, корреспондентами). Радионаправление по сравнению с радиосетью обладает большей пропускной способностью, устойчивостью и скрытностью, но вместе с тем требует большего расхода радиосредств и рабочих частот.
Радиосети и радионаправления по предназначению могут быть постоянно действующими, дежурными, резервными и скрытыми. В каждой радиосети (радионаправлении) одна из радиостанций является главной. В радиосетях и радионаправлениях радиостанция старшего органа управления является главной. В радиосетях взаимодействия главная радиостанция назначается органом управления, организующим взаимодействие. Для организации связи радио-, радиорелейными и спутниковыми средствами связи назначаются данные для работы вышеперечисленных средств рабочие (запасные) частоты, позывные, пароли, ключи к таблицам.
Данные для работы излучающих средств заблаговременно разрабатываются начальниками связи (должностными лицами, ответственными за вопросы организации связи) в органах управления гражданской обороны, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формированиях, подразделений ФПС, на основании исходных данных, полученных от вышестоящего органа управления, и своевременно доводятся до подчиненных установленным порядком. Для обеспечения связи с вышестоящим органом управления радио-, радиорелейными, спутниковыми средствами связи данные для их работы назначаются вышестоящим органом управления ГО.
Для организации связи в системе связи гражданской обороны в режиме повседневной деятельности, при введении высших степеней готовности и ликвидации ЧС во всех звеньях управления применяется сотовая и транкинговая связь, которые обеспечивают подвижные и стационарные объекты телефонной связью и передачей данных, что значительно расширяет возможности подвижных объектов, появляется возможность принимать телексные и факсимильные сообщения, различного рода графическую информацию и др.
Радиорелейные, проводные средства связи применяются для строительства (развертывания) линий привязки. Для развертывания отдельных направлений связи и линий прямой связи между пунктами управления применяются, как правило, малоканальные радиорелейные средства связи. Связь, образованная радиорелейными средствами, может быть организована по направлению или в сети.
Направление радиорелейной связи – способ организации связи радиорелейными средствами между двумя пунктами управления (командирами, штабами). Сеть радиорелейной связи – способ организации связи между тремя и более пунктами управления (командирами, штабами).
Проводная связь составляет основу системы связи МЧС России на всех уровнях управления и базируется на арендованных каналах связи. взаимоувязанной сети связи Единой сети электросвязи (далее – ЕСЭ). Российской Федерации.
Проводные средства связи могут применяться самостоятельно или в сочетании с радио, радиорелейными и средствами спутниковой связи при расположении органов управления и сил пунктах постоянной дислокации, в районе ЧС, а также для обеспечения внутренней связи на пунктах управления. Проводная связь может быть организована по направлению или в сети. Направление проводной связи – способ организации связи проводными средствами между двумя пунктами управления (командирами, штабами). Сеть проводной связи – способ организации связи проводными средствами между тремя и более пунктами управления (командирами, штабами).
Средства спутниковой связи применяются для обеспечения обмена всеми видами сообщений практически на неограниченную дальность, как со стационарными, так и с подвижными пунктами и объектами управления и связи преимущественно на линиях прямой связи между ними. Спутниковая связь в системе связи МЧС России предназначена для решения задач обеспечения телефонной, видеоконференцсвязи и передачи данных оперативным группам (ОГ), находящимся в районе ЧС, в том числе в районах со слаборазвитой сетью связи общего пользования или в условиях её полного разрушения. Спутниковая связь может быть организована по направлению или в сети. Направление спутниковой связи – способ организации связи средствами спутниковой связи между двумя пунктами управления (командирами, штабами). Сеть спутниковой связи – способ организации связи средствами спутниковой связи между тремя и более пунктами управления (командирами, штабами).
Видеоконференцсвязь – организуется для обеспечения передачи видеоинформации из района ЧС, а также для проведения селекторных совещаний. В частных случаях система видеоконференцсвязи может применяться для проведения телемостов и видеотелефонных соединений, в том числе из района (места) ЧС.
В отдельных случаях к системе видеоконференцсвязи могут временно (на период проведения конкретной конференции) подключаться терминалы, присоединенные к сети Интернет или ведомственным (частным) сетям сторонних ведомств (организаций).
Каждое такое подключение оформляется отдельным решением начальника связи МЧС России, начальника связи ГУ МЧС России (в виде утвержденной схемы подключения к ВКС), включающее в себя технические вопросы и вопросы безопасности информации). Система видеоконференцсвязи имеет общий с системой ведомственной цифровой телефонной сети план нумерации и обеспечивает соединение видеоабонентов с абонентами ведомственной цифровой телефонной сети. При реагировании на ЧС видеоконференцсвязь может применяться для трансляции видеоряда с места ЧС с целью доведения оперативной информации, необходимой для оценки обстановки, принятия решений, руководством МЧС России, должностными лицами оперативных штабов (ситуационных центров, центров поддержки принятия решений).
Режим работы и порядок использования излучающих средств связи определяются начальником органа управления МЧС России, исходя из обстановки, решаемых задач, указаний и распоряжений вышестоящих органов управления МЧС России и распоряжений по связи начальника штаба военного округа, (объединенного стратегического командования, группировки сил, объединения).
