Действия руководителей НАСФ, НФГО и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач по предназначению.
В связи со сложностью проведения АСДНР руководители формирований ГО и РСЧС должны иметь определенные навыки в уяснении задач, оценке сложившейся обстановки, в принятии обоснованного решения и отдаче приказа на проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Порядок работы руководителя формирования зависит от создавшейся обстановки, характера задач, поставленных старшим начальником, наличия времени и обеспечения хода работ.
Получив задачу, руководитель формирования уясняет ее, отдает предварительное распоряжение, производит расчет времени, оценивает обстановку, принимает решение, организует взаимодействие, обеспечение и управление.
Уясняя задачу, руководитель формирования должен понять:
После уяснения задачи руководитель формирования определяет мероприятия, которые надо провести для подготовки к ее выполнению:
При оценке обстановки руководитель формирования должен изучить:
После оценки обстановки руководитель формирования принимает решение, в котором определяет:
Задачи личному составу формирования могут уточняться перед вводом формирования на участок (объект) работ и в ходе работ.
Решение руководителя формирования оформляется графически на плане (карте) объекта с пояснительной запиской. Приняв решение, руководитель формирования согласует его с вышестоящим начальником и отдает приказ (распоряжение) на проведение АСДНР.
На основании принятого решения задачи формированиям ГО на ведение АСДНР ставятся приказами и распоряжениями, а также командами и сигналами в зависимости от обстановки и наличия времени.
Приказы и распоряжения командир должен излагать кратко, но не в ущерб их ясности. Их содержание не должно допускать различного толкования.
В приказы и распоряжения нужно включать только те данные, которые необходимы подчиненным для выполнения задачи.
Распоряжения, которые передаются по средствам связи, должны быть предельно краткими.
Все приказы и распоряжения, отданные командиром устно, записываются его заместителем.
В первую очередь ставятся задачи тем формированиям, которые решают главные задачи, начинают действовать первыми или которым требуется больше времени на подготовку.
Задачи по разведке, защите от поражающих факторов (РВ, ОВ, АХОВ, БС и т. д.) и другим видам обеспечения действий формирований доводятся соответствующими распоряжениями и указаниями.
В приказе командир указывает:
После слова «ПРИКАЗЫВАЮ» ставятся задачи подчиненным подразделениям (группам, звеньям), а также приданным формированиям.
При постановке задач командир формирования указывает:
В распоряжении обычно указывается краткие выводы из оценки обстановки, задачи подчиненного формирования и время готовности к действиям.
Организуя взаимодействие, командир формирования должен согласовать:
Командир формирования осуществляет управление с пункта управления, развертываемого на участке работ.
Командир подразделений (групп, звеньев), входящих в состав формирований, управляют действиями подчиненных, находясь вместе с ними на месте работ.
В военное время силы ГО находятся в исходных районах, которые должны находится в непосредственной близости от маршрутов выдвижения к возможным очагам отражения. В исходных районах назначаются районы сбора формирований, куда они прибывают по установленному сигналу в полной готовности к выполнению поставленных задач, имея положенную технику, инструмент, СИЗ и т.д.
Вся подготовительная работа к АСДНР проводится в исходных районах. В очагах поражения (районах ЧС) назначаются места (районы) сосредоточения сил и средств ГО, расположенные вне опасных зон, обеспечивающих быстрый выход к участкам работ. Именно в местах сосредоточения группировки сил и средств ГО ставится конкретная задача на АСДНР, отсюда организуется выдвижение к участку работ подшелонно и осуществляется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение.
Для выдвижения сил и средств ГО и ЧС в районы поражения, аварий, катастроф, они располагаются в таком порядке, в котором будут выдвигаться к месту работы – разведка, отряды обеспечения движения, формирования противопожарной службы, охраны общественного порядка, медицинской службы, формирования ГОЧС общего назначения, формирования других служб.
Для организации ввода в очаги поражения необходимо решить вопросы по организации марша, ибо в общем-то весь ввод сводится именно к решению следующих вопросов:
Организация управления в ходе выдвижения и в районе АСДНР
При проведении АСДНР важная роль отводится разведке. Задачи ей определяет НГО, а непосредственно организует начальник отдела (сектора, штаба) по делам ГОЧС.
