Организация и порядок взаимодействия ЕДДС с ЦУКС ГУ МЧС России, с ДДС экстренных оперативных служб и организаций в рамках функционирования системы-112
Введение
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р была утверждена «Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований».
Все экстренные службы организуют необходимое взаимодействие с другими службами, которое регламентируется соответствующими ведомственными нормативными документами.
ЕДДС муниципальных образований (далее – ЕДДС) в пределах своих полномочий взаимодействуют со всеми дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб (далее – ДДС ЭОС) и организаций (объектов) муниципального образования (далее – МО) независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – ЧС) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Россия совместно со странами ЕС подписала в 1998 году телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал «112».
Назначение, цели, задачи, участники осуществления информационного взаимодействия ЕДДС с ЦУКС ГУ МЧС России и ДДС экстренных оперативных служб и организаций в рамках функционирования системы – 112
Информационное взаимодействие – обмен информацией (данными) о происшествии или ЧС в автоматизированном режиме с использованием современных средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники информационного взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления такого взаимодействия, а также гарантируются идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим.
1.1.Общие положения.
Региональный Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (региональный ЦУКС МЧС России) является органом повседневного управления РСЧС и предназначен для обеспечения реализации функций территориальных органов МЧС России по управлению и координации деятельности сил и средств РСЧС на территории Субъекта РФ.
Задачи регионального ЦУКС МЧС России, касающиеся функциональности системы-112:
Узел обеспечения вызова экстренных оперативных служб (далее – УОВ ЭОС) – узел местной телефонной сети, обеспечивающий автоматическое установление соединения вызова от оконечных телефонных станций и узлов к ДДС.
УОВ ЭОС обеспечивает:
Распределенная информационно-вычислительная платформа (далее – РИВП) предоставляет необходимый для функционирования ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС и ДДС в автоматизированном режиме комплекс инфокоммуникационных услуг в части доступа к серверам, системам хранения данных, общему и прикладному программному обеспечению, включающий:
РИВП предоставляет указанные услуги в полностью автоматизированном режиме без участия человека (кроме настройки, технического обслуживания и ремонта оборудования).
Необходимое оборудование и программное обеспечение размещено на географически резервированных технологических площадках и принадлежат оператору РИВП.
1.2.Исходными условиями являются:
Соглашение и Регламенты по взаимному согласию могут подписываться также при наличии у обоих субъектов служб-112 при отсутствии хотя бы в одном из них развернутой системы-112.
1.3.Участники создания и функционирования системы -112.
Участниками создания системы -112 являются
МЧС России совместно с Минкомсвязь России, федеральными органами исполнительной власти, вызов ЭОС которых осуществляется по единому номеру «112», органами власти субъектов Российской Федерации разрабатывают нормативные правовые акты, направленные на обеспечение создания и функционирования системы-112 на территории Российской Федерации.
1.3.1.МЧС России:
1.3.2.Минкомсвязь России:
1.3.3.Федеральные органы исполнительной власти Приморского края, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру «112»:
1.3.4.Органы исполнительной власти Приморского края и органы местного самоуправления:
Состав информации и порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов. Особенности информационного взаимодействия в различных режимах функционирования
2.1.Состав информации и порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов.
Рассмотрим следующие варианты организации информационного взаимодействия между субъектами:
1.2.Организация передачи между субъектами Российской Федерации информации о вызовах, поступивших по единому номеру 112, при наличии в субъекте-1 службы-112 и ее отсутствии в субъекте-2.
Вызов по единому номеру «112» с территории субъекта-2 поступает в службу-112 субъекта-1, как правило, с территории МО субъекта-2, граничащих с территорией субъекта-1.
В распоряжении персонала службы-112 субъекта-1, непосредственно принимающего вызовы по единому номеру «112»должен находиться список номеров прямых телефонов ЭОС МО субъекта-2, граничащих с территорией субъекта-1.
При поступлении вызова по единому номеру «112» с территории МО субъекта-2, граничащих с территорией субъекта-1, персонал службы-112 субъекта-1 принимает вызов в порядке, определяемом должностными инструкциями и другой нормативной документацией.
По окончании разговора, сотрудник службы-112 субъекта-1, принявший вызов, осуществляет передачу информации в соответствующую ДДС ЭОС субъекта-2 по сети связи общего пользования посредством телефонного вызова по прямому номеру из имеющегося списка.