Режимами работы излучающих средств связи могут быть:
Для обеспечения связи на основных информационных направлениях различные средства связи используются комплексно с применением, при необходимости, шифровальной аппаратуры связи.
В период подготовки и развертывания группировки сил МЧС России для обеспечения связи используются стационарная система связи, усиливаемая дополнительно арендуемыми каналами из сети связи общего пользования ЕСЭ Российской Федерации и каналами связи других министерств и ведомств, входящих в РСЧС.
В ходе тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнении других задач группировкой сил МЧС России развертывается система подвижных (мобильных) узлов связи от которых организуется связь:
Ответственность за организацию связи возлагается на заместителей начальников (руководителей, командиров), осуществляющих руководство организацией управления гражданской обороной как в мирное, так и военное время. Непосредственными организаторами связи являются начальники связи всех уровней управления. Они отвечают за своевременную организацию и устойчивую работу систем связи технических комплексов и средств автоматизации и оповещения.
Организация связи – это комплекс мероприятий, направленный на построение (развертывание) и совершенствование системы связи и обеспечение её функционирования с требуемым качеством.
Организация связи включает:
При организации связи определяются:
С приведением в высшие степени готовности осуществляется усиление и наращивание системы связи, а также комплекс других мероприятий, предусмотренных соответствующими планами. Ответственность за связь с подчиненными формированиями возлагается на вышестоящий орган управления. При потере связи вышестоящий и подчиненный органы управления обязаны принять меры для немедленного ее восстановления. Связь между взаимодействующими пунктами управления устанавливается по указанию органа управления, организующего взаимодействие.
Центральным органом управления гражданской обороны по руководству организацией связи и поддержанием в постоянной готовности системы связи, технических систем автоматизированного управления и оповещения является соответствующее структурное подразделение центрального аппарата МЧС России.
Возглавляет и организует деятельность центрального органа управления связью начальник связи МЧС России.
Органом управления регионального уровня по руководству организацией связи и поддержанием в готовности системы связи и технических систем автоматизированного управления и оповещения является соответствующее структурное подразделение главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Возглавляет и организует его деятельность начальник связи ГУ МЧС России.
Система связи – организационно-техническое объединение сил и средств: связи, оповещения и автоматизации управления, создаваемое для обеспечения устойчивого и непрерывного управления мероприятиями гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях.
Система связи – важнейшая составная часть технической основы системы управления гражданской обороны. Она относится к сетям связи специального назначения единой сети электросвязи Российской Федерации (ЕСЭ РФ).
Система связи ГО выполняет задачи по обеспечению обмена всеми видами информации в системе управления, а также доведения сигналов оповещения до органов управления и населения.
Система связи включает:
Элементами системы связи являются:
Система управления связью – совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов, пунктов и технической основы управления, создаваемых для обеспечения управления системой и подразделениями связи в любых условиях обстановки.
Ведомственная цифровая сеть связи с интеграцией услуг – совокупность автоматизированных цифровых сетей связи общего пользования региональных центра, главных управлений, местных органов (учреждений), на основе унифицированных телекоммуникационных технологий, объединенных единым управлением и обеспечивающих предоставление пользователям требуемых видов и услуг связи заданного качества.
Система технического обеспечения связи, оповещения и автоматизированных систем управления – часть системы связи, предназначенная для обеспечения сил техникой связи и автоматизированных систем управления, поддержания её в исправном (работоспособном) состоянии и постоянной готовности к применению, восстановления и возвращения в строй при повреждениях и эксплуатационных отказах.
Резерв сил и средств связи создается за счет штатных подразделений связи для восстановления вышедших из строя элементов системы связи и решения вновь возникающих задач по связи, вызванных изменениями обстановки. Резерв сил и средств связи восстанавливается в возможно короткие сроки. Для обеспечения определения местоположения подвижных объектов по сетям связи используется информационно-навигационная система.
Информационно-навигационная система состоит из комплектов связного и навигационного оборудования, использующих в своем составе навигационную аппаратуру потребителей космических навигационных систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Средствами навигации оснащаются транспортные средства МЧС России.
Информационно-навигационная система обеспечивает:
Прием, обработка и доставка на пункты управления (в штабы) отправлений осуществляется:
Кроме того, могут использоваться сети ФПС Минобороны РФ и других силовых министерств и ведомств. При необходимости для этих целей решением начальника (руководителя) качестве средств доставки в сети могут использоваться дополнительно выделенные авиационные, бронированные и другие транспортные средства.
Система связи гражданской обороны базируется на использовании сети связи общего пользования ЕСЭ РФ, сетей связи других министерств.
Основу стационарной части системы связи гражданской обороны составляют стационарные системы связи, создаваемые в каждом регионе страны силами и средствами подразделений связи территориальных органов и учреждений.
Для обеспечения связи в интересах управления силами гражданской обороны на местности, не подготовленной в отношении связи, а также на территории, где элементы стационарной системы связи подверглись намеренному или техногенному разрушению, развертывается мобильная часть системы связи на базе мобильных средств, комплектов связи, мобильных узлов связи (МУС).
Присоединение узлов связи пунктов управления территориальных органов и учреждений к узлам связи вышестоящих пунктов управления осуществляется с использованием услуг связи операторов связи (в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).
