Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность
Введение
Уровень подготовки руководящего, органов управления, сил РСЧС, всех категорий населения определяет их готовность противостоять поражающему воздействию различных факторов в любых чрезвычайных ситуациях как природного, так и техногенного характера (далее – ЧС), минимизировать потери, а порой и избежать пагубных последствий этих ЧС.
Правильно организованная подготовка в системе РСЧС на объектах позволит на этапе прогнозирования обстановки предусмотреть, спланировать и осуществить мероприятия по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основным центром подготовки по ГО является объект экономики, так как именно там сосредоточены людские ресурсы, организуется защита населения и обеспечивается устойчивая работа объекта, готовится основная часть сил ГО, которым предстоит выполнять значительный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСНДР) в очагах поражения и при ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Качество подготовки сил ГО и РСЧС, всех категорий населения проверяется и закрепляется на учениях и тренировках, проводимых на заключительном этапе учебного года.
Анализ материалов, поступающих с мест, результаты проверок показывает, что задачи подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС в основном выполнены.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.03 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определено, что каждый уровень РСЧС (федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый) имеет постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее – ОУ ГОЧС).
Это постановление объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти (далее – ФРИВ), органов исполнительной власти (далее – ОИВ) субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Органами управления по ГОЧС являются:
При угрозе возникновения ЧС органы управления оценивают сложившуюся обстановку, прогнозируют ее возможное развитие и готовят данные для принятия решения начальниками на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС, или уменьшения ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
На основе анализа обстановки и принятого начальником решения, вносятся необходимые уточнения в планы действий.
Кроме того, ОУ ГОЧС:
Последовательность и сроки проведения мероприятий по подготовке ОУ и сил, привлекаемых к действиям в возможных очагах поражения, определяет начальник в своем решении.
Силы постоянной готовности и другие силы, предназначенные к экстренным действиям, с получением распоряжения (сигнала), в установленные планом сроки, убывают в район ЧС.
Остальные с получением распоряжения приводят себя в готовность к выдвижению и предстоящим действиям, пополняют запасы материальных и других средств.
ОУ производят расчеты на выдвижение подчиненных им сил. При необходимости, подают заявки на железнодорожный (воздушный, морской, речной) транспорт. Определяют требуемое количество технических, транспортных, материальных средств, необходимых для проведения АСНДР.
Уточняют планы действий (взаимодействия), готовят командирам (начальникам) данные для принятия решения, доводят задачи до подчиненных, осуществляют планирование и обеспечивают устойчивое управление при выдвижении.
Непосредственную ответственность за безопасное функционирование подведомственных объектов экономики, организацию оповещения производственного персонала, территориальных ОУ ГОЧС и населения, проживающего в зонах ответственности объектов, об угрозе или возникновении аварий на производствах несут соответствующие министерства, ведомства, организации РФ и объекты экономики. Они отвечают за состояние и готовность своих дежурно-диспетчерских служб (далее – ДДС), специальных формирований к действиям в условиях ЧС.
Территориальные органы РСЧС оказывают им необходимую помощь в организации ДДС, системы оповещения, в подготовке специальных и других формирований. Осуществляют совместно с ними контроль за готовностью ОУ и ведомственных сил к действиям при ЧС, а также оказывают необходимую им помощь путем выделения сил и средств территориальных органов.
При угрозе нападения противника по распоряжению старшего начальника ОУ и силы приводятся в полную готовность.
Полная готовность ОУ ГОЧС – это такое состояние органов управления и сил, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
Для ОУ и сил сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, в военное время – 3 часа.
По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в безопасные районы, в заранее установленные районы расположения, ОУ и сил и органов управления и сил организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки безопасных районов к размещению эвакуируемого населения.
Одновременно приводятся в готовность ОУ и силы сельских районов, предназначенных для оказания помощи городскому району (объекту народного хозяйства).
С началом рассредоточения и эвакуации населения приводятся в готовность и выводятся в загородную зону остальные ОУ и силы для создания группировки сил гражданской обороны и РСЧС.
Ответственность за своевременное приведение ОУ и силы в готовность несет соответствующий начальник.
Об угрозе нападения противника начальники ОУ и сил оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач ГО организации, муниципального образования (далее – МО) или вышестоящим ОУ ГОЧС.
Эффективность ГО во многом определяется степенью готовности ее сил и средств для выполнения возникающих задач.
1.Повседневная деятельность гражданской обороны:
ОУ и силы ГО, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам.
ОУ осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают мероприятия согласно плана в повседневном режиме работы.
Системы оповещения и связи работают в дежурном режиме.
Силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия обеспечивающие приведение их в готовность.
ОУ и силы ГО проводят мероприятия по приведению в готовность гражданской обороны, в результате которых повышается (поддерживается) готовность системы ГО к выполнению задач мирного времени и при возникновении военных конфликтов:
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.11. 2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», согласно установленным срокам их выполнения (Приложение № 12 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)):
По решению Президента Российской Федерации выполняются отдельные мероприятия гражданской обороны – проводится эвакуация из зон возможных опасностей.
В соответствии с постановлением Администрация Приморского края постановление от 16.12. 2005 № 282-па «Об утверждении Положения о Приморской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» определена организация, порядок деятельности Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – Приморская территориальная подсистема РСЧС).
Приморская территориальная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства ОИВ Приморского края, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов ЗНТЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения вышеуказанных задач.
Приморская территориальная подсистема РСЧС функционирует на региональном, муниципальном и объектовых уровнях.
ОУ Приморской территориальной подсистемы РСЧС создаются на каждом уровне функционирования
На каждом уровне Приморской территориальной подсистемы РСЧС создаются силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил Приморской территориальной подсистемы РСЧС, системы оповещения населения о ЧС и системы информирования населения о ЧС.
К силам и средствам Приморской территориальной подсистемы РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства ОИВ Приморского края, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и привлекаемые для предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
В состав сил и средств каждого уровня Приморской территориальной подсистемы РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации (далее-силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСНДР в зоне ЧС в течение не менее трех суток.
Перечень сил постоянной готовности Приморской территориальной подсистемы РСЧС утверждается Правительством Приморского края по согласованию с МЧС России.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их ОИВ Приморского края, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
Органами повседневного управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС в соответствии с действующим законодательством являются:
Размещение ОУ Приморской территориальной подсистемы РСЧС осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Привлечение АСС и АСФ к ликвидации ЧС осуществляется:
Общественные АСФ могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации ЧС при наличии соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке, и действуют под руководством органов управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС.
Готовность АСС и АСФ к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России, ГУ МЧС России по Приморскому краю, органами государственного надзора, а также ФОИВ, Министерством ГОЧС Приморского края, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях ОУ и силы Приморской территориальной подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями Губернатора Приморского края, руководителей органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для ОУ и сил Приморской территориальной подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
Губернатор Приморского края, руководители органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации (далее – СМИ) и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил Приморской территориальной подсистемы РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы Приморской территориальной подсистемы РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
При введении режима ЧС в зависимости от последствий ЧС, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств Приморской территориальной подсистемы РСЧС, классификации ЧС и характера развития ЧС, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по ЗНТЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования-решением руководителя организации при ликвидации ЧС силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования:
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования
При введении режима повышенной готовности или ЧС, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих ОУ и сил Приморской территориальной подсистемы РСЧС орган государственной власти или должностное лицо может определять руководителя ликвидации ЧС, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по ЗНТЧС:
Руководитель ликвидации ЧС осуществляет руководство ликвидацией ЧС силами и средствами ОИВ Приморского края, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами ФОИВ, в полномочия которых входит решение задач в области ЗНТЧС.
ЧС ликвидируются:
Руководители АСС и АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Приморского края, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, или назначенных Правительством Приморского края, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.
Руководители ликвидации ЧС по согласованию с Правительством Приморского края, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСНДР.
Решения руководителей ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Основными мероприятиями, проводимыми ОУ и силами Приморской территориальной подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
б) в режиме повышенной готовности:
в) в режиме ЧС:
1.1.Порядок приведения сил РСЧС в готовность
К силам и средствам Приморской территориальной подсистемы РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства органов местного самоуправления (далее – ОМСУ), организаций, предназначенные и выделяемые для предупреждения и ликвидации ЧС.
1.1.1. Оповещение ОУ и сил объектового (районного) звена ТП РСЧС:
1.1.2.Оценка обстановки и прогнозирование:
1.13.Организация и проведение АСДНР в зоне ЧС
1.1.4.Оказание всех видов помощи пострадавшим в зоне ЧС
1.1.5.Проведение аварийно-восстановительных работ, оценка ущерба и возмещение понесенных затрат
В решении комплекса задач ГО важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям (далее – НАСФ).
НАСФ должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.
Рекомендуется также использовать накопленный опыт создания, подготовки и применения сил и средств ГО и РСЧС применительно к современным условиям и задачам.
