Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
В ходе АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспечение.
Всестороннее обеспечение действий сил ГО и РСЧС является одним из решающих условий успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Организация и проведение обеспечения возлагаются на руководителей органов управления, их отделы, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости работы отраслей и объектов экономики в военное время.
В ходе аварийно-спасательных и других неотложных организуется и проводится их всестороннее обеспечение – комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам сил ликвидации ЧС.
К основным видам обеспечения относятся:
Всестороннее обеспечение осуществляется в целях бесперебойного удовлетворения потребностей сил ГОЧС в материальных средствах, выполнения перевозок, поддержания техники в исправном состоянии, получения исчерпывающих данных об обстановке создания благоприятных условий для своевременного и организованного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения других задач.
Кроме того, для обеспечения действий сил ГО (в том числе и воинских частей ГО) непосредственно в очагах поражения, в сложных и опасных условиях предусматриваются еще и такие виды, как защита от ОМП, инженерное, химическое и медицинское обеспечение. Для воинских частей ГО, поскольку они являются составной частью Вооруженных Сил и наряду с проведением
Основные мероприятия по обеспечению действий сил предусматриваются в планах ГО и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера района (объекта).
Руководитель органа местного самоуправления осуществляет руководство обеспечением через органы управления и службы. Обеспечение действий сил и мероприятий организуется на основе указаний старшего начальника и его органа управления, решения руководителя органа местного самоуправления исходя из наличия сил и средств, возможностей и времени.
Организуя обеспечение, органы управления обязаны:
Орган управления обеспечивает службы необходимыми исходными данными для определения потребности в материальных средствах и планировании мероприятий обеспечения. Он обязан постоянно иметь полные данные о ходе выполнения мероприятий по видам обеспечения, об обеспеченности служб и формирований материальными средствами, о положении, состоянии и готовности формирований, предназначенных для решения задач обеспечения; своевременно информировать подчиненных о предстоящих действиях, об обстановке на маршрутах движения и в районах действий формирований материального, технического и других видов обеспечения; обеспечивать надежную связь с ними.
Начальники служб ГО являются непосредственными организаторами обеспечения действий сил и мероприятий ГО. Они в соответствии с решением руководителя органа местного самоуправления должны определить силы и средства для выполнения задач по обеспечению, наметить мероприятия, которые необходимо провести по подготовке сил и средств к решению задач, стоящих перед службой, доукомплектовать подчиненные формирования личным составом и дооснастить необходимой техникой, имуществом и другими материальными средствами.
Успешно решить задачи обеспечения можно лишь при совместной работе органа местного самоуправления и руководителя объекта, которые должны составить совместный план проведения мероприятий по обеспечению, систематически обмениваться информацией об обстановке и своевременно реагировать на ее изменения, своевременно представлять сведения о ходе выполнения службами мероприятий по обеспечению, осуществлять совместный контроль за решением задач обеспечения и оказанием практической помощи подчиненным.
В целях объединения усилий по выполнению мероприятий обеспечения органа местного самоуправления и администрации объектов должны поддерживать непрерывное взаимодействие с органами управления, службами и формированиями муниципальных образований, промышленных объектов, особое внимание при этом уделять планированию совместного проведения мероприятий, использованию транспортных коммуникаций, средств связи и оповещения, больничной базы и запасов материальных средств, согласованию районов размещения сил и средств в загородной зоне и взаимному выделению соответствующих сил для оказания помощи в обеспечении действий сил и мероприятий ГО, взаимной информации об обстановке и резком ее изменении.
Разведка является важнейшим видом обеспечения действия сил и мероприятий ГО в органе местного самоуправления, в муниципальных образованиях. При организации обеспечения действий сил особое внимание обращается на то, чтобы все виды разведки, системы наблюдения и лабораторного контроля могли своевременно обеспечивать начальников и органы управления, командиров частей и формирований необходимыми данными для принятия решений на проведение АСДНР в зоне ЧС и защиту личного состава сил ликвидации ЧС.
Разведка организуется и ведется в целях своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Основными задачами разведки являются:
в мирное время:
при угрозе нападения противника:
После применения противником оружия массового поражения:
Разведку организует орган управления района (ОЭ). Он составляет план, согласует задачи всех сил и средств, доводит их до исполнителей, организует подготовку и высылку разведывательных формирований, непрерывное управление и связь с ними; определяет сроки доклада о результатах разведки и представления донесений и т. д.