Контроль состояния каналов связи, мониторинг качества услуг осуществляется силами подразделений связи и специализированных организаций предоставляющих услуги в рамках государственных контрактов (в т.ч. по аутсорсингу).
Основу системы связи гражданской обороны составляет цифровая сеть связи с интеграцией услуг (ЦССИУ). Представляет собой совокупность автоматизированных цифровых сетей связи общего пользования на основе унифицированных телекоммуникационных технологий, объединенных единым управлением и обеспечивающих предоставление пользователям требуемых видов и услуг связи заданного качества. ЦССИУ состоит из цифровых сетей связи с интеграцией услуг (ССИУ) федерального, межрегионального, регионального и местного уровней. ЦССИУ включает в себя мобильную и стационарную часть и формируется на основе стационарных и мобильных средств связи и автоматизации. В состав ЦССИУ входят взаимоувязанные и согласованные по задачам, месту и времени действий узлы и линии связи различного назначения, развертываемые или создаваемые по единому плану для управления силами (группировками сил) ГО.
Узел связи представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и автоматизации управления, развернутых на пункте управления или в пункте распределения (коммутации) каналов (сообщений) для обеспечения обмена информацией и передачи сигналов в процессе управления органами управления и силами гражданской обороны.
По своему назначению различают:
Порядок размещения узла связи пункта управления на местности определяется расположением основных элементов пункта управления, условиями местности, а также количеством развертываемых средств связи. Средства связи, прибывающие на узел связи от вышестоящего органа управления, взаимодействующих и входящих в состав министерств и ведомств, размещаются по согласованию с начальником узла связи, который является старшим и определяет размещение всех средств связи на пункте управления.
Основными задачами системы связи ГО и РСЧС являются:
Система связи должна обеспечить передачу следующих видов информации:
Речевые сообщения используются во всех звеньях управления и на всех этапах ликвидации ЧС, при этом в низовом звене они могут являться единственным способом обмена информацией.
Документированные сообщения используются, как правило, в звене: федеральные и региональные органы управления МЧС России – оперативные группы МЧС России в районе ЧС для передачи приказов и директив правительственных органов и руководства МЧС России, а также сводок и донесений о ходе аварийно-восстановительных работ.
Видеоинформация может передаваться в звеньях: участок работ – оперативные группы в районе ЧС – МЧС России.
Система связи ГО и РСЧС в каждом звене управления создается заблаговременно и включает стационарную и мобильную сети связи.
Стационарная сеть действует постоянно и включает:
При возникновении ЧС стационарная сеть связи развертывается с учетом сложившейся обстановки и объема задач, решаемых органами управления и силами ГО и РСЧС, а непосредственно в районе ЧС создается мобильная сеть связи, включающая:
Засекречиванию подлежат каналы связи, обеспечивающие конфиденциальные телефонные переговоры руководства МЧС России и ее оперативных групп, а также передачу документов, содержащих секретные данные.
Для обеспечения эффективного использования связи организуется управление связью, которое должно обеспечить:
Основным документом, определяющим организацию связи при решении задач ГО и возникновении ЧС, является план связи, который разрабатывается на основании указаний начальника органа управления ГОЧС и распоряжения по связи вышестоящего органа управления. План связи оформляется на карте (плане города, района) с пояснительной запиской и схемой организации связи. В нем определяются:
В приложении к плану разрабатываются:
В соответствии с планом связи и указаниями начальников разрабатывается распоряжение по связи, в котором указываются основные требования по ее организации в подчиненных органах управления.
Требования к системам связи:
Основными мероприятиями по повышению устойчивости системы связи на военное время являются:
В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления гражданской обороной в системе связи ГО и РСЧС организуются различные виды связи:
Следует отметить, что в последнее время в интересах управления ГО и РСЧС стали все шире использоваться современные телекоммуникационные технологии – совокупность сетей связи и компьютерных средств, состоящих на оснащении органов управления.
2-й учебный вопрос
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях ‒ это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновений чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оповещение осуществляется в целях доведения сигналов оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера до:
Непосредственные действия по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.
Своевременное оповещение органов управления ГО и населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций входят в состав основных задач ГО, а также полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Для решения этих задач используются средства массовой информации, в том числе радио и телевидение, а также специально создаваемые системы оповещения и информирования населения, в том числе в местах массового пребывания людей.
Оповещение организуется во всех звеньях управления с целью своевременного приведения в готовность системы ГО, предупреждения органов управления, сил ГО и населения об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, об угрозе катастрофического затопления, о стихийных бедствиях.
Оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуации осуществляется с использованием сетей стационарной телефонной, подвижной радиотелефонии (сотовой) связи, средств телерадиовещания, сети Интернет, сетей электросирен и электронных сирен, уличной звукофикации, мобильных средств и других средств.
Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих доведение в минимально короткие сроки информации об угрозе или возникновении ЧС до органов управления РСЧС и населения.
Система оповещения это организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.
В различных режимах функционирования РСЧС системы оповещения населения используются в целях реализации задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для сокращения сроков прохождения информации в системах оповещения во всех режимах функционирования РСЧС, а также для полноты охвата населения оповещением создаются автоматизированные системы централизованного оповещения.