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 16.12. 2005 № 282-па «Об утверждении Положения о Приморской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определено, что готовность АСС и АСФ к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России, ГУ МЧС России по Приморскому краю, органами государственного надзора, а также ФОИВ, Министерством ГОЧС Приморского края, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования».
Понятие о готовности формирований ГО и РСЧС, степени их готовности определятся:
Об угрозе нападения противника или ЧС командир формирования оповещается органом управления ГОЧС (начальником штаба объекта) района.
Получив сигнал вызова, командир обязан:
Командир формирования обязан заранее разработать план оповещения личного состава в рабочее и в нерабочее время.
Первыми оповещаются командиры подразделений и посыльные.
Личный состав, получив вызов, немедленно следует к месту сбора, докладывает о прибытии своему командиру.
На месте сбора получает имущество, проверяет его исправность и подгоняет СИЗ.
Техника, закрепленная за формированием, приводится в состояние готовности к немедленному выдвижению.
2.2.Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации.
Для первой категории личного состава выполнение задач в составе формирования будет аналогичным их специальностям (профилям) в повседневной работе, но выполнять эти задачи придется в специфических условиях в зонах заражения РВ, ОВ, АХОВ, БС, в средствах защиты органов дыхания и кожи.
Для второй категории личного состава кроме перечисленных особенностей в действиях добавляется изучение и освоение новых специальностей в составе формирования.
Именно на эти особенности и различия необходимо обращать особое внимание при разработке функциональных обязанностей и подготовке личного состава.
Кроме своих функциональных обязанностей по предназначению каждый должен уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинской защиты, уметь оказывать само- и взаимопомощь, проводить частичную и полную спецобработку, действовать по сигналам ГО.
При составлении функциональных обязанностей и их отработке командиры формирований должны обращать на эти вопросы пристальное внимание.
Организации, создающие формирования ГО, обязаны поддерживать их в постоянной готовности.
Часть формирований решением соответствующего руководителя ГО может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и выполнения других задач.
Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.
Остальные формирования содержатся в общей (повседневной) готовности.
Руководитель ГО организации, создающей объектовые формирования, определяет срок приведения этих формирований в готовность, порядок их оповещения и сбора.
Порядок оповещения и сбора, построения личного состава и техники на месте сбора и для совершения марша (при необходимости) определяется планом приведения формирования в готовность. Этот план доводится до личного состава в ходе занятий.
Сигнал поступает в дежурную службу организации от ОУ ГОЧС муниципального образования на приведение в готовность территориальных формирований или от начальника ГО организации (или штаба ГОЧС) на приведение в готовность объектовых формирований.
Дежурная служба полученный сигнал доводит до руководителя (командира) соответствующего формирования. Он организует оповещение личного состава через руководителей структурных подразделений формирования:
Командиры структурных подразделений организуют оповещение подчиненных методом «бегущей волны», оповещая двух-трех человек и т.д. Личный состав, не имеющий телефонов, оповещается специально назначенными лицами из числа формирования, имеющими телефоны и, как правило, проживающими в этих же или соседних домах, или специально выделенным для этого водителем транспортного средства (автомобиль, мотоцикл), которому командир формирования или дежурная служба вручает заранее подготовленный список личного состава формирования с адресами мест проживания.
2.3.Порядок получения табельного имущества и подгонки СИЗ.
Весь личный состав формирования обязан знать, что положено иметь согласно нормам оснащения (табелизации), где это имущество хранится и порядок его получения.
Как правило, вещевое и другое имущество ГО, приборы, инструмент, СИЗ должны храниться в определенном месте – в кладовой или на складе ГО организации. В этих помещениях все должно быть разложено в специальные ящики по структурным подразделениям формирования, имеется опись заложенного в него имущества.
В каждом структурном подразделении должны быть назначены ответственные лица из числа личного состава за получение этого имущества и доставки его к месту сбора формирования.
В ящики заблаговременно закладывается обувь, обмундирование, спецодежда, СИЗ по размерам личного состава, включенного в данные формирования. Размеры указываются в плане приведения формирования в готовность, или в штатно-должностном списке, или отдельно. Это сокращает время приведения формирования в готовность. Если этого не сделано, для подгонки одежды, обуви, СИЗ необходимо иметь дополнительные комплекты этого имущества.
Периодически (не менее 2 раз в год) необходимо корректировать списки личного состава формирования, а значит, сверять размеры одежды, обуви, СИЗ, заложенные в ящики.
Подгонка СИЗ осуществляется либо практическим подбором, либо измерением лицевой части сантиметром (линейкой).
2.4. Практические мероприятия, проводимые заблаговременно в целях повышения готовности формирования:
Формирования создаются для проведения АСНДР и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживанию населения, техники, зданий и территории, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения.