Инженерное обеспечение включает:
Фортификационное оборудование районов, занимаемых силами ликвидации ЧС, и районов развертывания пунктов управления осуществляется в целях повышения эффективности защиты и устойчивости управления оно осуществляется с максимальным и широким применением средств механизации.
Подготовка путей движения, подвоза и эвакуации осуществляется инженерными частями (подразделениями) формированиями с максимальным использованием существующих дорог и переправ. Для пропуска сил через труднопроходимые участки привлекаются подразделения и формирования механизации с тягачами, бульдозерами и другой необходимой техникой.
Инженерные мероприятия заключаются в ведении инженерной разведки, оборудовании колонных путей и объездов на маршрутах ввода или восстановлении нарушенных дорожно-мостовых сооружений, оборудовании переправ через водные преграды, в прокладывании основных дорог в зонах разрушений города и маршрутов ввода сил от основных дорог на объекты ведения работ. Указанные работы выполняются отрядами обеспечения движения, понтонно-переправочными батальонами, специальными дорожно-мостовыми и другими инженерными формированиями.
Химическое обеспечение осуществляется с целью создания силами ГО необходимых условий для выполнения поставленных перед ними задач в обстановке химического заражения АХОВ при авариях на химически опасных объектах, а также для обеспечения их радиационной безопасности при ликвидации аварий на АЭС.
Химическое обеспечение включает:
Разведка организуется для получения данных о радиационной, химической и бактериологической обстановке.
Использование средств защиты обеспечивает защиту личного состава от поражения аварийно-химически опасными веществами (АХОВ).
Дозиметрический и химический контроль включает определение доз облучения личного состава и степени заражения людей, вооружения, техники и других материальных средств радиоактивными и аварийно-химически опасными веществами.
По данным дозиметрического и химического контроля производится оценка работоспособности людей, определяется порядок (сменность) использования сил ликвидации ЧС при проведении АСДНР, уточняются режимы работы на зараженной местности, необходимость и объем работ по специальной обработке частей (подразделений) и формирований, определяются возможность использования продуктов питания и питьевой воды, оказавшихся в зонах зараженных радиоактивными веществами и АХОВ. При осуществлении контроля используются технические средства частей ГО, а также оборудование и аппаратура лабораторий. Организуется дозиметрический и химический контроль начальниками химической и медицинской лабораторий.
Специальная обработка заключается в проведении дегазации, дезактивации и дезинфекции техники и других материальных средств и в санитарной обработке личного состава. Она может быть частичной и полной. Частичная специальная обработка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при заражении АХОВ – немедленно.
Полная специальная обработка проводится, как правило, после выполнения задачи и включает проведение в полном объеме дегазации, дезактивации и дезинфекции техники и материальных средств, а при необходимости и проведение в рамках санитарно-гигиенических мероприятий санитарной обработки личного состава, участвующего в ликвидации ЧС.
В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера ЧС и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не только обеспечивающими, а основными мероприятиями АСДНР. Так, например, разведка в большинстве видов ЧС является составной частью АСДНР, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнения и т. д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью АСДНР являются меры медицинской защиты.
Медицинское обеспечение организуется и осуществляется в целях сохранения здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, своевременного оказания медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечения и быстрейшего возвращения в строй, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава сил инфекционных заболеваний.
Пораженным и больным оказывается врачебная и специализированная помощь. Первая медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи. Первую врачебную помощь оказывают медицинские подразделения воинских частей ГО и медицинские учреждения в очагах поражения или вблизи них. Специализированную медицинскую помощь оказывают специализированные медицинские учреждения.
Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС. Оно заключается в организации и осуществлении технически правильного использования, обслуживания, ремонта и эвакуации техники, состоявшей на оснащении сил РСЧС для проведения АСДНР.
Основными задачами технического обеспечения являются:
Для технического обеспечения действий сил привлекаются их штатные силы и средства в частях ГО – подразделения технического обеспечения.
При организации технического обеспечения определяются порядок снабжения запасными частями и ремонтными материалами, размещение и порядок использования ремонтных мастерских, места развертывания сборных пунктов поврежденных машин и порядок эвакуации на них поврежденной техники. В необходимых случаях производится подготовка машин к действиям в сложных условиях местности и климата.
