Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ)
Введение
В последние годы на территории Российской Федерации просматривается тенденция к увеличению количества и масштабов чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), тяжести их последствий.
Немало их и на территории Приморского края. Жизнь показывает, что создание и функционирование органов управления ликвидацией последствий ЧС, вопросов принятия решений, полной и достоверной информации о случившемся – важнейшая задача.
Надо иметь в виду, что руководители и организаторы управления действиями в ЧС должны быть компетентными, профессиональными людьми. От них требуется умение принимать оптимальные решения в условиях острого дефицита времени, отсутствия достаточной информации.
Именно для организации работ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в мирное время создаются КЧС и ОПБ.
Согласно постановлению правительства РФ от 30.12.2003. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» КЧС и ОПБ является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).
КЧС и ОПБ предназначены для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, уменьшение ущерба от возможных последствий аварий катастроф и стихийных бедствий, управление силами при ликвидации ЧС и всестороннее обеспечение их действий.
Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Правовые основы деятельности
КЧС и ОПБ. Примерное Положение о КЧС и ОПБ
1.1. Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ
Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
Для оценки обстановки, координации сил единой системы в зонах чрезвычайных ситуаций, подготовки проектов решений, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, при КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации создаются постоянно действующие оперативные штабы.
Постоянно действующие оперативные штабы возглавляют руководители территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Состав постоянно действующих оперативных штабов, их полномочия и порядок работы определяются решениями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
КЧС и ОПБ ФОИВ и государственных корпораций возглавляют руководители ФОИВ и государственных корпораций или их заместители.
КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
КЧС и ОПБ муниципальных образований возглавляют главы местных администраций.
КЧС и ОПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.
1.2.Задачи КЧС и ОПБ
1.2.1. Основными задачами КЧС и ОПБ в соответствии с их компетенцией являются:
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ОПБ решениями Правительства Российской Федерации, ФОИВ, государственных корпораций, ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Рабочими органами КЧС и ОПБ являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС (органы управления по делам ГОЧС).
Основная задача КЧС и ОПБ организации – координация деятельности органов управления, служб и формирований, входящих в состав объектового звена РСЧС, по следующим направлениям:
1.3.Назначение и состав КЧС и ОПБ.
КЧС и ОПБ на объекте создается решением руководителя объекта, для чего разрабатываются Положение об объектовой КЧС и ОПБ и ее состав, которые объявляются приказом.
Решения комиссии являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами организации.
Там, где они по каким-либо причинам не созданы (это могут быть небольшие организации, не относящиеся к опасным объектам), координационные функции выполняет лично руководитель этой организации.
Численность КЧС и ОПБ и ее персональный состав определяет руководитель объекта. Комиссия не должна быть многочисленной, а ее состав должен обеспечить качественное проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, устойчивое управление силами и средствами при проведении АСДНР.
Состав КЧС и ОПБ объекта комплектуется ответственными работниками управленческого аппарата и его структурных подразделений.
Рекомендуется следующий примерный состав комиссии (вариант для крупного объекта):
Руководящий состав КЧС и ОПБ:
председатель – руководитель организации (иногда заместитель);
заместитель председателя – главный инженер;
заместитель председателя – руководитель структурного подразделения ГОЧС объекта.
Члены КЧС и ОПБ:
Из персонального состава КЧС и ОПБ объекта могут формироваться оперативные группы.
Оперативные группы (далее – ОГ) предназначены для выявления причин ухудшения обстановки на отдельных участках объекта, выработки предложений и принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.
Состав ОГ определяет председатель КЧС и ОПБ в зависимости от типа, характера и масштабов ЧС.
Однако для организации ликвидации в оперативном порядке аварий и катастроф, возникающих непосредственно на объекте, председатель КЧС и ОПБ может определить состав ОГ заблаговременно.
Может быть рекомендован следующий примерный состав ОГ комиссии объекта.
Состав ОГ комиссии объекта:
Возложение на себя руководства КЧС и ОПБ директором предприятия, как и включение в ее состав руководителей специализированных подразделений, возглавляющих соответствующие службы ГО, представляется оптимальным вариантом, обеспечивающим одновременно повышение готовности к защите объекта и его персонала при возникновении военных конфликтов.