Системы оповещения строятся по территориальному принципу:
Системы оповещения всех уровней управления должны обеспечивать циркулярное и выборочное доведение сигналов и информации оповещения до органов управления, сил ГО и РСЧС и населения. Системы оповещения всех уровней должны программно и технически сопрягаться.
Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющихся по должности руководителями ГО, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения в соответствии с действующим законодательством.
Оповещение населения организуется на основе применения:
Работа по оповещению населения осуществляется оперативной дежурной сменой НЦУКС (ЦУКС) с использованием утверждённых инструкций, алгоритмов и схем оповещения, а также данных паспорта территории.
Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения обеспечивает доведение в автоматизированном режиме сигналов и информации оповещения от центров (пунктов) управления МЧС России до:
Межрегиональные автоматизированные системы централизованного оповещения обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления территориальных органов МЧС России до:
Региональные системы оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации оповещения от ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации до:
Местные системы оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации оповещения от органов управления (ЕДДС) муниципальных образований до:
Локальные системы оповещения (ЛСО) обеспечивают в пределах зон своего действия доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления потенциально опасных объектов до персонала этих объектов, персонала других организаций и населения, находящихся в зоне действия ЛСО, а также взаимодействующих органов управления, уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Размеры зон действия локальных систем оповещения в районах размещения опасных производственных объектов определяются Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 01.03.93 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах, размещенных потенциально опасных объектов» и составляют:
На других объектах создаются объектовые системы оповещения, обеспечивающие доведение сигналов и информации оповещения до руководителей, персонала и объектовых сил ГО и РСЧС.
Оперативные дежурные службы любого звена оповещения должны иметь возможность оповещать объекты (организации) и население находящиеся в зоне ответственности этих дежурных служб. В случае выхода из строя системы оповещения населения промежуточного или нижнего уровня, дежурная служба более высокого уровня должна иметь возможность организовать оповещение на две ступени ниже своего уровня.
Для сокращения сроков прохождения информации по уровням оповещения применяется автоматизация процессов оповещения путём применения специальной аппаратуры. Для решения задач оповещения используются неавтоматизированный и автоматизированный способы оповещения.
При неавтоматизированном способе оповещения сигналы и информация передаются с использованием существующих каналов, сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания без применения специальной аппаратуры оповещения путём передачи речевой информации, условных сигналов, сигналов управления и др.
При автоматизированном способе передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряжённых с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.
В каждом уровне оповещения должно быть предусмотрено сопряжение с информационными системами организаций и учреждений, которые являются источниками информации об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС.
Источниками сообщений для принятия решения на задействование системы оповещения населения при возникновении ЧС мирного и военного времени являются учреждения и воинские организации, дислоцированные на данной территории и осуществляющие постоянный контроль за состоянием окружающей среды, водных акваторий и воздушной обстановкой. Между этими организациями и оперативно-дежурными службами органов управления ГО и ЧС организуются прямые информационные направления. Задействование системы оповещения населения для оповещения подчинённых органов управления, должностных лиц и сил ГО, а также порядок доведения условных сигналов на каждом уровне оповещения определяется соответствующим органом управления ГО.
Решение на задействование системы оповещения населения для оповещения населения принимает соответствующий руководитель ГО. В качестве технических средств доведения условных сигналов до органов, осуществляющих управление гражданской обороной используются элементы специальной аппаратуры оповещения, сопряжённые со служебными, квартирными и сотовыми телефонами должностных лиц ГО.
Тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения записываются заранее на различные (магнитные, электронные) носители, которые хранятся на рабочих местах оперативно-дежурной службы органов управления ГО.
В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается экстренная передача речевых сообщений для населения оперативно-дежурной службой соответствующего органа управления ГО.
В мирное время для доведения до населения команды «Внимание всем!» используются звуковые сигналы наружных электросирен централизованного и местного запуска. Речевые сообщения населению передаются по сетям проводного, радио и телевизионного вещания. Оповещение населения, находящегося в транспортных средствах, обеспечивается по системам технологической связи транспортных средств и КСЭОН.
В военное время оповещение организуется в соответствии со степенями готовности ГО. При этом сигналы (распоряжения) по ГО должны передаваться вне всякой очереди циркулярно и (или) выборочно с городских и загородных пунктов управления ГО по всем направлениям оповещения, при использовании соответствующих паролей. Оповещение населения о воздушной опасности, радиоактивном, химическом и биологическом заражении осуществляется оперативной дежурной сменой органов управления ГО в соответствии с решением руководителя гражданской обороны субъекта Российской Федерации (городского или сельского муниципального образования) по автоматизированной системе централизованного оповещения с помощью дистанционно управляемых электросирен, сигнально-громкоговорящих установок, световых табло, а также с использованием действующих сетей проводного вещания, радиовещания и телевидения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
План оповещения отрабатывается во всех звеньях управления РСЧС и ГО и включает следующие основные документы:
На карте (плане) отражается оперативно тактическая обстановка по гражданской обороне с указанием потенциально опасных объектов и зон их действия, направлений оповещения и площадей охвата оповещением. Кроме того, на карте в виде таблиц показывается тип, количество аппаратуры и средств оповещения, задействованных в системе оповещения, процент оповещаемого населения по городам, регионам, объектам экономики, необходимое время задействования системы оповещения по направлениям и в целом на подведомственной территории, время оповещения населения днём, ночью, в рабочие и выходные (праздничные) дни и другие необходимые сведения.