В ходе проведения АСДНР текущий ремонт техники проводится силами водителей и подвижных ремонтный групп на месте повреждения в объеме, обеспечивающем ее использование для работ. В первую очередь подлежит восстановлению техника, требующая наименьшего объема ремонтных работ.
Техника, не подлежащая восстановлению на месте повреждения, доставляется на сборные пункты поврежденных машин, которые развертываются вблизи подвоза и эвакуации по возможности на территории ремонтных предприятий.
Техническое обслуживание и ремонт машин, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению, осуществляется после их специальной обработки.
Техническое обеспечение организуется руководителем объекта и органом управления ГОЧС муниципального образования и осуществляется технической службой ГО, а при отсутствии такой службы – органом управления муниципального образования (объекта). Начальник технической службы отвечает за организацию технического обслуживания, обеспечения, ремонта и эвакуацию всей привлекаемой для целей ГО техники. В мирное время орган управления муниципального образования (объекта) совместно с технической службой района планирует организацию технического обеспечения, изучает возможности ремонтной базы, уточняет наличие и техническое состояние машин, привлекаемых для решения задач, укомплектовывает личный состав и оснащает материальными средствами формирования технической службы.
После применением противником ОМП техническая служба корректирует ранее намеченные мероприятия по техническому обеспечению и организует их выполнение.
Транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны ЧС материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, использование табельных средств сил РСЧС, эвакуацию пораженных в загородные больничные базы всеми видами транспорта, а также доставку материальных средств, необходимых для проведения АСДНР. Подвоз первых и вторых смен первого эшелона к районам проведения АСДНР осуществляется, как правило, автомобильным транспортом, а последующих смен и эшелонов – при необходимости, железнодорожным и водным транспортом.
Эвакуация пораженных осуществляется всеми видами имеющихся транспортных средств, оборудованных для этих целей.
Для доставки пораженных в медицинские учреждения медицинские подразделения воинских частей ГО привлекается санитарный и грузовой автотранспорт частей и формирований.
На автомобильных дорогах, предназначенных для эвакуации пораженных, организуются медицинские распределительные пункты, пункты регулирования движения и технической помощи, заправочные станции, а также сборные пункты поврежденных машин, а в зимнее время – и пункты обогрева людей.
Дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов путем поддержания дорожных сооружений в нормальном состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок. Оно включает:
Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения. Управления ГОЧС различного уровня обеспечиваются: данными о направлении и скорости среднего ветра, краткосрочными и долгосрочными прогнозами погоды, а также справочными материалами и консультациями по гидрометеорологическому режиму. Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется гидрометеорологическими станциями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля, а также экипажами самолетов (вертолетов), выделяемых территориальными управлениями гражданской авиации для ведения радиационной разведки. Добывание данных о гидрометеорологической обстановке осуществляется также разведывательными формированиями в ходе выполнения ими поставленных задач.
Метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечением органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т. д.
Его основными задачами являются:
Материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения населения и участников ЧС.
Решениями соответствующих должностных лиц устанавливается порядок обеспечения личного состава, участвующего в АСДНР, горячей пищей и обменной одеждой и обувью, порядок подвоза материальных средств, заправки техники горючим и смазочными материалами, приготовление и прием пищи организуется на незараженной территории в сооружениях, убежищах, машинах, замена личному составу одежды, белья, обуви, зараженных в ходе выполнения задач или пришедших в негодность, предусматривается на санитарно-обмывочных пунктах.
Для заправки горючим и смазочными материалами инженерной техники и автотранспорта используются стационарные или подвижные автозаправочные станции на путях подвоза и эвакуации. В необходимых случаях организуется заправка на местах работы техники и транспорта.
Для материального обеспечения формирований привлекаются органы торговли и питания, материально-технического снабжения и сбыта объекты с находящимися в их ведении запасами материальных средств, а также формирования служб торговли и питания, материально-технического снабжения. Полную ответственность за материальное обеспечение несет командир формирования.
Материальное обеспечение осуществляется: в формированиях общего назначения – группами (звеньями) обеспечения; в формированиях, где нет групп (звеньев) обеспечения – подвижными пунктами питания, продовольственного, вещевого снабжения, подвижными автозаправочными станциями.
Подвоз материальных средств организуется командирами формирований или их заместителями по материально-техническому обеспечению.
В мирное время в целях подготовки материального обеспечения проводятся следующие мероприятия:
Комендантская служба в зоне ЧС организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и местам проведения АСДНР.