Спасательные формирования (команды, труппы) предназначаются для розыска, извлечения и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных ЗС и выполнения других работ.
В зависимости от характера выполняемых задач спасательные формирования усиливаются формированиями служб ГО.
Аварийно-технические формирования предназначаются для локализации и ликвидации аварий и временного восстановления поврежденных участков и сооружений на коммунально-энергетических и технологических сетях.
Служба ГО предназначена для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий гражданских организаций (формирований) ГО в ходе проведения АСНДР при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.
По решению соответствующих руководителей ГО службы ГО и их формирования привлекаются для ликвидации последствий ЧС в мирное время
2.5.Действия НАСФ.
При угрозе нападения противника по распоряжению старшего начальника НАСФ приводятся в полную готовность.
Полная готовность-это такое состояние НАСФ, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в безопасные районы, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки безопасных районов к размещению эвакуируемого населения.
Одновременно приводятся в готовность формирования сельских МО, предназначенных для оказания помощи городским МО (организациям).
С началом рассредоточения и эвакуации населения приводятся в готовность и выводятся в безопасные районы остальные формирования для создания группировки сил ГО.
2.7. Понятие о готовности нештатных формирований. Степени готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Порядок приведения их в готовность.
Деятельность и создание нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО) определены приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».
НФГО являются силами ГО и привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории.
Готовность к действиям по предназначению – это такое состояние формирования, при котором оно способно организованно, в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
НФГО организации в готовность к действиям по предназначению может приводиться в следующих случаях:
Решение на приведение формирования в готовность к действиям по предназначению принимает руководитель ГО.
Ответственность за своевременное приведение формирования в полную готовность несет его командир.
Получив распоряжение на приведение формирования в полную готовность, командир организует оповещение личного состава по ранее разработанному плану и в соответствии со складывающейся обстановкой.
Личный состав и техника прибывают на место сбора, которое обычно устанавливается на территории организации (предприятия, объекта).
Успешное проведение неотложных работ зависит, прежде всего, от своевременных и квалифицированных действий руководителей и личного состава формирований, участвующих в неотложных работах, их готовности решать конкретную задачу в экстремальных условиях.
Командир формирования является прямым начальником всего личного состава формирования и несет ответственность за специальную и морально-психологическую подготовку подчиненных.
Командир формирования обязан:
Командир формирования и его заместители (помощники) обязаны также знать:
Командир формирования и его группа управления (помощники) заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность.
В плане предусматривается:
2.8.Действия руководителей и личного состава формирований при организации выполнения неотложных работ
2.8.1.Порядок работы командира формирования после получения задачи
Порядок работы командира формирования зависит от условий обстановки, характера задач, поставленных старшим начальником, и наличия времени.
Получив задачу, командир формирования уясняет ее, отдает предварительные указания, производит расчет времени, оценивает обстановку, организует взаимодействие, обеспечение, управление.
После принятия решения командир формирования отдает приказ, в котором отражаются:
В приказе при постановке задач подразделениям, входящим в состав формирования, командир указывает:
При постановке задач командир указывает также:
Всем подразделениям, входящим в состав формирования и приданных ему, ставятся задачи в соответствии с их предназначением.
Задачи ставятся в первую очередь тем подразделениям, которые решают главные задачи, начинают действовать первыми или которым требуется больше времени на подготовку.
Взаимодействие организуется командиром, прежде всего в интересах подразделений, решающих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех подразделений формирования по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения и во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.
НФГО осуществляет выдвижение к участку (объекту) работ, как правило, одной походной колонной.
Одновременно с постановкой задачи на выдвижение ставится задача командиром формирования на проведение неотложных работ.
В некоторых случаях эта задача может ставиться формированию на участке (объекте) работ.
На рубеже ввода на участок работ командир формирования на основе дополнительных данных органов управления ГОЧС, а также данных разведки об обстановке в зоне бедствия может уточнить задачи подразделениям.
Особое место в работе командира формирования на участке (объекте) занимает определение очередности работ.
Помня о том, что главным в АСДНР является спасение людей, командир формирования в первую очередь организует работы по устройству проездов и проходов к ЗС, поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться пострадавшие, а также к местам аварий, без ликвидации которых затруднено и даже невозможно проведение АСДНР.
Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. В ходе работ командир формирования контролирует выполнение поставленных задач, а при необходимости, ставит дополнительные.
С целью обеспечения непрерывного ведения неотложных работ, личный состав формирований обычно сменяют непосредственно на месте работы.
Технику сменяемых формирований, при необходимости, передают прибывшим на смену.