При поступлении справочного вызова персонал службы-112 субъекта-1 осуществляет консультацию абонента при наличии в его распоряжении нужной информации.
При наличии в распоряжении персонала службы-112 субъекта-1 оборудования и специального программного обеспечения, позволяющего осуществить автоматизированную передачу голосового вызова по произвольному телефонному номеру, персонал службы-112 субъекта-1 осуществляет передачу голосового вызова, поступившего с территории субъекта-2, в ДДС ЭОС субъекта-2 с их использованием.
В этом случае прямые номера ДДС ЭОС субъекта-2 могут быть заранее внесены в базу данных специального программного обеспечения для их оперативного набора.
1.3.Организация передачи между субъектами Российской Федерации информации о вызовах, поступивших по единому номеру 112, при наличии службы-112 в субъекте-1 и субъекте-2 при отсутствии хотя бы в одном из них развернутой системы-112
При наличии службы-112 в обоих субъектах в распоряжении персонала службы-112 каждого субъекта должны быть прямые номера телефонов службы-112 соседнего субъекта.
При поступлении вызова по единому номеру «112» в службу-112 субъекта-1 с территории МО субъекта-2, граничащих с территорией субъекта-1, персонал службы-112 субъекта-1 принимает вызов в порядке, определяемом должностными инструкциями и другой нормативной документацией.
По окончании разговора, сотрудник службы-112 субъекта-1, принявший вызов осуществляет передачу информации в службу-112 субъекта-2 по сети связи общего пользования посредством телефонного вызова по прямому номеру из имеющегося списка.
Служба-112 субъекта-2 передает информацию в соответствующую ДДС ЭОС субъекта-2 в соответствии с внутренними регламентами.
При поступлении справочного вызова персонал службы-112 субъекта-1 осуществляет консультацию абонента при наличии в его распоряжении нужной информации.
При наличии в распоряжении персонала службы-112 субъекта-1 оборудования и специального программного обеспечения, позволяющего осуществить автоматизированную передачу голосового вызова по произвольному телефонному номеру, персонал службы-112 субъекта-1 осуществляет передачу голосового вызова, поступившего с территории субъекта-2, в службу-112 субъекта-2 с их использованием.
В этом случае прямые номера службы-112 субъекта-2 могут быть заранее внесены в базу данных специального программного обеспечения для их оперативного набора.
Служба-112 субъекта-2 передает информацию в соответствующую ДДС ЭОС субъекта-2 в соответствии с внутренними регламентами.
При наличии в распоряжении персонала службы-112 обоих субъектов оборудования и специального программного обеспечения, позволяющего осуществлять автоматизированный обмен информацией на уровне автоматизированных систем, порядок информационного обмена определяется соответствующими Соглашением и Регламентами информационного обмена между двумя субъектами.
2.2.Особенности информационного взаимодействия в различных режимах функционирования
2.2.1.Порядок информационного взаимодействия ДДС при организации комплексного реагирования
Для организации комплексного реагирования оператор системы-112 после завершения вызова, после получения от диспетчера ДДС переадресованного вызова или не снятой с контроля заполненной УКИО, определяет состав ДДС, которые необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов.
При этом отбор производится по следующим критериям:
При комплексном реагировании на поступивший вызов диспетчеры всех привлекаемых ДДС осуществляют сопровождение и координацию действий задействованных подчиненных подразделений.
В специфической части карточки отображаются:
Информацию об изменениях обстановки диспетчер ДДС передает оператору системы-112 немедленно.
Оператор системы-112:
2.2.2.Организация информационного взаимодействия дежурных ДДС в рамках системы обеспечения вызова ЭОС по обмену текущей информацией.
Информационное взаимодействие ДДС по обмену текущей информацией организуется с целью повышения оперативности и улучшения координации совместных действий ДДС в рамках системы обеспечения вызова ЭОС.
Оператор системы-112 контролирует один раз в сутки автоматическое направление информации подсистемы мониторинга о текущей радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной и другой обстановке в ДДС, не имеющие подобной информации.
По запросу диспетчера ДДС или при экстренном изменении указанная информация передается немедленно.
Диспетчер ДДС подтверждает получение данной информации.