Непременным условием высокой эффективности действий органов управления и сил при ликвидации ЧС является организация и поддержание тесного взаимодействия между всеми участниками АСДНР.
Комендантская служба организуется структурными подразделениями в соответствии с решением руководителем органа местного самоуправления (объекта) и указаниями вышестоящих управлений (отделов) по делам ГО и ЧС.
На комендантскую службу района (объекта) возлагается:
В распоряжение комендантов маршрутов движения эвакуации населения, пешим порядком, эвакопунктов выделяются необходимые силы и средства передвижения, связи, приборы радиационной и химической разведки, а на труднопроходимых участках дорог – силы и средства для ремонта дорого эвакуации техники.
Для несения комендантской службы привлекаются силы и средства службы охраны общественного порядка района и ведомственной охраны объектов, территориальные и объектовые формирования.
Руководство комендантской службой управление (отдел) района осуществляет через службу охраны общественного порядка. Для выполнения задач комендантской службы выставляются контрольно-пропускные пункты, комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепления, а также организуется патрулирование.
План комендантской службы заблаговременно, в мирное время, разрабатывается отделом по ГО и ЧС района или управление по делам ГО и ЧС района. В плане указываются:
Успешное решение задач при проведении АСДНР во многом зависит от своевременного и полного их материально-технического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение заключается в организации и проведении комплекса мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение потребности формирований, их готовности к выполнению задачи по предназначению.
Обеспечение материально-техническими средствами формирований осуществляется через подразделения материального и технического обеспечения. Подразделения материально-технического обеспечения предназначены для непосредственного материального и технического обеспечения формирований.
Материально-техническое обеспечение организуется и осуществляется в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей формирований в вооружении, технике, боеприпасах, горючем, продовольствии, вещевом, инженерном, химическом, автомобильном и ином имуществе, материалах и специальных жидкостях различного назначения.
Успех материально-технического обеспечения формирований достигается заблаговременным созданием и правильным распределением необходимых запасов материальных средств, бесперебойным восполнением их расходов при выполнении задач по предназначению и в повседневной деятельности.
Подготовка подразделений материально-технического обеспечения к проведению АСДНР производится одновременно с подготовкой формирования с учетом полученной задачи на проведение АСДНР, установленного вышестоящим начальником подразделения материально-технического обеспечения, решения командира (начальника, руководителя) на проведение АСДНР, а также решения на материально-техническое обеспечение.
Задачи по материально-техническому обеспечению доводятся до формирований распоряжениями вышестоящего начальника (довольствующим департаментом, РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ).
В распоряжении по материально-техническому обеспечению указывается:
В целях своевременного восполнения израсходованных материально-технических средств, наработки моторесурса, технического состояния техники и вооружения, потребности в ремонте, формированиями ежедневно представляются донесения по материально-техническому обеспечению АСДНР в оперативный штаб Управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее – ОШ УКС МЧС России) и в Департамент тыла и вооружения.
В донесении о материально-техническом обеспечении указывается:
При ликвидации ЧС федерального, межрегионального и регионального характера и недостаточности необходимых ресурсов на месте может быть оказана федеральная поддержка пострадавшему населению и территориям.
После выезда ОГ в зону ЧС руководитель ОГ письменно сообщает в ОШ УКС МЧС России потребность пострадавшего субъекта РФ в материальных ресурсах. При этом потребность определяется, исходя из наличия на месте ресурсов, и в заявке конкретно указываются номенклатура и объемы необходимых материальных ресурсов, а также где, на каких объектах, для кого предполагается использовать эти ресурсы. Если пострадавшим требуется продовольствие, то объемы поставки должны быть рассчитаны с учетом норм обеспечения населения продуктами питания при ЧС.
ОШ УКС МЧС России направляет полученную потребность по принадлежности в соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России.
Структурные подразделения центрального аппарата МЧС России рассматривают полученную потребность, определяют номенклатуру и объемы возможных поставок из государственного материального резерва, резервов МЧС России, других источников и сообщают в ОШ УКС МЧС России.
Поставки грузов федеральной помощи пострадавшему населению и территориям осуществляются при наличии поручения Правительства РФ об оказании помощи, решения руководства МЧС России или руководителя ОШ УКС МЧС России с последующими оформлениями их решений Правительством РФ.