В ЧС мирного и военного времени действует, как правило, общая разведка и при необходимости – специальная.
Основной задачей общей разведки ОЭ является получение общих данных об обстановке на территории ОЭ и вблизи него.
В очагах поражения в военное время и ЧС мирного времени основными задачами являются:
Данные разведки используются отделами (секторами, штабами) по делам ГОЧС и службами ГО для принятия эффективных мер по защите работников и населения, а также силами и средствами при проведении спасательных работ.
Специальная разведка проводится для получения более полных данных о характере заражения, для уточнения пожарной или медицинской обстановки и выявления характера разрушений.
Она включает:
В районе РА-загрязнения разведка обозначает мощности дозы на путях к объектам спасательных работ, определяет загрязненность РА веществами различных поверхностей, отыскивает убежища, другие укрытия и входы в них, определяет характер разрушений, пожаров и аварий, находит места с наименьшими мощностями дозы для размещения пораженных. Мощности дозы определяются у входа в каждое убежище и укрытие. Заваленные ЗС ГО обозначаются указателями.
В местах аварий на коммунально-энергетических сетях разведка устанавливает характер повреждений и принимает меры к локализации поврежденного участка, определяет опасность затопления и загазованность сооружений.
В очаге химического заражения разведка определяет тип ОВ (АХОВ) и его концентрацию в воздухе, обозначает зараженные участки, отыскивает ЗС ГО, выясняет возможность проникновения в них зараженного воздуха и определяет возможность оказания помощи людям. Уточняет также направление и границы распространения облака ЗВ, обозначает границы опасных участков и безопасные маршруты движения по территории объекта.
При обнаружении БС разведчики берут пробы для лабораторных исследований, а также определяют способы применения БС и направление распространения аэрозольного облака.
Результаты разведки наносят на план объекта и докладываются руководителю формирования (приложение №5).
Выполнив задачу, разведформирования отправляются в район сбора на незараженной территории, где проводят частичную или полную санобработку и готовятся к выполнению следующих задач.
В чрезвычайных ситуациях важное значение имеет тесное взаимодействие сил и средств ГО и соответствующих сил и средств других министерств и ведомств. В этой связи следует указать на организацию взаимодействия с Минобороны России, которая определена утвержденными министрами МЧС и МО в 1995г. “Руководством по взаимодействию МЧС РФ и МО РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера”, в том числе организация взаимодействия в военное время.
Сущность взаимодействия состоит в целенаправленной управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления и сил РСЧС на всех этапах работ.
Взаимодействие организуется заблаговременно еще на стадии разработки и согласования планов действий (взаимодействия), совершенствуется при их ежегодном уточнении, а также уточняются при угрозе возникновении конкретной ЧС.
Оперативное взаимодействие участников ЧС организуется с началом АСДНР руководителем ликвидации ЧС, КЧС, органами управления РСЧС.
В ходе работ поддержание взаимодействия достигается единым оперативным планированием, постановкой и уточнением задач с учетом ходя работ и изменением обстановки, отдачей согласованных по содержанию распоряжений, непрерывной координации действий, контролем их результатов.
Важнейшей предпосылкой успешного взаимодействия формирований ГО является правильное определение задач каждому формированию.
Согласование действий формирований заключается в определении таких задач одному из формирований, решение которых обеспечивает успешное проведение спасательных работ другим формированием. Однако действия одних формирований не следует ставить в полную зависимость от успеха других. Для успешного поддержания взаимодействия необходимо, чтобы действия одного формирования усиливали возможность другого, способствовали полному использованию сил для выполнения поставленной задачи.
Взаимодействие организуется на весь период ведения АСДНР. Основными требованиями, предъявляемыми к взаимодействию сил ГО, являются: непрерывность, целеустремленность, четкость, гибкость.
Непрерывность взаимодействия достигается постоянным согласованием действий сил в ходе выполнения задач. Для этого необходимо твердое знание обстановки в районе действий формирований, поддержание устойчивой связи с подчиненными и взаимодействующими силами ГО, и старшим начальником, знание возможностей сил ГО, умение руководителя предвидеть изменение обстановки для принятия своевременных мер к предотвращению нарушения налаженной системы взаимодействия. При этом представляются широкая инициатива подчиненным.