На схеме организации оповещения отображается организационно-техническое построение системы оповещения, соответствующего звена управления РСЧС, а также аппаратура и средства оповещения, городские и районные узлы связи и АТС, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы.
В пояснительной записке определяются:
Планы оповещения подписываются соответствующими руководителями органов управления ГОЧС и утверждаются руководителями гражданской обороны.
Важной государственной задачей руководителей всех уровней управления РСЧС и ГО является модернизация действующих систем оповещения населения (СОН), с целью повышения уровня их постоянной готовности. Это основное требование к СОН может быть обеспечено на основе указания в задании на проектирование и создание СОН количественных значений основных показателей качества функционирования СОН:
Управление СОН территориального уровня осуществляется с рабочих мест оперативно-дежурной службы управления МЧС России по данному субъекту Российской Федерации по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.
Оконечные компоненты аппаратуры оповещения СОН устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов местного самоуправления (в городах и районах).
Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры управления и средств оповещения СОН осуществляется специалистами организаций связи на договорной основе за счет средств соответствующего бюджета.
3-й учебный вопрос
Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС
Связь организуется в соответствии с решением начальника (руководителя, командира), указаниями заместителя начальника (руководителя, командира), заместителей начальников (руководителей, командиров), осуществляющих руководство организацией оперативного управления, распоряжением по связи вышестоящего органа управления с учетом наличия и состояния сил и средств связи, состояния системы связи общего пользования, ведомственных сетей связи.
Режим работы и порядок использования излучающих средств связи определяются начальником органа управления МЧС России, исходя из обстановки, решаемых задач, указаний и распоряжений вышестоящих органов управления МЧС России и распоряжений по связи начальника штаба военного округа, (объединенного стратегического командования, группировки сил, объединения).
Ответственность за организацию связи возлагается на заместителей начальников (руководителей, командиров), осуществляющих руководство организацией управления гражданской обороной как в мирное, так и военное время. Непосредственными организаторами связи являются начальники связи всех уровней управления. Они отвечают за своевременную организацию и устойчивую работу систем связи технических комплексов и средств автоматизации и оповещения.
Непосредственным организатором связи является начальник связи органа управления МЧС России (учреждения, спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирований МЧС России, ФПС, ГИМС, ВГСЧ). Он отвечает за своевременную организацию и обеспечение связи, техническую эксплуатацию и устойчивую работу средств связи, оповещения, автоматизации управления.
Задачи начальнику связи ставит соответствующий заместитель начальника (руководитель, командир) органа управления МЧС России, который в указаниях на организацию управления определяет:
На основе этих указаний, распоряжения по связи вышестоящего органа управления, выписок из распоряжений по связи, взаимодействующих министерств и ведомств разрабатывается План связи и отдаются соответствующие распоряжения подчиненным подразделениям и формированиям связи.
При организации и обеспечении связи должны:
Сущность управления в системах ГО и РСЧС заключается в постоянной целенаправленной организующей деятельности органов государственной власти, руководителей и органов управления всех уровней, направленной на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны.
Основными задачами управления являются:
Для обеспечения управления создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы оповещения и связи, а также автоматизированную информационно-управляющую систему АИУС-РСЧС.
В мирное время непосредственное управление гражданской обороной осуществляют руководители и органы управления, осуществляющие управление ГО и РСЧС.
В военное время система управления гражданской обороны организационно базируется на тех же органах управления, но с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени.
Сложность задач, стоящих перед ГО и РСЧС, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению. Важнейшую роль в процессе управления играет информация. Именно на ее основе формируются и реализуются решения, оценивается ее выполнение и организуется взаимодействие.
Информация, используемая в интересах управления ГО и РСЧС, должна обладать:
Управление может быть успешным, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.
Устойчивость управления – это способность системы сохранять и выполнять свои функции при воздействии соответствующих дестабилизирующих факторов. Она зависит от структуры системы, стойкости к воздействию дестабилизирующих факторов ее звеньев, элементов, их взаимосвязей и интенсивности воздействия дестабилизирующих факторов. Поэтому обеспечение необходимой устойчивости системы управления является постоянной задачей руководителей органов управления всех уровней и звеньев. В целях обеспечения устойчивости управления гражданской обороной на случай выхода из строя ее основных органов управления заблаговременно в мирное время на всех уровнях и во всех звеньях создается система дублирующих органов управления.
Непрерывность управления предполагает наличие у органа управления возможности получать необходимую информацию и своевременно доводить свои решения до подчиненных и влиять на ход их действий. Она тесно связана и зависит от устойчивости управления.
Оперативность управления – это своевременное реагирование на все изменения обстановки и условий решения поставленных задач. Она предполагает сокращение времени на осуществление всех процессов управления, способность органов управления решать управленческие задачи в сроки, позволяющие подчиненным органам и силам проводить необходимую подготовку к действиям и выполнить поставленные задачи в установленное время или в пределах критического времени, когда задача может быть выполнена с наименьшим ущербом в данной обстановке.