До вылета самолета с грузами в обязательном порядке определяются ответственные представители МЧС России, которые будут принимать грузы на борт самолетов, сопровождать и передавать их представителям администрации пострадавшего субъекта по акту приема-передачи, а от администрации пострадавшего субъекта РФ назначаются представители, ответственные за прием в аэропорту грузов с бортов самолетов, подписание актов приема-передачи и имеющих печать для оформления на аэродроме указанных документов. То же самое касается грузов, которые будут доставляться автомобильным или железнодорожным транспортом.
ОШ УКС МЧС России может координировать работу по формированию и доставке в зону ЧС гуманитарной помощи пострадавшему населению, а само формирование и доставку организуют соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России.
Соответствующие подразделения центрального аппарата МЧС России готовят распорядительные документы о выделении необходимого количества транспортных средств и погрузочно-разгрузочных команд для обеспечения получения, доставки грузов и проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Подразделения центрального аппарата МЧС России, обеспечивающие формирование федеральной помощи пострадавшему населению и территориям, осуществляют контроль за своевременной отгрузкой грузов помощи.
ОГ МЧС России, направленная в зону ЧС, должна следить за правильным оформлением передачи поступающих в зону ЧС грузов помощи и обеспечить получение актов приема-передачи на все эти грузы.
Если в докладе МЧС России в Правительство РФ не указано на необходимость поставки в зону ЧС материальных ресурсов (с перечислением этих ресурсов), то должно быть обращение администрации пострадавшего субъекта РФ в Правительство РФ с просьбой о поставке материальных ресурсов, перечисленных в представленной ОГ МЧС России в ОШ УКС МЧС России потребности.
Успешное выполнение задач гражданской обороны, особенно мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения, а также по проведению АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления, может быть достигнуто только объединенными и согласованными действиями всех участвующих в них сил и средств.
В этих целях заблаговременно отрабатываются вопросы взаимодействия во всех инстанциях гражданской обороны, Вооруженных Сил и в других звеньях, деятельность которых связана с осуществлением системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения и экономики от оружия массового поражения и других средств нападения противника.
Руководители ГО и руководители органов управления по ГОЧС районов, городов и объектов, организующие проведение АСДНР, планируют взаимодействие всех привлекаемых сил. Они устанавливают время и очередность выхода из исходных районов и районов размещения сил разведки, отрядов обеспечения движения, эшелонов и смен, резервов, маршруты их следования, время прохождения исходных рубежей и пунктов регулирования, порядок преодоления участков заражения, зон пожаров, водных и других преград; уточняют границы районов, участков и объектов работ, задачи приданным воинским частям (подразделениям) ГО и порядок их совместных действий с АСФ, взаимодействие между формированиями различного назначения при совместном решении задач ГО, порядок действий сил первого эшелона (первой смены), взаимного обеспечения выхода к объектам работ, устройства проездов и проходов в завалах, вскрытия защитных сооружений, извлечения пораженных и оказания им медицинской помощи; определяют ориентировочные задачи второго эшелона и возможные направления действий резервов, сигналы управления и порядок действий по ним, порядок поддержания связи, оповещения и взаимной информации.
Тщательно отрабатываются вопросы взаимодействия и в службах.
Так, например, начальники медицинской службы совместно с другими службами уточняют порядок оказания пострадавшим в очагах поражения первой медицинской и первой врачебной помощи, маршруты и порядок их эвакуации для стационарного лечения и другие вопросы.
Начальники других служб организуют взаимодействие подчиненных им формирований, увязывают наиболее важные вопросы с другими службами и согласовывают с органами управления по ГОЧС.
Взаимодействие внутри формирований организуют командиры этих формирований. Взаимодействие формирований общего назначения с приданными формированиями служб организуют командиры формирований общего назначения.
Основные вопросы взаимодействия руководитель ГО определяет в своем решении и уточняет их при постановке задач подчиненным и в ходе проведения всех подготовительных мероприятий.
После принятия решения руководитель ГО отдает указания руководителю органа управления по ГОЧС и начальникам служб, в которых определяет:
Органы управления по ГОЧС обеспечивают организацию взаимодействия и поддержание его в ходе решения всех задач ГО. Они подготавливают для руководителей ГО требуемые данные об обстановке, расчеты, необходимые для согласования действий сил по цели, месту, времени и способам выполнения задач; согласовывают вопросы взаимодействия с начальниками служб и соседними ОЭ; оформляют намеченный порядок взаимодействия на картах и в других документах; обеспечивают работу руководителей ГО по организации взаимодействия на местности и на картах и доводят их указания до подчиненных. Кроме того, органы управления по ГОЧС обеспечивают бесперебойную связь между взаимодействующими силами, устанавливают единую систему сигналов управления, разрабатывают необходимые документы, контролируют организацию взаимодействия внутри подчиненных формирований и частей ГО и обеспечивают их подготовку к осуществлению взаимодействия в ходе выполнения задач ГО.