После вывода формирования с участка (объекта) работ, при необходимости, проводится специальная обработка и восстановление его готовности к дальнейшим действиям, заменяются или ремонтируются средства индивидуальной защиты, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются израсходованные материальные средства. Формирование готовится к выполнению последующих задач.
Готовность НФГО проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверяются:
Проверки готовности НФГО к выполнению задач по предназначению осуществляются:
Проверки проводятся по предварительному согласованию или уведомлению с соответствующим предписанием.
Проверка готовности НФГО к выполнению задач по предназначению осуществляются также в ходе осуществления государственного и регионального надзора в области ГО и в области ЗНТЧС.
Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать:
2.9. Порядок и сроки оповещения
Сигнал оповещения поступает в дежурную службу организации от ОУ ГОЧС МО – на приведение в готовность территориальных формирований или от руководителя организации (структурного подразделения ГОЧС организации) на приведение в готовность объектовых формирований.
Дежурная служба полученный сигнал доводит до командира соответствующего формирования. Он организует оповещение личного состава через командиров структурных подразделений формирования:
Командиры структурных подразделений организуют оповещение подчиненных методом «бегущей волны»: оповещают двух-трех человек, имеющих телефоны, а те в свою очередь оповещают очередных двух-трех человек и т.д.
При нарушении или отсутствии телефонной связи личный состав оповещается специально назначенными лицами из числа формирования, как правило, проживающими в этих же или соседних домах, или специально выделенным для этого водителем транспортного средства (автомобиль, мотоцикл), которому командир формирования или дежурная служба вручает заранее подготовленный список личного состава формирования с адресами мест проживания.
При выходе телефонной сети из строя оповещение проводится нарочными на транспортных средствах или пешим порядком в зависимости от места жительства.
2.11.Порядок получения табельного имущества и подгонки средств индивидуальной защиты
Весь личный состав формирования обязан знать, что ему положено иметь согласно нормам оснащения (табелизации), где это имущество хранится и порядок его получения.
Как правило, вещевое и другое имущество ГО, приборы, инструмент, средства защиты должны храниться в определенном месте – в кладовой или на складе имущества ГО организации. Там все должно быть разложено в специальные ящики по структурным подразделениям формирования, при этом составляется опись заложенного для них имущества.
В каждом структурном подразделении из числа личного состава должны быть назначены ответственные лица за получение этого имущества и доставку его к месту сбора формирования.
Под руководством командиров формирований в ящики заблаговременно закладывается обувь, обмундирование, спецодежда, средства индивидуальной защиты по размерам личного состава, включенного в данные формирования. Размеры указываются в плане приведения формирования в готовность или в штатно-должностном списке, или отдельно.
Это сокращает время приведения формирования в готовность. Для подгонки одежды, обуви, средств индивидуальной защиты необходимо иметь дополнительные комплекты этого имущества.
Периодически (не менее 2 раз в год) необходимо корректировать списки личного состава формирования, а значит и сверять размеры одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, заложенных в ящики. Подгонка средств индивидуальной защиты осуществляется либо практическим подбором размера, либо измерением лицевой части по известной методике.
При угрозе возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности) в установленное время приводятся в готовность, без прекращения производственной деятельности, формирования повышенной и общей готовности.
Осуществляется подготовка к выдаче персоналу организации СИЗ.
При возникновении аварии на химически опасном или на радиационно-опасном объекте (при угрозе химического заражения или угрозе радиоактивного загрязнения) проводится выдача СИЗ из запасов организации персоналу и личному составу формирований.
Таким образом, в «Плане гражданской обороны организации» и в «Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» предусматриваются мероприятия по повышению и приведению в готовность формирований.
Для выдачи СИЗ из запасов персоналу, личному составу формирований организации, неработающему населению развертываются пункты выдачи СИЗ.
Успешная выдача СИЗ зависит от своевременного приведения пункта выдачи в такое состояние, при котором он способен организованно в установленное время осуществить выдачу СИЗ персоналу организации, формированиям, неработающему населению.
Важнейшим требованием, предъявляемым к пункту выдачи (далее – ПВ СИЗ), является его постоянная готовность к выполнению стоящих задач.
Постоянная готовность ПВ СИЗ достигается:
В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации или при ее возникновении ПВ СИЗ приводится в полную готовность.
Полная готовность ПВ СИЗ – это такое состояние, при котором он способен организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
Чтобы привести ПВ СИЗ в полную готовность, необходимо выполнить комплекс мероприятий, к которым относятся:
После выполнения этих мероприятий, ПВ СИЗ считается приведенным в готовность, о чем руководитель пункта докладывает руководителю организации (начальнику отдела ГОЧС).