Гибкость управления означает возможность быстрого внесения необходимых корректив в ранее принятое решение или даже отказ от него, если оно перестало отвечать изменившимся условиям обстановки, а также переход к новым способам действий, когда принятые способы не могут привести к достижению поставленной цели. Она предполагает проявление руководителями органов управления инициативы и творчества при выполнении поставленных задач, особенно в критических ситуациях.
Скрытое управление есть комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых в управлении войсками (силами), предприятиями, организациями, объектами.
Основными задачами управления являются:
Управление строится и осуществляется на основе следующих основных принципов:
Основными направлениями повышения эффективности и устойчивости системы управления гражданской обороны на военное время являются:
Решающая роль в организации и осуществлении управления ГО и РСЧС и РСЧС принадлежит руководителю. Он руководит подчиненными лично и через орган, осуществляющий управление гражданской обороной.
Руководитель обязан постоянно заботиться о подготовке своего органа, осуществляющего управление, контролировать его работу, своевременно информировать о принимаемых решениях и лично отданных распоряжениях.
Орган, осуществляющий управление ГО и РСЧС является основным организатором управления, важнейшей обязанностью которого является твердое проведение в жизнь решений и указаний руководителя ГО и РСЧС и организация непрерывного управления в любых условиях обстановки. Работа органа, осуществляющего управление, заключается в поддержании системы управления в высокой готовности для успешного и своевременного выполнения поставленных задач, в своевременной подготовке и принятии управленческих решений и в обеспечении их выполнения.
В решении этих вопросов ведущая роль принадлежит руководителю органа, осуществляющего управление ГО и РСЧС. Руководитель органа, осуществляющего управление, организует работу всех органов управления ГО и РСЧС соответствующего уровня и несет ответственность за обеспечение непрерывного управления. Он обязан постоянно знать обстановку и быть готовым доложить руководителю ГО и РСЧС выводы из нее и предложения для принятия решения.
Основой управления является решение руководителя ГО и РСЧС, в котором определяются замысел действий; задачи подчиненным силам и средствам; порядок взаимодействия; организация управления. Перед принятием решения он должен уяснить задачу и оценить обстановку. В результате уяснения задачи руководитель ГО и РСЧС должен четко представлять характер и сложность задачи, где и какой объем работ предстоит выполнить, понять замысел вышестоящего органа управления и его требования к организации выполнения поставленной задачи. После уяснения задачи руководитель ГО и РСЧС определяет мероприятия, которые необходимо осуществить немедленно, дает указания руководителю органа, осуществляющего управление гражданской обороной по отдаче предварительных распоряжений подчиненным силам и средствам в целях ориентирования их о предстоящих действиях, об организации разведки и т.п.
При оценке обстановки руководитель ГО и РСЧС должен определить, как различные факторы воздействуют на выполнение задачи, и наметить мероприятия, позволяющие с наибольшей эффективностью использовать благоприятные условия обстановки и до минимума снизить ее отрицательное влияние.
С этой целью он изучает:
Важнейшим элементом решения является замысел действия, которым определяются:
Последовательность и методы работы по принятию решения зависят от условий обстановки. Во всех звеньях управления они должны быть едиными и обеспечивать своевременное принятие решений, полное и качественное планирование мероприятий и действий, согласованную работу всех органов управления, предоставление подчиненным возможно большего времени для подготовки к выполнению задач, оперативное реагирование на изменение обстановки.
На основании принятого руководителем ГО и РСЧС решения организуется разработка специальных мероприятий по обеспечению выполнения принятого решения и использованию сил и средств.
Все решения руководителей ГО и РСЧС, связанные с подготовкой ГО и РСЧС, и организация их выполнения реализуются в рамках годовых планов основных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а решения, связанные с ведением гражданской обороны в условиях военного времени, реализуются в планах гражданской обороны, разработка которых осуществляется заблаговременно в соответствии с требованиями и положениями соответствующих нормативно-методических документов.
Непосредственно в ходе ведения гражданской обороны ранее разработанный план гражданской обороны может не перерабатываться (не уточняться), а решения руководителя ГО оформляются на его рабочей карте с приложением краткой пояснительной записки, а также на картах руководителя органа, осуществляющего управление гражданской обороной и начальника оперативного управления (отдела, отделения).
О принятых решениях руководитель гражданской обороны докладывает в вышестоящий орган управления и информирует соседей.
Решение руководителя гражданской обороны приобретает законную силу только после доведения задач до подчиненных, которые могут иметь форму как письменного, так и устного (с последующим оформлением письменно) приказа и передаваться лично, путем вызова подчиненных, по техническим средствам связи или иными способами.
В приказе руководителя указываются:
4-й учебный вопрос
Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления при выполнении мероприятий ГО и защиты от ЧС
Пункты управления предназначены для обеспечения управленческих функций, возложенных на органы управления в мирное и военное время. Роль конкретного пункта управления в системе управления определяется его предназначением и значимостью выполняемых с него управленческих задач.
В общем случае в состав пунктов управления входят:
Повседневные пункты управления предназначены для обеспечения управления государством, отраслями экономики (сферами деятельности), субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и организациями в мирное время.