В условиях ограниченного времени, например при организации АСДНР непосредственно в очагах поражения и зонах катастрофического затопления, руководитель ГО может дать основные указания по взаимодействию одновременно с постановкой задач подчиненным по техническим средствам связи. При необходимости он может выехать на наиболее важные участки (объекты) работ, лично встретиться с некоторыми руководителями взаимодействующих сил, заслушать их решения и организовать их совместные действия при проведении АСДНР. На другие направления для организации взаимодействия он может направить руководителя органа управления по ГОЧС и других ответственных должностных лиц.
Одним из важнейших условий четкой организации взаимодействия является планирование взаимодействия. В этих целях установленный порядок взаимодействия отражается в соответствующих документах, разрабатываемых органами управления по ГОЧС с участием начальников служб, заместителей и других должностных лиц.
Основным планирующим документом взаимодействия является план взаимодействия области, района, города, ОЭ. План взаимодействия разрабатывается органами управления по ГОЧС в мирное время, на карте с пояснительной запиской.
На карте отражаются:
В пояснительной записке указываются:
С учетом местных условий и решаемых задач могут отражаться и другие вопросы.
В соответствии с планом взаимодействия орган управления по ГОЧС разрабатывает распоряжения и указания подчиненным органам управления по этим вопросам, обеспечивает единое понимание задач и способов их выполнения взаимодействующими силами, доводит до них таблицу сигналов и обеспечивает их кодированными картами, планами городов и объектов.
План взаимодействия для каждого звена разрабатывается с учетом особенностей и конкретных условий организации и проведения мероприятий ГО, масштабов и характеров совместно решаемых задач, состава выделяемых для оказания взаимной помощи сил и средств и других данных.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что взаимодействие Гражданской обороны и Вооруженных Сил, гражданской обороны различных территориальных и отраслевых звеньев между собой как составных элементов единой системы гражданской обороны, в особенности сил ГО при выполнении задач как самостоятельно, так и совместно с другими силами, выделяемыми по соответствующим планам, является важнейшим условием успешного выполнения задач гражданской обороны.
Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех командиров гражданских организаций гражданской обороны и органов управления. Это делается, прежде всего в интересах подразделений, выполняющих главные задачи и заключенной в согласовании действий всех участвующих в спасательных работах по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.
Сущность взаимодействия заключается в согласованных по цели, времени и месту действиям и взаимной помощи между гражданскими организациями гражданской обороны при ликвидации последствий нападения противника, в умелом и согласованном направлении общих усилий на быстрейшем проведении АСДНР.
Согласованные действия по цели заключаются в определении каждому формированию ГО и РСЧС таких задач, которые обеспечивают достижение главной цели на дальнейший период времени.
Для достижения главной цели при проведении АСДНР на каждом участке, секторе из всего комплекса задач выделяются основные задачи, и на этой основе согласовываются действия формирований ГО и РСЧС и других формирований.
Общие усилия должны быть направлены на обеспечение действий сил, для выполнения таких задач, от которых зависит выполнение главной задачи, а ей является – спасение пострадавших. Эти работы выполняют те формирования, которые предназначены для ведения спасательных работ и ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, непосредственно угрожающих жизни людей.
Усилия всех других формирований будут направлены на обеспечение действий, ведущие спасательные работы.
Спасательные работы будут проводиться в первую очередь на участках с большим количеством пострадавших и там, где сосредоточены больше заваленных убежищ.
Формирования ГО и РСЧС, проводящие работы на соседних участках, также должны обеспечить действия сил, на которые возложено выполнение основных задач.
Таким образом, взаимодействие организуется в интересах, в первую очередь, тех формирований, которые выполняют наиболее важные, основные задачи.
Согласование действий формирований ГО и РСЧС по времени- заключается в том, что командир, организуя взаимодействие, при определении задач подчиненным и взаимодействующим подразделениям указывает время их выполнения с целью завершения основных спасательных работ в возможно короткие сроки.
