Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС
Введение
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее – юридические лица), индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции. Федеральный государственный надзор осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Порядок осуществления регионального государственного надзора устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации.
К полномочиям федеральных органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относятся:
– разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– участие в рассмотрении проектов федеральных целевых программ социально-экономического развития, а также приоритетных научных и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
– организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а также установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
– принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
– осуществление запросов в установленном порядке необходимых материалов и информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
– взаимодействие при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с органами государственного надзора в других сферах деятельности;
– организация и проведение плановых, внеплановых проверок выполнения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти;
– организация и проведение на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
– участие в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
– проведение анализа деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению показателей риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, разработка предложений по повышению эффективности мер, направленных на совершенствование профилактической деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
– подготовка заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
– рассмотрение в установленном порядке обращений, жалоб граждан и юридических лиц;
– осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.
На основании Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 1007 “О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны” (вместе с “Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны”):
П 4. Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее соответственно – органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, территориальные органы).
П 6. Федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее – структурное подразделение центрального аппарата);
в) руководители и заместители руководителей территориальных органов;
г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее – структурные подразделения территориальных органов);
д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352) |
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
г) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
д) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей – присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;
е) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;
ж) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
з) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352) |
к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
м) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352) |
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352) |
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента и о восстановлении нарушенного положения;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352) |
ж) обращаться в соответствии с Федеральным законом “О полиции” за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;
б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, требований технического регламента без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352) |
г) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
д) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
е) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления федерального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ж) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
з) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
и) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
к) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
На основании Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 1013 “О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций” (вместе с “Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”):
П. 5. Федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее – структурное подразделение центрального аппарата);
в) руководители и заместители руководителей территориальных органов – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее – территориальные органы);
г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее – структурные подразделения территориальных органов);
д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 №1352)
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
г) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
д) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;
е) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;
ж) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
з) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
м) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) здания, строения, сооружения и помещения, территории, используемые при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента и о восстановлении нарушенного положения;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
ж) обращаться в соответствии с Федеральным законом “О полиции” за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
а) оценивать соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
г) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
д) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
е) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления федерального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ж) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
з) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
и) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
к) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
Осуществление государственного контроля (надзора) органами государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех уровней осуществляется на безвозмездной основе и является расходным обязательством Российской Федерации.
Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
– презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
– открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц;
– ответственность органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора);
– недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю, в том числе за проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований, с фактами причинения вреда.
Информация о проведении надзора в области ГО и ЧС предоставляется:
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах в интернете надзорных органов по субъектам РФ размещаются на интернет-сайте МЧС России и интернет-сайтах территориальных органов МЧС России.
Сведения о графике (режиме) работы надзорных органов сообщаются по телефонам для справок (консультаций), а также размещаются:
На информационных стендах в помещениях надзорных органов и интернет-сайтах территориальных органов МЧС России размещается следующая информация:
При ответах на телефонные звонки и устные обращения должностные лица подробно и в корректной форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о фамилии, имени, отчестве, должности и воинском или специальном звании лица, принявшего телефонный звонок.
При невозможности самостоятельно и компетентно ответить на поставленные вопросы необходимо переадресовать его на другое должностное лицо или же сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
На основании Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 1013
“О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”(вместе с “Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”):
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 N 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
а) образования (реорганизации) государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, или включения государственных корпораций в установленном порядке в перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) начала эксплуатации гражданами и организациями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;
в) вхождения в установленном порядке организаций (их структурных подразделений) и граждан или находящихся в их ведении организаций и структурных подразделений этих организаций в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
д) выборочный контроль.
(пп. “д” введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов.
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование.
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
а) в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом “д” пункта 108 настоящего Положения;
б) в целях соблюдения контролируемыми лицами требований технического регламента;
в) в целях оценки выполнения контролируемыми лицами решений органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом “д” пункта 108 настоящего Положения.
(п. 96 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) инструментальное обследование;
ж) экспертиза.
а) в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска;
б) в целях оценки выполнения контролируемыми лицами решений органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом “д” пункта 108 настоящего Положения.
(п. 100 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(1). Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований технического регламента.