Целеустремленность взаимодействия сил ГО выражается в сосредоточении их усилий недостижение единой цели в решении задачи, поставленной старшим начальником.
Четкость взаимодействия заключается в распределении задач между силами ГО, в точном выполнении этих задач по срокам, рубежам и объектам (участкам) работ. Она достигается организацией постоянного контроля за их выполнением.
Гибкость взаимодействия определяется способностью взаимодействующих формирований (подразделений) ГО использовать изменившуюся обстановку для успешного выполнения поставленной задачи и в связи с этим действовать по уточненной системе взаимодействия. Она предполагает возможность использования любого частного успеха с тем, чтобы превратить его в общий. Она достигается умением правильно и своевременно определить преимущественное значение того или иного формирования (подразделения) и в интересах его действий привлечь все остальные силы и средства, т.е. развить его успех.
Современная организация формирований дает возможность организации постоянного взаимодействия между ними и с подразделениями воинских частей
Взаимодействие, его организация и поддержание осуществляются в зависимости от конкретных условий сложившейся обстановки и имеет свои закономерности, принципы, которые должны учитываться в тесной связи и являться основой для его организации.
Основные принципы взаимодействия формирований ГО между собой и с подразделениями воинских частей:
Основным определяющим началом организации взаимодействия является решение командира, указания по взаимодействию старшего начальника, а также учет изложенных свыше принципом взаимодействия. При этом организация взаимодействия является не чем-то обособленным в системе управления формирований ГО, а одной их важнейших ее составных частей. В своем решении командир определяет порядок взаимодействия, где указывает:
– кто с кем, когда и как решает каждую определенную задачу.
Постановка задач на ведение АСДНР и организация взаимодействия являются единым процессом в системе мероприятий по управлению силами ГО, осуществляемых командиром и штабом ГО.
Поскольку основой организации взаимодействия является решение командира, то подготовка к ней обычно протекает одновременно с принятием решения и представляет единый процесс.
Так при уяснении полученной задачи командир в интересах взаимодействия должен уяснить условия взаимодействия подчиненного ему формирования с соседними и определить место своего формирования в общей системе взаимодействия старшего начальника. Иными словами, в результате уяснения задачи командир должен четко представить кто, когда, где и какие задачи из средств старшего начальника решает в интересах его формирования; кем, когда и где необходимо поддерживать наиболее тесное взаимодействие. Это дает возможность командиру формирования целесообразно использовать имеющиеся в его распоряжении силы и средства.
Важное место в подготовке и организации взаимодействия занимает оценка обстановки, во время которой командир осмысливает все стороны ведения АСДНР.
Насколько правильно командир оценит обстановку и предвидит события, настолько правильно и целеустремленно он сумеет организовать взаимодействие. В результате оценки обстановки в интересах взаимодействия командир (штаб ГО) должен определить, какие необходимо провести мероприятия с целью более полного использования благоприятных для взаимодействия условий.
Основным этапом в работе командира (штаба ГО) по организации взаимодействия является постановка задач на ведение АСДНР. При этом указывается: задачи, решаемые соседями и порядок взаимодействия с ними, задачи формирований и порядок взаимодействия между ними.
Для успешной организации взаимодействия командиру формирования необходимо четко представлять, какова цель его формирования при выполнении поставленной задачи, какие силы и сродства привлечены для ее достижения, а также порядок согласованных действий своих сил и сил старшего начальника.
В организации взаимодействия формирований ГО большая роль принадлежит штабу ГО. Взаимодействие штаба ГО со службами, формирований ГО между собой и с подразделениями воинских частей заключается в обеспечении полной согласованности в работе на всех этапах. Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех начальников, командиров и штабов ГО.
Старший начальник, командир и штаб ГО обязаны обеспечить согласованность в работе между подчиненными. Это достигается следующими мероприятиями:
Следует отметить, что взаимодействие – процесс сложный, требующий от начальников, командиров и штабов ГО глубоких, твердых знаний действий, предназначения и возможностей взаимодействующих формирований, проявления твердой воли и непреклонности в достижении поставленной цели.
Для этого необходимо:
При организации взаимодействия штаб ГО обязан:
При проведении спасательных работ в очагах поражения и работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф важную роль играет умелое взаимодействие формирований ГО с воинскими частями и по подразделениями.