К экстренному изменению обстановки относятся:
Оператор системы-112 два раза в сутки направляет в ДДС информацию о метеорологической обстановке и прогнозируемой обстановке на потенциально опасных объектах.
По запросу диспетчера ДДС или при экстренном изменении указанная информация передается немедленно. Диспетчер ДДС подтверждает получение данной информации.
К экстренному изменению обстановки относятся:
Диспетчер ДДС один раз в сутки направляет оператору системы-112 обобщенную информацию о результатах реагирования на поступившие вызовы, состоянии вызовов, остающихся на контроле, и проблемных вопросах, требующих решения в рамках системы обеспечения вызова ЭОС.
При необходимости для обеспечения текущей деятельности диспетчер ДДС направляет оператору системы-112 запрос на получение нормативной или справочной информации, касающейся функционирования системы обеспечения вызова ЭОС.
Оператор системы-112 направляет ответ в срок, установленный в двухстороннем соглашении о взаимодействии между ЕДДС и ДДС.
2.2.3.Особенности межведомственного информационного взаимодействия ДДС в различных режимах функционирования
Согласно Положению о ЕДДС эта служба функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС для мирного времени.
Режимы функционирования для ЕДДС и ДДС устанавливает руководитель органа местного самоуправления.
В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий).
В режиме повышенной готовности и режиме ЧС для мирного времени координацию взаимодействия между ДДС ЭОС осуществляет оперативный дежурный (далее – ОД) ЕДДС.
В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил РСЧС, взаимодействующих с ЕДДС.
В режиме повышенной готовности при осуществлении информационного взаимодействия ДДС дополнительно выполняются следующие мероприятия:
В режим ЧС ЕДДС МО и привлекаемые ДДС переводятся при возникновении ЧС.
В режиме ЧС при осуществлении информационного взаимодействия ДДС дополнительно выполняются следующие мероприятия:
Порядок информационного взаимодействия ДДС при приведении в готовность ГО и при возникновении военных конфликтов осуществляется в соответствии с инструкциями персоналу системы-112, ЕДДС и ДДС по действиям в условиях особого периода.
2.2.4.Критерии переадресации вызовов при информационном взаимодействии ДДС в рамках системы обеспечения вызова ЭОС.
Переадресация вызовов является составной частью алгоритмов информационного взаимодействия ДДС в рамках системы обеспечения вызова ЭОС.
Переадресация производится с целью повышения оперативности реагирования ДДС на поступающие вызовы и обеспечения выполнения задач, решаемых системой-112.
Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС пожарной охраны (если оператор системы-112 не совмещает обе функции) в следующих случаях:
Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС реагирования в ЧС в следующих случаях:
Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС полиции в следующих случаях:
Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС скорой медицинской помощи в следующих случаях:
Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру аварийной службы газовой сети в следующих случаях:
Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру службы «АНТИТЕРРОР» в следующих случаях:
Оператор системы-112 производит переадресацию вызова оперативному дежурному ЕДДС в случаях отнесения происшествия к ЧС.
При большом количестве поступающих вызовов в целях сокращения очереди ожидания оператор системы-112 может производить переадресацию вызова в соответствующую ДДС непосредственно после выяснения причины вызова.
Диспетчер ДДС производит переадресацию вызова оператору системы-112 в следующих случаях:
Особенности информационного взаимодействия экстренных оперативных служб при межмуниципальном и межсубъектовом взаимодействии в рамках функционирования системы -112
Опыт эксплуатации системы-112 показал, что возможно поступление вызова на номер «112» в одном субъекте Российской Федерации с сообщением о происшествии в ином субъекте Российской Федерации, не имеющим общей границы.
Для повышения оперативности и оптимизации процесса реагирования на поступившие вызовы при значительной удаленности размещения ЭОС конкретного МО от его границы к реагированию на вызов могут привлекаться силы и средства ЭОС соседнего МО, размещенные в относительной близости от указанной границы.
При поступлении вызова с территории, находящейся за границей установленной зоны ответственности ЭОС МО, оператор системы-112 заполняет общую часть карточки информационного обмена (далее – КИО) и производит переадресацию вызова диспетчеру ЕДДС того муниципального района, в зону ответственности которого входит территория, с которой поступил вызов.
Оператор системы-112, которому был переадресован вызов, организует реагирование на него по стандартному алгоритму.