(п. 100(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 N 1352)
100(2). Выборочный контроль является внеплановым выборочным контролем и осуществляется с учетом положений части 12 статьи 69 Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. Плановый выборочный контроль не проводится.
(п. 100(2) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(3). Выборочный контроль может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения органа, осуществляющего федеральный государственный надзор.
(п. 100(3) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(4). О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.
(п. 100(4) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(5). В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) получение письменных объяснений;
в) истребование документов;
г) отбор проб (образцов);
д) инструментальное обследование;
е) испытание;
ж) экспертиза.
(п. 100(5) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(6). В ходе выборочного контроля при выполнении всех контрольных (надзорных) действий осуществляется идентификация продукции в следующих целях:
а) отнесение продукции к объектам технического регулирования технического регламента;
б) подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента;
в) установление соответствия продукции технической документации, образцу и (или) описанию.
(п. 100(6) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(7). В ходе выборочного контроля инспектор предъявляет контролируемому лицу требование о представлении информации в части регистрационного номера сертификата соответствия, доказательных материалов, использованных при осуществлении подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом требований технического регламента документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных и носителей информации.
(п. 100(7) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(8). При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выборочного контроля используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для технического регламента в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О техническом регулировании”, Договором о Евразийском экономическом союзе и перечнем международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований технического регламента Евразийского экономического союза “О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ТР ЕАЭС 050/2021) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. № 78.
(п. 100(8) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(9). Результаты выборочного контроля оформляются в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы, и направляются контролируемому лицу, у которого осуществляется отбор проб (образцов) продукции, с приложением результатов инструментального обследования, испытания или экспертизы продукции.
(п. 100(9) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
100(10). После завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев утраты приобретенной продукцией потребительских свойств) продукция возвращается контролируемому лицу, у которого она была изъята.
(п. 100(10) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
а) осмотр;
б) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
в) экспертиза.
105(1). Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи.
(п. 105(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
105(2). Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).
(п. 105(2) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
105(3). Отбор проб (образцов) продукции для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы осуществляется в количестве, не превышающем норм, установленных документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений.
(п. 105(3) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
105(4). Инструментальное обследование проводится инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей и действий (событий), имеющих значение для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
(п. 105(4) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
105(5). Экспертиза проводится по поручению органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в следующем порядке:
а) отбор проб (образцов) продукции;
б) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);
в) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;
г) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.
(п. 105(5) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
105(6). Результаты инструментального обследования, испытания или экспертизы предоставляются контролируемому лицу, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции, в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.
(п. 105(6) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
105(7). Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
(п. 105(7) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
105(8). Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
(п. 105(8) введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
а) наличие у органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, или отклонения объекта надзора от таких параметров;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения решения органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
а) руководитель, заместитель руководителя структурного подразделения центрального аппарата;
б) руководитель, заместитель руководителя территориального органа;
в) руководитель, заместитель руководителя структурного подразделения территориального органа;
г) руководитель, заместитель руководителя территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа.
а) отсутствия по месту регистрации гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с его ежегодным отпуском;
б) временной нетрудоспособности гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
При отборе проб (образцов) в ходе выборочного контроля в обязательном порядке осуществляется видеозапись доказательств нарушений требований технического регламента в случае, если отсутствует возможность оценки соблюдения требований технического регламента иными способами, без отбора проб (образцов).
(п. 114 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2023 № 1352)
а) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
б) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений;
в) обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного инспектора органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) инспекторов органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Для надзорных органов устанавливается следующий график (режим) работы (по местному времени):
Продолжительность перерыва рабочего дня для отдыха и питания (приема пищи) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Надзорные органы осуществляют прием граждан не реже двух раз в неделю из расчета 4 часа в день.
График приема утверждается решением Министра МЧС России и начальников соответствующих территориальных органов МЧС России и размещается на доске объявлений надзорных органов в доступном для граждан месте.
Проведение надзора в области ГО и ЧС включает в себя следующие процедуры:
Выполнение административных процедур при проведении мероприятий надзора в области ГО и ЧС может быть закончено:
Деятельность должностных лиц надзорных органов осуществляется в соответствии с ежегодными планами проведения проверок, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на основании личных план-графиков, составляемых ежемесячно с учетом их должностных обязанностей.