Дело в том, что многие мероприятия ГО, особенно по вопросам устойчивости функционирования в ЧС, защиты персонала и населения, проживающего вблизи объекта, создания и подготовки сил и средств для ликвидации последствий поражения обычными средствами в значительной степени связаны (и тождественны) с мероприятиями, направленными на предупреждение и ликвидацию ЧС.
Для обеспечения полного и качественного решения задач комиссией и каждым ее членом во всех режимах функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС, заблаговременно разрабатывается и комплектуется документация КЧС и ОПБ.
Для ведения текущей работы в комиссии назначается секретариат, в который, как правило, входят сотрудники управления делами администрации и представители управления ГОЧС.
1.4.Примерное Положение КЧС и ОПБ
В Положении о КЧС и ОПБ указываются: ее предназначение, основные задачи и права, состав, порядок подготовки и принятия решений, порядок приведения в готовность по режимам функционирования РСЧС, место размещения, материально – техническое обеспечение, функциональные обязанности членов комиссии (приложение 1).
1.5.Организация работы КЧС и ОПБ.
Председатель КЧС и ОПБ. (далее Комиссии) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
В случае отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет один из его заместителей.
Повседневная деятельность Комиссии организуется в соответствии с утвержденным председателем Комиссии планом ее работы на год.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения Комиссии оформляются протоколом.
Решения Комиссии принимаются большинством голосов при условии, если на заседании присутствует более половины ее членов. На заседания Комиссии могут приглашаться руководители структурных подразделений, служащие и работники, не являющиеся ее членами.
В период между заседаниями Комиссии необходимые решения, принимаемые председателем Комиссии и его заместителями, доводятся до членов Комиссии.
Для участия в АСНДР, оказания помощи пожарно – спасательным подразделениями МЧС России или инспекторам Государственного пожарного надзора МЧС России к работе в Комиссии могут дополнительно привлекаться служащие (работники), имеющие специальную подготовку в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения ПБ.
Оповещение членов Комиссии при угрозе или возникновении ЧС (пожаров) осуществляется дежурной диспетчерской (дежурной) службой по распоряжению председателя Комиссии или его заместителей.
При угрозе или возникновении ЧС (пожаров) Комиссия размещается в местах, указанных председателем Комиссии.
При угрозе радиоактивного загрязнения или химического заражения территории, где расположены объекты, Комиссия располагается на защищенном пункте управления (если предусмотрено).
Мероприятия по ликвидации ЧС (пожаров) и их последствий и оказанию помощи пострадавшим Комиссия организует во взаимодействии с территориальными органами МЧС России, комиссиями МО на территории которых расположены объекты, экстренными оперативными службами (далее – ЭОС).
По решению министра и начальников территориальных органов Минюста России количественный состав Комиссии может быть изменен. При этом функции Комиссии должны быть соответственно перераспределены между ее членами.
Председатель Комиссии определяет задачи и распределяет обязанности между ее членами.
Члены Комиссии для решения возлагаемых на них задач могут привлекать подчиненных им служащих (работников).
Постоянно действующим (рабочим) органом Комиссии является подразделение (служащий или работник), уполномоченное на решение задач в области ГО и защиты от ЧС (далее – служба ГОЧС).
2.Планирование работы КЧС и ОПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы
КЧС и ОПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС
2.1. Планирование работы КЧС и ОПБ.
Планирование работы КЧС и ОПБ. заключается в следующем:
Планирование может быть перспективное (на несколько лет) и текущее (на один год).
Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС организует председатель КЧС и ОПБ.
При планировании предусматривается решение основных вопросов организации действий по предупреждению и ликвидации ЧС, главными из которых являются:
К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС и ОПБ, работники органов управления, уполномоченных на решение задач в области ГО (далее – уполномоченный ГОЧС) и служб, главные специалисты, не являющиеся начальниками служб.
При необходимости привлекаются специалисты проектных и экспертных организаций.
На основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на территории объекта (МО) при возникновении ЧС, определяются способы защиты и комплекс мероприятий, которые необходимо спланировать для надежной защиты персонала и территории объекта (МО).
При этом в обязательном порядке учитываются:
В центре внимания КЧС и ОПБ по организации работы по созданию и совершенствованию материально-технической базы должно быть:
Во всех случаях отработка документов по организации и проведению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС, управления силами должна начинаться с разработки основного документа – Плана действий объекта (МО) по предупреждению и ликвидации ЧС.
Практическую разработку документов КЧС и ОПБ, как правило, непосредственно организуют заместители председателя КЧС и ОПБ.
Подготовленные документы к установленному сроку исполнители сдают начальнику ОУ уполномоченному на решение задач в области ГО.
При необходимости их выносят на рассмотрение (одобрение) КЧС и ОПБ.
Окончательную доработку (корректировку) и согласование документов проводит ОУ уполномоченном на решение задач в области ГО.
Подписанные и согласованные соответствующими должностными лицами документы представляются на утверждение председателю КЧС и ОПБ объекта (МО).
2.2. Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Для обеспечения слаженной работы всех подразделений объектового звена РСЧС и решения задач, стоящих перед КЧС и ОПБ, в организации должен быть разработан ряд документов.
Их можно свести в следующие группы:
а) документы по организации системы предупреждения и ликвидации ЧС:
б) документы по управлению мероприятиями и силами предупреждения и ликвидации ЧС:
в) рабочие документы:
г) отчетно-информационные документы:
д) справочные документы: ведомости, таблицы, графики, схемы, справки, описания.
Документы комплектуются по рабочим папкам членов КЧС и ОПБ согласно расчету, составленному руководителем структурного подразделения (или выделенным работником) ГОЧС и утвержденному председателем КЧС и ОПБ.
Часть из этих документов входит в состав документации структурного подразделения ГОЧС. Поэтому отдельные документы (выписки из них) необходимо разрабатывать в нескольких экземплярах.
Функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ должны учитывать специфику объекта, местные условия и быть конкретными, отражать порядок их действий в различных режимах функционирования.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС – основной документ объектового звена РСЧС, предусматривающий порядок заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению или снижению тяжести последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите персонала объекта и материальных ценностей, а также порядок организации и проведения АСДНР.
На объектах, где предусмотрено создание штатных служб и нештатных аварийно – спасательных формирований (далее – НАСФ), разрабатываются их планы мероприятий в соответствии с предназначением.
Годовой план работы КЧС и ОПБ содержит два основных раздела:
первый – мероприятия, проводимые вышестоящими КЧС и ОПБ в части, касающейся объекта;
второй – мероприятия объектовой КЧС и ОПБ, планируемые к выполнению в целях реализации возложенных на нее задач.
В том числе:
Структуру, состав, функциональное предназначение и порядок действий дежурной службы определяет руководитель организации.
КЧС и ОПБ должна проконтролировать разработку инструкций должностным лицам дежурной службы и ведение журнала учета аварий и чрезвычайных происшествий.
Остановимся на содержании лишь отдельных документов, которые рекомендуются к разработке КЧС и ОПБ.
В Положении об объектовой КЧС и ОПБ указывают назначение, основные задачи и права. Порядок приведения в готовность по режимам функционирования РСЧС, размещение и материально-техническое обеспечение комиссии.
Структура, состав, функциональное предназначение и порядок действий дежурной службы определяет руководитель объекта.
КЧС и ОПБ должна разработать инструкцию должностным лицам дежурной службы и завести журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий на объекте.
Для выявления причин возникновения (угрозы возникновения) ЧС на отдельных участках или на объекте в целом, прогнозирования и оценки характера ЧС, выработки предложений по ее локализации и ликвидации из состава комиссии могут формироваться ОГ с привлечением необходимых специалистов.
2.3.Алгоритм работы КЧС и ОПБ и её председателя при угрозе и возникновении ЧС и пожаров.
Деятельность КЧС и ОПБ по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования РСЧС.
Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно – промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий — это планомерное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности ОУ, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении производственно – промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической к гидрометеорологической обстановке, при. получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
В этом режиме КЧС и ОПБ обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению ДДС, контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.
При необходимости из состава КЧС и ОПБ объекта может быть выделена оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений по предотвращению ЧС, по локализации и ликвидации ЧС в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.
Режим ЧС – функционирование системы при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основная деятельность КЧС и ОПБ в этом режиме – непосредственное руководство ликвидацией ЧС и защита персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей.
Одной из важнейших задач, решаемых КЧС и ОПБ в режиме повседневной деятельности, особенно непосредственно после ее создания на объекте, является планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и, прежде всего, надежной защиты персонала объекта.
С получением информации об угрозе возникновения ЧС КЧС и ОПБ объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС.
Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и ОПБ и оповещает членов комиссии.
Председатель КЧС и ОПБ принимает меры по проверке достоверности полученных данных и дополнительных сведений об обстановке.
При необходимости срочно высылает ОГ непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.
Деятельность комиссии с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС должна исходить из следующих требований:
Осуществление мероприятий по защите персонала объекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможного ущерба от них комиссия проводит на основе Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносятся уточнения с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.
Руководитель объекта – председатель КЧС и ОПБ с возникновением угрозы ЧС вводит в действие пункт 1 раздела II Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее – План действий).
Привлекая всех членов комиссии, руководителей структурных подразделений и командиров формирований, организует и проводит на объекте следующие основные мероприятия:
Одновременно о возникшей угрозе информируется КЧС и ОПБ и управление ГО и ЧС города (района).
2.4.Работа КЧС и ОПБ в ЧС мирного времени
Работу КЧС ПБ можно разделить на 4 этапа:
Методика и последовательность работы председателя и членов КЧС и ОПБ объекта при угрозе и возникновении ЧС в каждом конкретном случае будет определяться:
Работа председателя КЧС ПБ осуществляется в следующей последовательности:
О принятом решении председатель КЧС и ОПБ обязан доложить старшему начальнику, довести до исполнителей и информировать соседей.
2.4.1..Уяснение задачи.
При уяснении задачи председатель КЧС ПБ должен четко представить:
После уяснения задачи он должен определить мероприятия, которые необходимо провести немедленно, отдать указания начальнику отдела ГОЧС по подготовке и доведению предварительных распоряжений подчиненным об организации разведки и т. д.
После этого председатель КЧС ПБ производит расчет времени, в котором ориентировочно определяет сроки выполнения организационных и практических мероприятий, в частности:
2.4.2.Оценка обстановки.
Уяснив задачу, .председатель КЧС и ОПБ приступает к наиболее сложному процессу работы – к оценке обстановки.
Методы работы зависят от его профессиональной подготовки и сложившейся обстановки. При необходимости заслушивает доклады соответствующих начальников.
При оценке обстановки председатель КЧС и ОПБ изучает:
До принятия решения, т.е. в ходе оценки обстановки, начальниками отделов, служб ГО разрабатываются предварительные распоряжения по неотложным мероприятиям, которые после утверждения их КЧС и ОПБ или начальником отдела ГОЧС передаются подчиненным по техническим средствам связи или другими способами.
2.4.3.Принятие решения.
Оценив обстановку, председатель КЧС и ОПБ принимает решение, в котором определяет:
Решение председателя КЧС и ОПБ приобретает силу закона только после доведения задач до подчиненных.
2.4.4.Доведение задач до подчиненных.
Основными способами доведения задач до подчиненных являются:
В распоряжении обычно указываются:
Отделом ГОЧС с привлечением соответствующих отделов и служб решение председателя КЧС и ОПБ оформляется графически на карте с пояснительной запиской.
2.4.5.Приказ председателя КЧС и ОПБ.
На основе решения разрабатывается приказ председателя КЧС и ОПБ, в котором излагаются:
Для сокращения сроков оформления и доведения задач до подчиненных, целесообразно применять формализованные документы в которых вносятся необходимые данные, отражающие принятое решение.