В частности, в целях организации информационного взаимодействия ЭОС в рамках системы-112 при обработке вызовов, поступающих с территории соседнего региона Приморского края, заключаются межсубъектовые двусторонние соглашения, которые утверждаются органами исполнительной власти обоих регионов.
В соответствии с такими соглашениями устанавливаются территориальные зоны ответственности ЭОС приграничных МО Приморского края.
Территориальные зоны ответственности ЭОС Приморского края могут распространяться на территорию соседнего региона, ЭОС которого размещаются на гораздо большем удалении от его границы.
Соглашения также определяют порядок координации действий сил и средств разных регионов, привлекаемых для реагирования на один вызов.
Как правило, за координацию таких действий отвечает ЕДДС того МО, к территориальной зоне ответственности которого относится место происшествия.
При наличии подписанных межрегиональных двусторонних соглашений алгоритм обработки поступающих вызовов в приграничных МО совпадает с алгоритмом обработки вызовов при межмуниципальном информационном взаимодействии ЭОС в рамках системы-112 на территории субъекта Российской Федерации.
Виды, характеристика и состав регламентов и соглашений об информационном взаимодействии. Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена. Особенности приема и обработки SMS, факс- сообщения
4.1.Виды, характеристика и состав регламентов и соглашений об информационном взаимодействии.
4.1.1.Регламент информационного взаимодействия ДДС в рамках системы обеспечения вызова ЭОС.
ЦОВ создается в административном центре субъекта Российской Федерации, включает операторов системы-112 и соответствующее оборудование.
ЦОВ предназначен для обеспечения приема вызовов от населения административного центра субъекта Российской Федерации по единому телефонному номеру «112», централизованного хранения информации системы-112, взаимодействия с региональным ЦУКС МЧС России, навигационно-информационным центром системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАС», ЕДДС и ДДС в рамках системы-112, а в случае необходимости приема вызовов с территории субъекта Российской Федерации.
Положения регламента в части ЦОВ и РЦОВ аналогичны требованиям к ЕДДС и ДДС ЭОС, интегрируемые в систему-112, в том числе:
В Регламенте подразумевается, что ЦОВ развернут на базе ЕДДС административного центра.
В противном случае ЕДДС административного центра имеет такой же статус, как и остальные ЕДДС, и принимает первичные вызовы по единому номеру «112» из административного центра.
В своей деятельности ДДС, участвующие в информационном обмене, руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Приморского края, нормативными документами соответствующих министерств и ведомств, а также Регламентом информационного взаимодействия ДДС в рамках системы обеспечения вызова ЭОС в Приморском крае.
Территорией действия Регламента информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в рамках системы обеспечения вызова ЭОС (далее – Регламент) является зона ответственности всех ДДС, участвующих в информационном взаимодействии.
Ситуациями, на которые распространяется действие Регламента, являются:
4.1.2.Соглашения.
ЕДДС является координирующим органом по вопросам информационного обмена для всех ДДС ЭОС при решении задач системы-112.
ЕДДС заключает двухсторонние соглашения с каждой ДДС в отдельности об оперативном взаимодействии и информационном обмене.
Подписанные соглашения утверждаются руководством органов государственной власти Приморского края, в ведении которых находятся соответствующие ДДС, и руководителем органа местного самоуправления.
Соглашения должны содержать:
4.1.3.Информация.
Обмен текущей и оперативной информацией осуществляется с установленной периодичностью или незамедлительно, в соответствии с установленными критериями или на основании соглашений.
К оперативной информации относится информация о вызовах экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе:
К текущей информации относятся:
Информационное взаимодействие ДДС осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы (далее – АИС).
АИС сопрягается с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС и системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
На основании Регламента разрабатываются документы (соглашения, инструкции для дежурных смен), регламентирующие вопросы информационного взаимодействия ЭОС.
Указанные документы разрабатываются территориальными органами управления МЧС России.
4.2.Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена. Особенности приема и обработки SMS, факс-сообщения.
Для обеспечения унификации процессов информационного обмена в системе-112 применяется УКИО.
В структуре УКИО выделяются:
Содержание полей информационной карточки и их значений приведены на рис.1.
Рис.1. Форма унифицированной карточки информационного обмена.