В тех случаях, когда одно и тоже должностное лицо, уполномочено осуществлять надзор и в области гражданской обороны, и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, личный план-график работы такого должностного лица может составляться единым.
В ежегодных планах проведения проверок объектов надзора указываются следующие сведения:
Утвержденные руководителем надзорного органа, ежегодные планы проведения плановых проверок доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальном сайте органа государственного надзора в сети “Интернет” либо иным доступным способом.
В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного надзора направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”. Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Генеральная прокуратура РФ размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети “Интернет” в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа состояния гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, в организациях с учетом решений вышестоящих должностных лиц, органов осуществляющих государственный надзор, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
При планировании мероприятий по надзору на объектах надзора учитываются результаты проведения независимой оценки рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, за исключением территорий, отнесенных к группе по гражданской обороне, организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, а также организаций, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны, другие объекты и имущество гражданской обороны.
В случае получения положительных заключений проведения таких оценок рисков, мероприятия по надзору в отношении объектов надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не планируются.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
В органах, осуществляющих государственный надзор, ведется учет объектов надзора, по информации, запрашиваемой ежегодно в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Учет объектов осуществляется путем ведения журналов учета объектов надзора и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Допускается ведение журналов учета объектов в порядке, установленном законодательством в электронном виде при условии сохранения дубликата информации на магнитном носителе и ежегодной архивацией на бумажном носителе. Срок ведения журналов – 10 лет.
Должностные лица надзорных органов ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления государственного надзора, утверждаемые их непосредственными начальниками. Личный план-график хранится три года.
В планы и личные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется постановкой на учет новых объектов надзора, созданием, ликвидацией, преобразованием юридических лиц, указаниями вышестоящих органов, осуществляющих государственный надзор и другими обстоятельствами.
На мероприятия по надзору должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления государственного надзора:
Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в надзорных органах, для последующего их использования в государственном регулировании, совершенствования организации и осуществления государственного надзора.
Анализ результатов деятельности органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Плановые мероприятия по надзору на объектах надзора в области ГО и ЧС проводятся на основании распоряжений о проведении мероприятий по надзору в области ГО, и в области ЧС начальника государственного органа.
В тех случаях, когда объект надзора одновременно является объектом надзора и в области ГО и в области ЧС распоряжение о проведении мероприятий по надзору в области ГО и ЧС может оформляться единым.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще чем раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом надзора не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения направлением копии распоряжения или приказа руководителя надзорного органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного надзора обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведённых товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В случае выявления нарушений должностные лица органа надзора при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.
При осуществлении планового мероприятия проверяется выполнение установленных требований по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе:
При осуществлении планового мероприятия по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проверяется выполнение установленных требований, в том числе:
Должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний надзорных органов в области ГО и ЧС, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения ЧС, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного надзора, орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, нарушений не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена органами государственного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Типовая форма заявления о согласовании органом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок согласования органом государственного надзора с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
В день подписания распоряжения или приказа руководителя, органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения орган государственного надзора представляет либо направляет в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного надзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется в орган государственного надзора почтой с уведомлением.
В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного надзора с использованием информационно-телекоммуникационной сети.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязан уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.
Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного надзора й внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.
В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований, должностные лица органа государственного надзора при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.
Должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.
Невыполнение предусмотренных нормативно правовыми актами полномочий соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями предполагает применение мер административного воздействия за умышленное нарушение правил гражданской обороны к:
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. | Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» |
2. | Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» |
3. | Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. |
4. | Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 |
5. | Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11. 2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» |
6. | Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» |
7. | Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 (ред. от 14.10.2016) «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» |
8. | Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1013 “О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций” (вместе с “Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”). |
9. | Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1007 “О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны” (вместе с “Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны”) |
10. | Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. |
11. | Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)» |
12. | Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
13. | «Методические рекомендации по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (утв. МЧС России) |
14. | «Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора» (утв. МЧС России 10.01.2016 № 2-4-71-2-28) |
15. | Приказ МЧС России от 04.02.2022 № 62 “Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2022 № 67502) |
16. | Приказ МЧС России от 04.02.2022 № 61 “Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны”
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2022 № 67455) |