2.4.6.Донесение председателя КЧС и ОПБ.
Работа председателя КЧС и ОПБ по принятию решения завершается представлением в вышестоящие ОУ донесения, которое включает:
Пример:
При поступлении в 10.00 на объект сообщения об аварии с выбросом радиоактивных веществ на высоту 1,5 км на АЭС, расположенной в 75 км северо-восточное объекта, председатель КЧС и ОПБ, наряду с другими распоряжениями, в первую очередь поставит задачу начальнику отдела ГО и ЧС или начальнику службы радиационной и химической защиты (далее – РХЗ) оценить вероятное радиоактивное загрязнение территории объекта и потребует немедленно доложить:
Исполнитель должен:
Приходит к выводу – объект попадает в зону умеренного загрязнения.
T№ = | L | = | 75 км | = | 3 ч |
V | 25 км/ч |
Эти данные уточняются с КЧС и ОПБ (управлением ГОЧС) города (района), и с учетом полученных от них дополнительных указаний председателем КЧС и ОПБ могут быть даны предварительные распоряжения на проведение мероприятий по подготовке к защите персонала и территории объекта.
В дальнейшем он поручает начальнику отдела ГОЧС, начальнику службы РХЗ организовать постоянный контроль за радиационной обстановкой и взаимодействием с управлением ГОЧС города (района).
Все данные и выводы из оценки обстановки докладывает через каждые полчаса.
Однако в условиях, когда позволяет время, как в рассматриваемом примере, председатель КЧС и ОПБ перед принятием решения может заслушать предложения членов комиссии, других должностных лиц объекта по вопросам подготовки и организации защиты персонала объекта на подведомственных участках.
В этих условиях председатель КЧС и ОПБ может установить следующий порядок работы:
Председатель КЧС и ОПБ с учетом докладов должностных лиц и доклада начальника отдела ГО и ЧС принимает соответствующие решения, оформляя их приказом (распоряжением).
Члены комиссии после получения задач от председателя контролируют проведение мероприятий на подведомственных участках, оказывают практическую помощь руководителям структурных подразделений и командирам формирований.
Особое внимание уделяют вопросам организации защиты персонала в цехах (участках) с непрерывным циклом работы, которые будут продолжать функционировать в условиях радиоактивного загрязнения территории.
В установленное председателем КЧС и ОПБ время члены комиссии и руководители структурных подразделений лично или с помощью технически средств связи докладывают о проведенных мероприятиях.
Мероприятия по защите персонала, ликвидации ЧС и ее последствий условно можно представить следующим образом:
Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляются предусмотренные планом действия по локализации аварии, при остановке или изменению технологического процесса производства, предупреждению взрывов и пожаров.
Одновременно проводятся разведка и оценка складывающейся обстановки, уточняются меры по защите персонала и ликвидации ЧС.
В соответствии с Планом действий вводятся и наращиваются силы и средства для проведения аварийно – спасательных работ, в ходе которых проводятся:
Работы, связанные со спасением людей, организуются и проводятся непрерывно до полного их завершения.
При необходимости решением председателя КЧС и ОПБ (руководителя работ на участке) организуется смена и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах.
Исходя из вышеупомянутого, алгоритм работы председателя КЧС и ОПБ района, объекта экономики, можно представить в табличном варианте (табл.1)
Таблица 1.
Содержание | |
1. Уясняет задачу | – цель предстоящих действий;
– характер и сложность задачи; – объем работ, место и роль сил го при решении задач; – возможность дальнейшего осложнения обстановки; – задачи соседей, порядок взаимодействия с ними; – сроки готовности к выполнению задачи. |
2. Определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно для быстрейшей подготовки подчиненных к выполнению задач. | |
3. Производит (утверждает) расчет времени | |
4. Дает указания заместителям КЧС, руководителям служб, руководителям структурных подразделений | – о предстоящих действиях;
– об организации разведки; – о порядке работы на местности; – о подготовке данных, необходимых для принятия решения; – о подготовке и доведении предварительных распоряжений. |
5. Оценивает обстановку | – характер, объем предстоящих работ;
– свои силы и средства; – состояние и характер действия соседей; – характер местности; – гидрометеорологические условия, состояние погоды. |
6. Определяет замысел действий | – главная цель, порядок её достижения;
– объем АСНДР; – направление сосредоточения основных усилий органов; – управления и сил; – привлекаемые силы и средства; – последовательность выполнения работ, распределение сил, их построение, маневр ими. |
7. Ориентирует о нем своих заместителей | |
8. Принимает решение в котором определяет | – замысел действий;
– задачи подчиненным; – порядок взаимодействия при выполнении задач; – порядок всестороннего обеспечения; – организация управления.