Согласование действий формирований ГО и РСЧС по времени – включает также установление сроков начала и окончания работ, строгую последовательность ввода сил и средств в очаг поражения и сменяемостью формирований при выполнении работ в условиях радиоактивного, химического и инфекционного заражения.
Фактор времени при организации и проведении АСДНР имеет исключительное значение малейшее промедление в проведении спасательных работ может резко увеличить тяжесть поражения людей и количество потерь.
Согласование усилий по месту – заключается в том, что формированиям указывается конкретные участки и объекты проведения работ, которые они должны выполнить для обеспечения действий других формирований.
Каждому формированию определяется места выполнения поставленных задач с таким расчетом, чтобы обеспечить развертывания и проведения АСДНР во всем очаге поражения, а также устанавливаются исходные и конечные рубежи границы участка, действия и места сбора.
Основными вопросами организации взаимодействия формирований ГО и РСЧС являются:
Важное значение для взаимодействия имеет наличие непрерывной связи и единых сигналов для всех действующих сил и средств.
Обычно устанавливаются сигналы:
При проведении АСДНР в очаге поражения устанавливается наблюдение за подаваемыми сигналами.
Основными средствами связи для обеспечения взаимодействия является радиосвязь. Основными требованиями взаимодействия является надежность и исправность.
Надежность взаимодействия обеспечивается:
Непрерывность взаимодействия это:
Порядок работы начальника ГО, командиров формирований ГО и РСЧС по организации взаимодействия:
Уяснение задачи в соответствии с учетом обстановки, прогнозирования ее последствий, планом действий и указаниями старшего начальника.
Уясняя задачу, начальник ГО (командир формирования) должен понять основную цель предстоящих действий подчиненных ему сил и замысел старшего начальника, задачи, которые могут выполнить ведомственные органы управления, их силы, а также силы других органов, соседей и условия взаимодействия с ними. Определяют сроки готовности и время, которое необходимо для планирования и подготовки к действиям.
На основе уяснения задачи он производит расчет времени, определяет метод и режим работ служб ГО и других органов управления. Определяет какие, кому отдать предварительные распоряжения и какие провести экстренные меры по защите населения и ликвидации ЧС. Установить время готовности сил к предстоящим действиям.
После уяснения задачи начальник ГО с привлечением необходимых ему должностных лиц и их заслушивания, приступает к оценке обстановки, определению замысла и принятию решения.
При оценке обстановки уясняет:
Влияние на выполнение задач местности, дорожной сети и маршрутов выхода метеорологических условий, времени года, суток, температура воздуха.
Направления и скорость ветра, характера осадков, возможного прогноза погоды.
При оценке обстановки анализируются только те элементы, которые необходимо для принятия решения.
Замысел действий вырабатывается одновременно с оценкой обстановки, в которой:
Начальник ГО определяет:
При ограниченном времени, после определения замысла и объявлении решения начальником ГО отдается подчиненным распоряжение с указанием в них состава сил, характера предстоящих действий и решаемые задачи, сроков готовности.
В решении начальника ГО указываются:
сроки их выполнения;
Задачи до подчиненных доводятся приказами и распоряжениями. Способы доведения задач до исполнителя (по средствам закрытой или открытой связи, по АСУ или устно с обязательным письменным подтверждением) определяются начальником органов управления ГОЧС.
Взаимодействие между силами ГО и РСЧС в районе производства спасательных работ организуется при постановке задач и заключается в следующем:
Взаимодействие организуется в процессе постановке задач (уточнении задач) с привлечением представителей от взаимодействующих сил, при этом руководитель информирует подчиненных о работах, выполненных на их участке, о сроках их начале и окончания.
Схема взаимодействия, т.е. структура (план) готовится в мирное время и ее ломать не целесообразно, лучше уточнять.
План проведения работ оформляется текстуально с приложением карт, схем графиков и распоряжения, он подписывается руководителем работ и утверждается старшим начальником.
Выписка из плана доводится до исполнителей.
Также доводится способ связи и др. военные радиостанции.
При постановке задач (уточнении) на извлечение людей из-под завалов, командир спасательного отряда (команды) должен указать:
Взаимодействие организуется, главным образом в интересах отряда (команды), ведущего спасательные работы на объекте.
Командир формирования управляет личным составом непосредственно на месте проведения спасательных работ. Он поддерживает установленный режим работы. Осуществляет обеспечение всем необходимым и строгое соблюдение мер защиты и безопасности.