Общие сведения о взаимодействии формирований ГО с подразделениями воинских частей:
Вопросы взаимодействия внутри формирования
АСДНР ведут до тех пор, пока не будут спасены все люди, находящиеся в завалах. Однако продолжительность работы одной смены, одного формирования ограничена определенным временем, после чего смену (формирование) заменяют. Заменяют людей и в том случае, если они получили установленную дозу облучения, а также для отдыха и приема пищи. Порядок смены формирований определяет НГО объекта.
Чтобы обеспечить непрерывность ведения работ, работающий личный состав сменяют на рабочих местах. Технику сменяемых формирований при необходимости передают прибывшему на смену личному составу.
Во время смены старшим на участке работ является командир сменяемого формирования, который:
уточняет:
После рекогносцировки и уточнения обстановки руководитель сменяющегося формирования ставит на местности задачи командирам своих звеньев.
При этом указывает:
После передачи объектов работ личный состав формирования собирается в установленном месте, командиры проверяют наличие людей, инструмента, затем формирования следуют в район сбора, они направляются на специальную обработку или в район расположения, где восстанавливают свою готовность к дальнейшим действиям: заменяют и ремонтируют средства индивидуальной защиты, приборы; проводят техническое обслуживание машин; пополняют израсходованные средства материального, технического и медицинского обеспечения. Личный состав проходит медицинский осмотр, а при необходимости лечение.
Специальная обработка формирований заключается в проведении дезактивации, дегазации и дезинфекцию (ДДД) транспортных средств, оборудования, инструментов, СИЗ, одежды, обуви, а также санитарная обработка личного состава формирования
При большем объеме специальной обработки могут привлекаться части и подразделения войск ГО, химических войск, медицинской службы. Специальная обработка может быть частичной и полной.
Частичная специальная обработка проводится по распоряжению командира (начальника) без прекращения выполнения поставленных задач.
Она заключается:
Полная специальная обработка включает:
Полную специальную обработку персонала формирований и проводят на станциях ГО:
По распоряжению начальника ГО района (объекта) после выполнения, поставленных задач после выхода из районов проведения АСДНР или зон заражения.
Руководители объектов и учреждений, на базе которых развертываются территориальные или объектовые станции, обязаны:
Приспособление учреждений под станции по обеззараживанию транспорта, одежды, санитарно-обмывочного пункта осуществляется по планам подготовительных мероприятий, заблаговременно разработанным руководителями учреждений, на базе которых они развертываются.
Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для:
В нем определены, какие объекты реконструируются и приспосабливаются, и для каких целей.
Так бани, душевые предприятий, приспосабливаются для санитарной обработки персонала, формирований и населения в качестве санитарно-обмывочных пунктов (СОП).
Прачечные, фабрики химчисткой чистки – для специальной обработки одежды (СОО).
Помещения постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта в автотранспортных предприятиях, станции технического обслуживания – для специальной обработки подвижного состава в качестве станций обеззараживания техники (СОТ).
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. | Конституция РФ. |
2. | Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». |
3. | Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». |
4. | Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». |
5. | Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». |
6. | Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». |
7. | Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». |
8. | Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». |
9. | Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». |
10. | Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». |
11. | Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
12. | Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС». |
13. | Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11. 2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». |
14. | Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». |
15. | Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» |
16. | Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны». |
17. | Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 № 644 «О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций». |
18. | Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (вместе с «Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций»). |
19. | Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». |
20. | Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне». |
21. | Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 №227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне». |
22. | Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». |
23. | Указ Президента от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года». |
24. | Указ Президента от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». |
25. | Указ Президента от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года». |
26. | Указ Президента от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года». |
27. | “План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года” (утв. Правительством РФ 20.06.2017 N 4210п-П4). |
28. | Приказ МЧС России от 23.01.2017 № 21 “Об утверждении Плана мероприятий МЧС России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года”. |
29. | Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)». |
30. | Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. |
31. | Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты – Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. – М.: МГФ “Знание“, 1999. |
32. | Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году» /МЧС России. СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2019. |
33. | Цаликов Р. Х. Экономические механизмы функционирования РСЧС, предварительные итоги исполнения бюджета МЧС России за 1995 год и основные задачи на 1996 год // Сборник материалов совещания руководящего состава органов управления Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (26-27 декабря 1995 г) – М.: МЧС России. – 1996. – С. 126. |