Состав повседневных пунктов управления включает в себя комплекс рабочих мест, оборудованных в зданиях и сооружениях мест постоянного размещения органов управления.
По решению руководителей органов управления могут создаваться защищенные комплексы повседневных пунктов управления, которые, как правило, размещаются в подвальных помещениях занимаемых ими зданий или в отдельных сооружениях.
Запасные пункты управления предназначены для обеспечения управления государством, отраслями экономики (сферами деятельности), субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и организациями, а также для размещения, обеспечения жизнедеятельности и управленческих функций основного состава соответствующего органа управления при проведении мобилизации, в период действия военного положения и в военное время.
Состав запасных пунктов управления включают в себя защищенные и наземные комплексы инженерных сооружений, технических и технологических систем, различного оборудования и имущества с прилегающими территориями и необходимыми запасами материальных средств.
Пункты управления – дублеры запасных пунктов управления предназначены для обеспечение непрерывности и устойчивости управления государством, отраслями экономики (сферами деятельности), субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и организациями в условиях применения противником различных средств поражения. Пункты управления – дублеры запасных пунктов управления могут создаваться по решению руководителей соответствующих органов управления на базе органов местного самоуправления, подведомственных предприятий, организаций и учреждений, расположенных в безопасных районах.
Состав пунктов управления – дублеров запасных пунктов управления включает в себя комплекс рабочих мест, оборудованных в зданиях и сооружениях, также могут включать в себя защитные сооружения (укрытия) для защиты персонала. Они должны обеспечиваться необходимыми документами и планами, оснащаться средствами связи по управлению ГО соответствующими основному пункту управления.
Подвижные пункты управления предназначены для руководства силами ГО в районе ЧС, где сложилась наиболее сложная обстановка, а также в других случаях. Подвижные пункты управления позволяют повысить эффективность управления. При наличии подвижного пункты управления расход времени на управленческую деятельность может сократиться на величину до 30 %, а эффективность управления повыситься на 10-20 %.
Состав подвижного пункта управления включает в себя комплекс транспортных средств для осуществления доставки к местам проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, комплекс средств связи и оборудования для управления силами ГО и взаимодействия с другими пунктами управления, комплекс оборудования для обеспечения жизнедеятельности персонала подвижного пункта управления. Оборудуются подвижные ПУ с расчетом использования их при выполнении задач как мирного, так и военного времени.
Мобильные пункты управления предназначены для размещения оперативных групп МЧС России в районе ЧС. Мобильные пункты управления оборудуются, как правило, на базе транспортных контейнеров, которые можно перемещать на всех видах транспорта в любую точку страны. Имеют преимущество перед подвижными пунктами управления в том, что могут быть в короткий срок доставлены в труднодоступные районы.
Состав мобильного пункта управления включает в себя комплекс средств связи и оборудования для управления силами ГО, комплекс оборудования для обеспечения жизнедеятельности персонала пункта управления.
Структура построения пунктов управления должна обеспечивать устойчивое управление экономикой и территориями в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно требований Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Таким образом, в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время основными пунктами управления гражданской обороной являются запасные пункты управления.
Запасные пункты управления входят в единую сеть пунктов государственного управления. Перечень запасных пунктов управления федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций Российской Федерации, их закрепление за указанными органами управления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы управления предприятий в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время работают, как правило, в местах постоянного размещения на пунктах управления, развертываемых с использованием защитных сооружений и противорадиационных укрытий ГО, по планам гражданской обороны.
Запасные пункты управления (ЗПУ) и земельные участки, предоставленные на основании государственных актов на право пользования землей для их строительства, являются федеральной собственностью (собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью) и закрепляются за органами государственной власти, государственными учреждениями или передаются иным организациям как имущество государственной казны Российской Федерации для хранения и пользования. За одним органом управления может быть закреплено несколько запасных пунктов управления в зависимости от возложенных на него задач и численности размещаемого основного состава органа управления. Возможно совместное размещение на одном запасном пункте управления нескольких органов управления, осуществляющих полномочия в одной сфере деятельности.
Строительство новых ЗПУ осуществляется в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (правительства субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования), принимаемыми на основе подготовленных в установленном порядке предложений органов государственной власти, государственных учреждений и организаций. Реконструкция (модернизация) и техническое перевооружение ЗПУ осуществляются органами государственной власти, государственными учреждениями и организациями за счет государственных капитальных вложений в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (правительством субъекта Российской Федерации).
Запасный пункт управления является режимным объектом мобилизационного назначения, для которого органом управления разрабатывается применительно к местным условиям легенда прикрытия. Легенда прикрытия, порядок и способы её внедрения и поддержания, а также комплекс соответствующих организационно-технических мероприятий согласовываются с территориальными органом безопасности и утверждаются руководителем органа управления.
Запасный пункт управления состоит из защищенного и наземного комплексов сооружений с прилегающей в установленных границах территорией. К защищенному комплексу запасного пункта управления относится защитное сооружение с необходимыми техническими и технологическими системами, включая средства узла связи. В его состав также могут входить убежища (противорадиационные укрытия, укрытия), защищенные емкости для хранения горючего, смазочных материалов и воды.