Информация о происшествии вводится в систему-112 один раз лицом, принимающим вызов (производящим опрос позвонившего лица), и становится доступной, в части касающейся, всем участникам процесса реагирования в зависимости от их полномочий.
Информация о типе, времени и месте происшествия, о заявителе, наличии пострадавших и (или) материальном ущербе вводится в информационную карточку оператором системы-112 со слов позвонившего лица на основе детерминированных диалогов.
Заполнение УКИО происходит с использованием классификаторов.
В случае отказа заявителя назвать свою фамилию, имя, отчество, контактный телефон и (или) его местонахождение оператор системы-112 вводит информацию о происшествии в базу данных с пометкой «не определено».
Оператор системы-112, диспетчер ДДС ЭОС принявший вызов, вводит в базу данных характеристики происшествия.
О приеме вызова (сообщения о происшествии) оператор системы-112, диспетчер ДДС ЭОС принявший сообщение, уведомляет заявителя в устной форме в момент завершения приема вызова.
После заполнения операторами системы-112 общей части УКИО в зависимости от типа происшествия, на основании которого оператор определяет необходимую ДДС ЭОС, и подключает к разговору с позвонившим лицом диспетчера соответствующей ДДС ЭОС (при необходимости).
По результатам опроса позвонившего лица производится заполнение одной или нескольких специфических частей УКИО диспетчерами ДДС ЭОС, привлекаемыми к реагированию на поступивший вызов в соответствии с их компетенцией.
В специфических частях УКИО (в зависимости от типа происшествия и ДДС ЭОС, организующей реагирование) используются следующие классификаторы и списки:
Заполнение специфических полей УКИО события производится с применением всплывающих полей-подсказок в зависимости от типа происшествия.
В процессе реагирования, привлекаемые ДДС ЭОС, могут корректировать свою специфическую часть УКИО вплоть до снятия ее с контроля, о чем автоматически делается запись в соответствующих полях УКИО.
4.2.1.Порядок заполнения карточки информационного обмена.
Для обеспечения унификации процессов передачи информации в системе112 разрабатывается унифицированная карточка информационного обмена.
Унифицированная карточка имеет единую для всех ДДС информационную часть (включающую в себя, в том числе, и данные от системы «ЭРА-ГЛОНАСС») и специфическую часть для каждой экстренной оперативной службы.
Унифицированная карточка информационного обмена заполняется операторами системы-112 и диспетчерами ДДС.
Заполнение карточки начинается с заполнения ее общей информационной части. При этом информация, предоставляемая системой «ЭРА-ГЛОНАСС» и операторами связи, заполняется в автоматическом режиме с возможностью ручной корректировки.
Координаты места происшествия, передаваемые терминалами системы ГЛОНАСС (в том числе, системы «ЭРА-ГЛОНАСС»), также заполняются автоматически.
Далее заполняются сведения о происшествии, месте происшествия и информация о заявителе.
Заполнение карточки происходит с использованием классификаторов.
В общей информационной части карточки используются следующие классификаторы и списки:
После заполнения общей части карточки производится заполнение одной или нескольких специфических частей карточки в соответствии со списком ДДС, привлекаемых к реагированию на поступивший вызов.
В специфических частях карточки используются следующие классификаторы и списки:
В процессе реагирования привлекаемые ДДС могут корректировать свою часть унифицированной карточки вплоть до снятия карточки с контроля.
4.2.3.Особенности информационного взаимодействия c системой «ЭРА-ГЛОНАСС»
Информационное взаимодействие c системой «ЭРА-ГЛОНАСС» организуется в соответствии с Регламентом и соответствующим соглашением об обмене информацией между системой-112 на территории субъекта РФ и системой «ЭРА-ГЛОНАСС» (в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), подписанном ГУ МЧС России по субъекту РФ и оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Обмен информацией осуществляется между НИЦ системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ЦОВ (РЦОВ) системы-112, обслуживающими территорию субъекта РФ, с которой пришёл вызов «ЭРА-ГЛОНАСС».