|
9. Отдает распоряжение или приказ | – краткие выводы из оценки обстановки;
– состав привлекаемых сил и средств и замысел действий; – после слова «приказываю» ставятся задачи подчиненным; – порядок представления докладов о ходе выполнения поставленных задач; – с какого времени и где будет находиться председатель КЧС и ОПБ, место ПУ; – заместители и дублирующие ОУ. |
10. Управление (отдел) по ГО и ЧС, с привлечением соответствующих отделов и служб, оформляет решение графически на карте с пояснительной запиской
|
|
11. Дает указания по всестороннему обеспечению и организации взаимодействия | 1.Когда, где, между кем и по каким вопросам организуется взаимодействие:
– порядок совместных действий органов управления и сил; – задачи взаимодействия, время начала и окончания совместных действий и их последовательность; – районы (направления, объекты) выполнения совместных задач и места сосредоточения основных усилий.
|
12.Дает указания по организации управления | – сроки создания (восстановления) системы управления, оповещения и связи;
– где, на каком ПУ и с какого времени находится председатель КЧС, его заместители и др. вопросы
|
13. Осуществляет контроль подготовки и оказывает помощь в ее выполнении
|
Заключение
Изложенный материал дает возможность работающим в КЧС и ОПБ МО, объектов подготовиться и действовать в условиях ЧС мирного времени и при возникновении военных конфликтов.
Разумеется, что в различных МО, объектах нашего работа КЧС и ОПБ может существенно отличаться, но единство действий всех КЧС и ОПБ должно быть в одном – в скорейшем и эффективном принятии мер по защите работников объекта, населения, материальных ценностей и обеспечении жизнедеятельности людей.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом __________
от ___________N ___
ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности в организации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” и определяет предназначение, основные задачи, состав, полномочия, организацию и порядок работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – Комиссия) в организации.
1.2. Комиссия является координационным органом управления объектового уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
1.3. Комиссия предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации, управления силами при ликвидации ЧС и всестороннего обеспечения их действий.
1.4. В своей деятельности Комиссия руководствуется законодательством РФ, нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней в области гражданской обороны и защиты от ЧС, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи Комиссии
2.1. Основными задачами Комиссии являются:
– руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности работы организации, обеспечению устойчивости ее функционирования при возникновении ЧС;
– планирование и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС (в том числе вследствие пожаров), уменьшению ущерба от их последствий, обеспечению устойчивого функционирования организации (ее объектов) при возникновении ЧС;
– обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала объекта;
– создание на объектах и поддержание в состоянии готовности противопожарных систем, систем пожарной сигнализации, локальных систем оповещения работников о ЧС, организация работы дежурной диспетчерской (дежурной) службы;
– обеспечение готовности работников, сил и средств к действиям при возникновении ЧС, организация ликвидации ЧС, тушение пожаров на объектах, проведение эвакуации работников, материальных и иных ценностей;
– создание резерва финансовых и материальных ресурсов для проведения профилактических мероприятий по предупреждению ЧС;
– формирование, оснащение спасательных служб средствами защиты;
– оказание помощи пострадавшим при возникновении ЧС;
– организация взаимодействия с комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, обеспечение вызова экстренных оперативных служб при угрозе и возникновении ЧС;
– руководство действиями структурных подразделений спасательных служб при угрозе и возникновении ЧС;
– организация подготовки руководящего состава и работников, сил и средств к действиям в условиях ЧС.