2.12. Планирующие документы по приведению ПВ СИЗ в готовность:
В организации под руководством начальника отдела ГОЧС, уполномоченного на решение задач в области ГО, разрабатывается «План приведения пункта выдачи СИЗ в готовность».
Исходными данными для разработки плана являются:
Основные задачи плана – определить:
План включает в себя:
2.13.Выдвижения в район расположения.
В район сбора формирование обычно следует в полной готовности к выполнению задач, но не исключаются случаи его доукомплектования личным составом и дооснащение техникой, автотранспортом, приборами, средствами индивидуальной защиты, инструментом и другими средствами материального обеспечения в этом районе.
Перед занятием района сбора руководитель формирования отдает приказ, в котором указывает:
В районе сбора руководитель формирования устанавливает строгий порядок, обеспечивающий быстрое оповещение и сбор подразделений в назначенных местах, выставляет наблюдательные посты (в том числе и РХН), организует комендантскую службу и работы по инженерному оборудованию района.
При организации комендантской службы определяет состав наряда, время и место несения службы, порядок поддержания связи. Комендантские посты осуществляют наблюдение за районом расположения и его охрану, следят за соблюдением личным составом формирования установленного порядка и мероприятий светомаскировки.
Инженерное оборудование района сбора заключается в строительстве ПРУ и приспособлении существующих сооружений для укрытия личного состав, строительстве защитных сооружений для пункта управления и медицинского пункта, устройстве укрытий для техники и автотранспорта, подготовке путей для выдвижения формирования на основной маршрут, устройстве и оборудовании пунктов водоснабжения.
В районе сбора руководитель формирования может организовать практические занятия по сколачиванию подразделений для проведения АСДНР. Кроме того, по распоряжению председателя КЧС и ОПБ объекта формирование может быть привлечено для подготовки простейших и противорадиационных укрытий для населения, рабочих и служащих, выведенных в загородную зону.
До получения распоряжения на проведение АСДНР (до возникновения ЧС) очередная смена рабочих и служащих на автотранспорте доставляется на предприятие, а отработавшая – в район сбора.
Этот район обычно назначается на таком удалении от объекта, чтобы время на замену смен не превышало 4-5 часов.
2.14.Обязанности и порядок действий руководителя НФГО по выполнению мероприятий ГО с получением распоряжения на вывод формирования в безопасный район.
Проведение неотложных работ в чрезвычайных ситуациях при возникновении военных конфликтов и при ликвидации ЧС является одной из основных задач НФГО.
Участие НФГО в проведении неотложных работ осуществляется в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО), планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по решению должностных лиц, ответственных за организацию и проведение неотложных работ на определенной территории или объекте.
Содержание других неотложных работ:
Объем и условия проведения неотложных работ во многом зависят от вида ведения боевых действий или масштабов ЧС, а также от вида применяемого оружия.
Анализ проведения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС и ведении ГО показывает, что все задачи должны выполняться поэтапно в определенной последовательности и в максимально короткие сроки.
Наиболее сложные по объему неотложные работы выполняются, как правило, в три этапа.
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) неотложных работ.
В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС.
На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к ЗС, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение неотложных работ.
По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования механизации работ совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах и с командами пожаротушения, выдвигаются к местам работ и приступают к розыску и спасению людей, вскрытию заваленных ЗС, подаче в них воздуха, при необходимости, и к проведению других работ.
НФГО, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями), с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются и осуществляют розыск пораженных, извлекают их из завалов, вскрывают ЗС, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и выносят к местам погрузки на транспорт.
Вывод и вынос пораженных производится расчетами спасательных звеньев в составе 3-4 человек, один из которых назначается старшим.
НФГО работающие на откапывании и вскрытии защитных сооружений, должен иметь электро- и газосварочные аппараты, керосинорезы, огнетушители и средства индивидуальной защиты.
При проведении неотложных работ вблизи химического заражения особое внимание уделяется обеспечению незащищенных рабочих, служащих и населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания, оказанию первой помощи пораженным и выводу их из зоны бедствия.
Первая помощь пораженным оказывается личным составом медицинских пунктов, санитарных дружин непосредственно на месте обнаружения пострадавших.
Вынос пораженных с участков (объектов) работ к местам погрузки на автотранспорт осуществляется носилочными звеньями. Легкопораженные следуют на медицинские пункты пешим порядком самостоятельно или с сопровождающими.
В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования, при необходимости, передается личному составу, прибывшему на смену.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объекта.
Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости.
При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного производственного персонала и населения.
Одновременно с этими работами начинаются работы по восстановлению функционирования объектов экономики.
Взаимодействие организуется командиром, прежде всего в интересах подразделений, решающих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех подразделений формирования по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения и во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.
НФГО осуществляет выдвижение к участку (объекту) работ, как правило, одной походной колонной.
Одновременно с постановкой задачи на выдвижение ставится задача командиром формирования на проведение неотложных работ. В некоторых случаях эта задача может ставиться формированию на участке (объекте) работ.
На рубеже ввода на участок работ командир формирования на основе дополнительных данных органов управления ГОЧС, а также данных разведки об обстановке в зоне бедствия может уточнить задачи подразделениям.
Особое место в работе командира формирования на участке (объекте) занимает определение очередности работ. Помня о том, что главным в АСДНР является спасение людей, командир формирования в первую очередь организует работы по устройству проездов и проходов к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться пострадавшие, а также к местам аварий, без ликвидации которых затруднено и даже невозможно проведение АСДНР.
Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. В ходе работ командир формирования контролирует выполнение поставленных задач, а при необходимости, ставит дополнительные.
С целью обеспечения непрерывного ведения неотложных работ, личный состав формирований обычно сменяют непосредственно на месте работы. Технику сменяемых формирований, при необходимости, передают прибывшим на смену.
После вывода формирования с участка (объекта) работ, при необходимости, проводится специальная обработка и восстановление его готовности к дальнейшим действиям, заменяются или ремонтируются средства индивидуальной защиты, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются израсходованные материальные средства. Формирование готовится к выполнению последующих задач.
Обязанности председателя КЧС и ОПБ, руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность
3.1.Обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Приморского края (далее – КЧС и ОПБ ПК).
В режиме повышенной готовности: с получением информации (распоряжения, сигнала) об угрозе или возникновении ЧС председатель КЧС и ОПБ обязан:
В режиме ЧС:
В соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 16.01.2020 № 10-пп «Об утверждении Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Приморского края» КЧС и ОПБ ПК является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти Приморского края, организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Председателем КЧС и ОПБ ПК (далее – Комиссии) является Губернатор Приморского края.
Председатель осуществляет непосредственное руководство Комиссией и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым планом работы, утверждаемым ее председателем.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Повестку дня заседаний и порядок их проведения определяет председатель Комиссии или по его поручению один из его заместителей.
Заседания Комиссии оформляются в виде решений, которые подписываются председателем Комиссии, а в случае его отсутствия-заместителем, проводившим заседание Комиссии
При угрозе возникновения ЧС с введением режима функционирования Приморской территориальной подсистемы (звена) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) повышенной готовности или режима ЧС работа Комиссии организуется в соответствии планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС и особенностями реально складывающейся обстановки.
С момента возникновения ЧС Комиссия переходит на непрерывный режим работы.
Сбор членов Комиссии к месту проведения внеочередного заседания составляет в рабочее время – до 1 часа, в нерабочее время – до 2 часов.
Порядок действий ОИВ ТП РСЧС ПК при возникновении ЧС определен «Методическими рекомендациями по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утвержденными решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Протокол № 4 от 17.04.2015).
Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 28.11.2014 № РД-П4-8793 с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в г. Крымске, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, а также изменений и дополнений в федеральном законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Действия органов управления ГОЧС ТП РСЧС ПК при возникновении ЧС определяются характером, масштабом, степенью опасности, потребностью сил и средств для их ликвидации и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Приморского края.
Основными задачами органов управления ГОЧС ТП РСЧС ПК по ЗНТЧС являются:
Органом управления по ликвидации ЧС является оперативный штаб ликвидации ЧС.
При возникновении ЧС оповещение членов Комиссии и органов управления ГОЧС ТП РСЧС ПК, осуществляется в установленном порядке ЦУКС ГУ МЧС России по Приморскому краю.
3.2. Обязанности руководителя ОУ ГОЧС
Ответственность за своевременное приведение ОУ и сил в готовность несет соответствующий начальник.
Об угрозе нападения противника начальники ОУ и сил оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач ГО организации, МО или вышестоящим ОУ ГОЧС.
Получив сигнал вызова, начальник обязан:
Личный состав ОУ и сил об угрозе нападения противника и применении им ОМП оповещается путем подачи сигналов ГО.
Начальники ОУ и сил обязаны заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время.
В первую очередь оповещаются начальники подразделений и связные.
После сбора личного состава и приведения его в готовность начальник обязан:
С возникновением ЧС начальник в зависимости от сложившейся обстановки вводит режим ЧС и контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных Планом действий.