Обмен информацией включает:
– передачу из НИЦ в ЦОВ (РЦОВ) информации о ДТП;
– прием НИЦ из ЦОВ (РЦОВ) информации о начале и завершении мероприятий экстренного реагирования по ликвидации последствий ДТП. При этом информация о начале и завершении мероприятий экстренного реагирования по ликвидации последствий ДТП может отправляться в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в статистическом режиме. Общий порядок функционирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» при возникновении дорожно-транспортного происшествия предусматривает:
– инициацию в пострадавшем транспортном средстве (ТС) экстренного вызова, генерируемого автомобильным терминалом системы «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически (посредством активации датчиков в ТС) или вручную (находящимися в ТС лицами);
– автоматическую передачу по голосовому каналу сети оператора сотовой связи в региональный коммутационный узел системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (РКУ), расположенный в административном центре субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП, соответствующего телематического электронного сообщения с минимальным набором данных (МНД) о ДТП;
– приём из РКУ и обработку в НИЦ полученного МНД, формирование карточки вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» и сообщения с полным набором данных (ПНД) о ДТП для передачи в систему-112 субъекта РФ, с территории которого поступил вызов «ЭРА-ГЛОНАСС».
При автоматическом срабатывании терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» РКУ передаёт сформированное сообщение с ПНД о ДТП в ЦОВ (РЦОВ) системы-112 субъекта РФ, на территории которого произошло ДТП, и устанавливает также голосовое соединение между ЦОВ (РЦОВ) системы-112 и находящимися в ТС лицами.
В случае ручной инициации вызова, РКУ выполняет коммутацию установленного голосового соединения с пострадавшим ТС в фильтрующий контакт-центр системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (ФКЦ).
Оператор ФКЦ по возможности уточняет у водителя (пассажира) ТС, требуется ли первая помощь пострадавшим в ДТП.
При признании вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» ложным, оператор ФКЦ устанавливает запрет на дальнейшую передачу информации в систему-112 и голосовое соединение с ТС прерывается.
При признании вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» истинным, оператор ФКЦ дополняет ПНД новыми данными, полученными от водителя (пассажира) пострадавшего ТС, и далее выполняется тот же алгоритм передачи информации в СИСТЕМУ-112, как и для автоматического вызова.
Обмен информацией о ДТП между ЦОВ (РЦОВ) субъекта РФ, на территории которого произошло ДТП, и ДДС «01», «02» и «03» по месту ДТП организуется следующим образом:
– ЦОВ (РЦОВ) обеспечивает автоматическое доведение информации о ДТП, полученной из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (голоса и данных), до ЕДДС по месту возникновения ДТП;
– ЕДДС по установленному голосовому каналу с пострадавшим ТС уточняет обстановку в ДТП и передает информацию о ДТП взаимодействующим ДДС «01», «02» и «03» муниципального образования.
При этом ЦОВ (РЦОВ) системы-112 должен иметь необходимые ресурсы для самостоятельной обработки вызовов «ЭРА-ГЛОНАСС», поступающих с территории субъекта РФ, при отсутствии технической возможности их автоматической передачи для обработки в нижестоящие ЕДДС по месту возникновения ДТП.
Информационное взаимодействие системы-112 c системой «ЭРА-ГЛОНАСС» может осуществляться с использованием двух возможных режимов обмена информацией:
– автоматический режим (основной) – предусматривает передачу данных между соответствующими системами без голосового обмена информацией взаимодействующих операторов системы-112 и системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;
– неавтоматизированный режим (резервный) – предусматривает прием оператором системы-112 по телефону (дополнительно по факсу) от оператора ФКЦ краткого ссылочного идентификатора (КСИ) вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» и дальнейшее получение информации о ДТП либо по телефонной связи, либо через специальный сайт (портал) оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в сети Интернет (с использованием полученного КСИ для однозначной идентификации ДТП).
4.2.4.Порядок представления информации о результатах реагирования ЭОС по единому номеру «112».
Порядок предоставления информации о результатах реагирования ЭОС по единому номеру «112» (далее – порядок), разрабатывается на основании Положения о системе обеспечения вызова ЭОС по единому номеру «112» (далее – Положение о системе-112), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Порядок определяет организацию сбора информации о результатах реагирования ЭОС по единому номеру «112» и регламентирует сроки ее предоставления в ЦОВ.
Порядок предназначен для использования в работе дежурными сменами «ЦУКС ГУ МЧС России по Приморскому краю», ЦОВ и ЕДДС МО.
ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
На базе ЕДДС развертывается система-112.
ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми ДДС ЭОС и организаций (объектов) МО, независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
4.2.2. Особенности приема и обработки коротких текстовых сообщений (SMS), факс-сообщения.