3. Состав Комиссии
3.1. Председателем Комиссии является один из заместителей руководителя организации.
3.2. В состав Комиссии входят: председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, уполномоченный по ГОЧС, ответственный за обеспечение пожарной безопасности.
3.3. Персональный состав Комиссии утверждается приказом руководителя организации.
4. Полномочия Комиссии
4.1. Комиссия в целях обеспечения своевременного и качественного выполнения возложенных на нее задач имеет право:
– запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений организации необходимые материалы и информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
– осуществлять контроль за деятельностью структурных подразделений организации в части выполнения принимаемых решений по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности;
– привлекать в установленном порядке специалистов для проведения экспертизы, проработки проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС, обеспечением пожарной безопасности.
4.2. Решения Комиссии, принятые в установленном порядке в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами организации.
5. Режимы функционирования Комиссии
5.1. В зависимости от складывающейся обстановки решением председателя Комиссии устанавливаются следующие режимы функционирования Комиссии:
режим повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;
режим ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС.
5.2. Основные функции Комиссии:
В режиме повседневной деятельности:
– разработка и утверждение плана работы Комиссии на год и организация его выполнения;
– разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах (далее – план ЧС), ежегодное его уточнение и корректировка, доведение основных мероприятий плана ЧС до сведения исполнителей в части, их касающейся;
– организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России, комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, по вопросам наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и пожарной обстановкой на объектах;
– организация обучения работников способам защиты и действиям при возникновении ЧС;
– выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;
– проведение заседаний Комиссии;
– создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.
В режиме повышенной готовности:
– организация усиления дежурной диспетчерской (дежурной) службы с целью своевременного информирования работников об обстановке при возникновении ЧС;
– организация усиления охраны объектов с целью предотвращения террористических актов;
– организация усиления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштаба и последствий, размеров возможных потерь и материального ущерба;
– принятие мер по защите и жизнеобеспечению работников, повышению устойчивости функционирования объектов и снижению возможных потерь и материального ущерба на случай возникновения ЧС;
– приведение в готовность к реагированию на ЧС спасательных служб, предназначенных для ликвидации ЧС, уточнение плана ЧС.
В режиме ЧС:
– введение в действие плана ЧС;
– организация оповещения работников о возникновении ЧС;
– организация и принятие экстренных мер по защите и жизнеобеспечению работников;
– организация сбора и обработки информации о возникшей ЧС, материальных потерях, ущербе здоровью и жизни людей;
– принятие решения о проведении эвакуации работников из очагов ЧС в безопасный район (район временного размещения), организация медицинской помощи пострадавшим;
– организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах ЧС, организация проведения мероприятий по ликвидации последствий ЧС;
– организация пропускного режима в районе ЧС, охраны мест сосредоточения материальных и иных ценностей;
– организация работы по обеспечению устойчивого функционирования объектов в сложившейся обстановке и первоочередному жизнеобеспечению пострадавших;
– оказание помощи пожарно-спасательным подразделениям МЧС России и сотрудникам экстренных оперативных служб при ликвидации ЧС и расследовании причин их возникновения.
6. Организация и порядок работы Комиссии
6.1. Комиссия осуществляет свою деятельность под руководством председателя Комиссии, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
В отсутствие председателя Комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя Комиссии.
6.2. Функциональные обязанности членов Комиссии определяются и утверждаются председателем Комиссии.
6.3. Повседневная деятельность Комиссии организуется в соответствии с годовым планом ее работы. План утверждает председатель Комиссии.
6.4. Заседания Комиссии проводятся по решению председателя Комиссии и оформляются протоколом. Его подписывает председатель Комиссии.
6.5. На заседания Комиссии могут приглашаться руководители и сотрудники структурных подразделений организации, не являющиеся членами Комиссии.
6.6. Для выявления причин возникновения (угрозы возникновения) ЧС на отдельных объектах (участках) или в организации в целом, прогнозирования и оценки характера ЧС, выработки предложений по ее локализации и ликвидации из состава Комиссии могут формироваться оперативные группы с привлечением необходимых специалистов.