Состав, порядок создания спасательных служб и нештатных формирований, поддержание их в постоянной готовности, их применение при проведении АСДНР.
Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также воздействия современных средств поражения и осуществления мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является главной задачей сил ГО и РСЧС в мирное и военное время.
Нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые в мирное время в интересах ГО, в то же время одновременно являются частью сил РСЧС.
В настоящее время существует достаточно сформировавшаяся нормативно-правовая база, позволяющая создавать, оснащать, обучать и поддерживать НАСФ, НФГО и спасательные службы в готовности к выполнению стоящих перед ними задач.
Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют:
от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеральным правовым государством, в котором человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. На государство возлагается обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Статьи 71 и 72 Конституции РФ определяют, что в ведении РФ находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет основные принципы защиты населения и территорий от ЧС, систему государственного управления в области защиты населения и территорий, устанавливает порядок соответствующих мероприятий, содержит ряд других положений, направленных на повышение эффективности деятельности аварийно-спасательных формирований при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 11 Федерального закона № 68-ФЗ «Полномочия органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС» обязывает эти органы:
Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» является базовым и содержит основы всех иных нормативных правовых актов в этой области, определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязывает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях предусмотренных законодательством, создавать профессиональные аварийно-спасательные формирования.
Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в отношении бюджетных, казённых, автономных организаций, находящихся в их ведении, имеют право:
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ, на соответствующих территориях в праве:
Приказ от 23 декабря 2005 года № 999 МЧС России «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» определяет порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в статье 1 дает определение: нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 года № 701«Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» определяет порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее НФГО), основы создания, подготовки, оснащения и применения НФГО в составе сил гражданской обороны.
Спасательные службы предназначены для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Спасательные службы создаются – в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях.
Спасательные службы организаций создаются распоряжениями (приказами) руководителей гражданской обороны организаций.
Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники спасательных служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.
Начальники спасательных служб назначаются приказами соответствующих руководителей гражданской обороны.
Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются положениями, которые разрабатываются и утверждаются соответствующими начальниками спасательных служб, согласовываются с органом соответствующего уровня, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
В целях организации управления и координации действий сил и средств целесообразно спасательные службы создавать под руководством профильных министерств и ведомств субъектов РФ и муниципальных образований
Нештатные аварийно-спасательные формирования – самая массовая часть сил ГО и РСЧС. Опыт проведения АСДНР, проведенные исследования, анализ возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения противником современных средств поражения, показывают, что для проведения АСДНР потребуется привлечь не только функционирующие в мирное время аварийно-спасательные службы, но и практически все НАСФ, создаваемые на базе предприятий и организаций независимо от их организационно правовой формы.
Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.
Сроки приведения в готовность для нештатных аварийно-спасательных формирований не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часов.
Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 и с учетом Методических рекомендаций по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утв. МЧС России 2 декабря 2021 г. № МР-ВЯ-1), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Примерный перечень территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований и организаций приведен в приложении 1 приказа МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999.
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).
Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.
Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями (не мене 75%), а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приведены в приложении 2 приказа МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999).
Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.
Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.
Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России и его территориальные органы), осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны, в том числе осуществляет координацию деятельности, методическое руководство созданием, обеспечением готовности и применением НФГО.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
Организации:
НФГО подразделяются по численности на:
отряды; команды; группы; звенья; посты; автоколонны; пункты; станции.
Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа.
Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Примерный перечень создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне приведен в приложении 3 приказа МЧС России от 18 декабря 2014 года № 701«Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».
Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка и обучение личного состава НФГО осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также нормативными и методическими документами организаций, создающих НФГО.
Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 N 1119 и от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами приведены в приложении 4 приказа МЧС России от 18 декабря 2014 года № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».
Подготовка НАСФ и НФГО, осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов:
Приказов МЧС России:
В обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделяется организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.
Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 “Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны” и от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Подготовка личного состава НАСФ осуществляется:
Подготовка НАСФ и НФГО включает:
курсовое обучение руководителей НАСФ и НФГО на курсах ГО, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;
проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 “О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя”.
Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению является качественная организация и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.
Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением НАСФ и НФГО осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. №565 “Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах”
С этой целью необходимо иметь перспективные планы проверки готовности сил ГО к действиям по предназначению.
Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводятся под руководством территориальных органов МЧС России показные учения с привлечением НАСФ и НФГО.
Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и ФОИВ. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.
Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществляется в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения:
При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению также оценивать:
Ежегодно проводится анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО в территориальных органах МЧС России, органах управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в организациях.
По результатам анализа ежегодно подводятся итоги, это отражается в годовых распорядительных документах, в которых определяется состояние сил ГО и вопросы по их совершенствованию.