К наземному комплексу запасного пункта управления относятся объекты инфраструктуры, обеспечивающие его функционирование, в том числе жилые и административные корпуса, столовая, отдельные помещения (гараж, контрольнопропускной пункт), сооружения (трансформаторная подстанция, котельная, водонапорная башня) и т.п.
В мирное время здания, помещения и сооружения наземного комплекса ЗПУ могут использоваться как объекты двойного назначения без расшифровки их истинного предназначения.
В период мобилизации и в военное время они используются по прямому назначению в соответствии с планом перевода органа управления на работу в условиях военного времени. Использование в интересах функционирования ЗПУ зданий, помещений и сооружений, находящихся в собственности других организаций, осуществляется на договорной основе.
Помещения в зданиях и сооружениях ЗПУ подразделяются на служебные, технические, технологические и бытовые.
Служебные помещения предназначены для размещения и обеспечения деятельности основного состава органа управления и персонала ЗПУ при выполнении ими возложенных задач.
Технические и технологические помещения предназначены для размещения комплексов, устройств, оборудования и коммуникаций технических и технологических систем, а также для обеспечения деятельности эксплуатационного персонала ЗПУ.
Бытовые помещения предназначены для содержания запасов материальных средств и обеспечения жизнедеятельности основного состава органа управления и персонала ЗПУ.
Защитное сооружение ЗПУ предназначено для обеспечения комплексной защиты от косвенного воздействия средств поражения вероятного противника размещаемых в нем основного состава органа управления и персонала ЗПУ, а также технических и технологических систем.
В помещениях защитного сооружения ЗПУ оборудуются:
Функциональное назначение зданий и отдельных помещений наземного комплекса, предусмотренных для размещения и работы органа управления в период мобилизации и в военное время, определяется планами размещения его основного состава и оперативной группы в ЗПУ, разрабатываемыми в органе управления.
Управление с запасного пункта управления осуществляется:
Запасный пункт управления комплектуется персоналом в соответствии со штатным расписанием, разрабатываемым как на мирное, так и на военное время и утверждаемым руководителем органа управления. Персонал ЗПУ включается в состав одного из структурных подразделений органа управления или организаций, находящихся в его ведении. Для содержания и эксплуатации ЗПУ может создаваться государственное специализированное учреждение, подведомственное органу управления. Штатная численность персонала ЗПУ в мирное время должна обеспечивать установленный повседневный режим функционирования ЗПУ и приведение его в готовность к работе в военное время. Укомплектование персонала ЗПУ в соответствии со штатной численностью, утвержденной на военное время, производится органом управления в установленном порядке. Штатная численность персонала ЗПУ на военное время определяется из расчёта организации круглосуточного дежурства на рабочих местах и обеспечения деятельности основного состава и оперативной группы органа управления на ЗПУ. Обязанности персонала ЗПУ на мирное и военное время определяются должностными инструкциями, которые разрабатываются применительно к требованиям Руководства по организации оперативно-технической службы на пунктах управления и специфике решаемых задач.
На персонал ЗПУ возлагается решение следующих основных задач:
Для запасного пункта управления устанавливаются два режима функционирования: повседневный и оперативный.
Повседневный режим функционирования ЗПУ устанавливается на период мирного времени. Обеспечение функционирования ЗПУ в повседневном режиме осуществляется в соответствии с методическими указаниями Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП).
При нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации осуществляется комплекс заранее запланированных мероприятий по подготовке ЗПУ к работе в военное время. С объявлением мобилизации ЗПУ переводится в оперативный режим функционирования.
Перечень мероприятий, выполняемых при подготовке ЗПУ к работе в военное время и при приведении его в готовность к работе в военное время, определяется планом приведения ЗПУ в готовность к работе в военное время, который разрабатывается исходя из задач, решаемых органом управления. В целях обеспечения функционирования ЗПУ разрабатываются документы, и выполняется комплекс мероприятий, в соответствии с методическими рекомендациями ГУСП.
На запасном пункте управления для выполнения возложенных на него задач орган управления обеспечивается услугами сети связи специального назначения (правительственной связи и иных видов специальной связи), сети связи общего пользования, сетей почтовой и федеральной фельдъегерской связи, а при необходимости – выделенных и технологических сетей связи.
Обеспечение услугами связи осуществляется:
Обеспечение правительственной связью и иными видами специальной связи на ЗПУ осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предоставление в необходимых объемах ресурса сети связи общего пользования, в том числе на постоянной основе, а также обеспечение почтовой и фельдъегерской связью осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, и на договорной основе.
В целях обеспечения непрерывности управления на пунктах управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого создаются дежурные смены, которые обычно состоят из старшего дежурной смены, оперативного дежурного и его помощника, рабочих групп, а также дежурных смен узла связи, вычислительного центра, представителей служб.
На дежурную смену расчета пункта управления возлагается:
Функциональные обязанности и порядок работы дежурных смен определяются соответствующими инструкциями, утверждаемыми руководителем ГО (председателем КЧС).
На основных ПУ организуется круглосуточное дежурство. На ПУ, размещенных в загородной зоне, на ЗПУ и дублирующих – основное оборудование поддерживается в постоянной готовности, а непосредственное их развертывание и организация управления с них организуется по мере необходимости.