Начальник при угрозе или возникновении ЧС свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию работы ОУ, приведению в готовность необходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации ЧС.
В последующем, с прибытием в район ЧС, начальник уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит проведением АСНДР. Его рабочим органом является КЧС и ОПБ.
Начальник перед принятием решения обязан:
В результате уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов начальник определяет:
Уяснение задачи (предстоящих действий) производится в соответствии с учетом обстановки, прогнозирования ее последствий, планом действий и указаниями старшего начальника.
Уясняя задачу, начальник должен понять основную цель предстоящих действий подчиненных ему сил и замысел старшего начальника, задачи, которые могут выполнять ведомственные органы управления, их силы, а также силы федерального и других органов, соседних субъектов РФ и условия взаимодействия с ними. Определяет сроки готовности и время, которое необходимо для планирования и подготовки к действиям.
На основе уяснения задачи он производит расчет времени, определяет метод и режим работы КЧС и ОПБ и других ОУ.
Определяет какие, кому отдать предварительные распоряжения и какие провести экстренные меры по защите населения и ликвидации ЧС.
Устанавливает время готовности сил к предстоящим действиям.
После уяснения задачи начальник с привлечением необходимых ему должностных лиц и их заслушивания, приступает к оценки обстановки, определению замысла и принятию решения.
При оценке обстановки уясняет:
При оценке обстановки анализируются только те элементы, которые необходимы для принятия решения.
Замысел действия вырабатывается одновременно с оценкой обстановки, в которой начальник определяет:
При ограниченном времени, после определения замысла и объявления решения начальником отдаются подчиненным распоряжения с указанием в них состава сил, характера предстоящих действий и решаемых задач, сроков готовности.
В решении начальника указываются:
Решение начальника обычно оформляется на карте (плане, схеме).
К решению прилагается краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.
Задачи до подчиненных ОУ и сил РСЧС доводятся, приказами и распоряжениями.
Способы доведения задач до исполнителей (по средствам закрытой или открытой связи, по АСУ или устно с обязательным письменным подтверждением) определяются начальником ОУ ГОЧС.
3.3. Обязанности руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
АСС, АСФ, НАСФ (далее – формирования) представляют собой формирования, создаваемые по территориально производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно – правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения от опасностей, возникающих военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.
Командир формирования обязан:
Личный состав обязан:
На основе указаний вышестоящих начальников руководитель формирования и его штаб разрабатывают план приведения формирования в готовность.
В плане определяются:
Ответственность за своевременное приведение формирования в полную готовность несет его руководитель.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС. Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность
При получении информации о возникновении ЧС на территории Приморского края:
уточняет:
Высшее должностное лицо по краю или по его поручению один из его заместителей (председатель КЧС и ОПБ) оценивает действия членов КЧС и ОПБ края, руководителей ОИВ края по ликвидации ЧС и ставит задачи по устранению имевших место недостатков, повышению готовности ИОГВ к работе в ЧС.
Руководители ОИВ края проводят анализ деятельности должностных лиц, сил и средств, задействованных для решения задач по ликвидации ЧС, и на его основе определяют меры по повышению их готовности к действиям в указанных условиях.
5.1. ОУ силами функциональной подсистемы (ФП) РСЧС:
5.2.Органами управления, силами ТП РСЧС Приморского края:
Для принятия решения председатель КЧС и ОПБ выполняет следующие мероприятия:
Дополнительно ОУ, силами ТП РСЧС Приморского края проводится:
5.3. Органами управления, силами муниципальных звеньев ТП РСЧС:
6.1. Органами управления, силами ФП РСЧС:
6.2. ОУ, силами и средствами ТП РСЧС ПК:
Дополнительно выполняются:
6.3. ОУ, силами муниципальных звеньев ТП РСЧС:
Дополнительно проводится:
При введении режима повышенной готовности или ЧС, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих ОУ и сил МЧС России, орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктами 3 и 4 статьи 4.1 Федерального закона от 11.11.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» может определять руководителя работ по ликвидации ЧС, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по ЗНТЧС:
. Своевременное и последовательное выполнение комплекса мероприятий, направленных на перевод органов управления, сил и средств ГО в повышенные степени готовности, позволит эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Заключение
На ряде объектов и территориальных образований продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения в организации и осуществлении обучения населения по вопросам ГО и защиты от ЧС:
Успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит, прежде всего, от уровня подготовки, от своевременных и квалифицированных действий ОУ, руководителей и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовности решать конкретную задачу в экстремальных условиях.