4.2.2.1.Прием короткого текстового сообщения от абонента и первичный опрос заявителя.
1) Абонент отправляет SMS, адресованное на номер «112».
2) SMS доводится совместно с информацией о местонахождении оконечного устройства вызывающего пользователя в ЦОВ субъекта РФ, на территории которого расположена базовая станция радиосети доступа, обслуживающая данное оконечное устройство (мобильную станцию) в момент обработки короткого текстового сообщения в SMS-шлюзе системы-112.
3) Событие принимается к обработке оператором ЦОВ.
Инициируется УИКО (общая часть).
Местонахождения заявителя вблизи границы территорий субъектов Российской Федерации отображается в геоинформационной подсистеме системы-112 (с эргономичными признаками для привлечения внимания оператора).
4) Оператор ЦОВ на основании контекста сообщения определяет необходимость проведения первичного опроса заявителя.
5) Опционально.
Оператор ЦОВ выполняет обратный вызов, по возможности проводит первичный опрос заявителя и идентифицирует, со слов заявителя, его местонахождение на территории сопредельного МО.
В случае невозможности ответа пользователя на голосовой вызов, оператор ЦОВ выполняет опрос пользователя посредством коротких текстовых сообщений.
6) Опционально.
В случае недостаточно конкретной ориентировки на местности со слов заявителя, оператор ЦОВ, производящий первичный опрос, инициирует дополнительный запрос координат местонахождения заявителя из экранной формы УКИО (общая часть). При поступлении отклика от телекоммуникационной подсистемы уточненные координаты местонахождения заявителя отображаются в геоинформационной подсистеме системы-112.
7) Опционально.
В случае недостаточно конкретной ориентировки на местности оператор ЦОВ, проводивший первичный опрос заявителя, в соответствии с должностной инструкцией может выбрать опцию передачи функций координации реагирования по данному событию и, при необходимости, телефонного соединения с заявителем в ЦОВ стороны-2.
4.2.2.2.Прием телефонного вызова от абонента с незарегистрированным в сети (отсутствующим) модулем идентификации (SIM) и первичный опрос заявителя.
1) Абонент выполняет экстренный вызов (Emerge№cy Setup) с не зарегистрированного в обслуживающей сети оконечного оборудования пользователя, автоматически маршрутизируемый сетью на номер «112».
2) Вызов маршрутизируется в ЦОВ субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен узел связи, обслуживавший данный вызов в момент его инициации.
3) Вызов принимается оператором ЦОВ. Инициируется УКИО (общая часть).
4) Оператор ЦОВ проводит первичный опрос заявителя и идентифицирует, со слов заявителя, его местонахождение на территории сопредельного субъекта Российской Федерации.
5) Опционально.
В случае недостаточно конкретной ориентировки на местности оператор ЦОВ, проводивший первичный опрос заявителя, в соответствии с должностной инструкцией может выбрать опцию передаче функций координации реагирования по данному событию и, при необходимости, телефонного соединения с заявителем в ЦОВ стороны-2 (сопредельного субъекта Российской Федерации).
4.2.3.Факсимильное сообщение.
Получив текстовое факсимильное сообщение через систему информационного обмена, оператор-112 оценивает потребность в экстренном реагировании служб на сообщение.
Руководствуясь уточненными критериями отнесения поступившего вызова к зоне ответственности соответствующей ДДС (ЕДДС), указанными в Регламентах информационного взаимодействия по организации взаимодействия между всеми участниками системы-112, перенаправляет сообщение в соответствующую ДДС для организации реагирования на происшествие.
4.2.4.Регламент принятия решения о ложном вызове ЭОС или непроизводительном занятии системы-112 и фиксации информации при обработке обращений пользователей в форме SMS.
4.2.4.1.Прием вызова.
Экранная форма УКИО, сформированная техническими средствами системы-112 на основе полученного SMS, а также номера вызывающего абонента (с которого было отправлено SMS на номер «112») и данных о месте нахождения (в настоящий момент) оконечного устройства пользователя, поступает на рабочее место оператора ЦОВ.
Текст SMS приводится в (специально отведенном) поле комментария.
Программным обеспечением функциональной подсистемы поддержки принятия решения на основании номера вызывающего абонента производится ретроспективный анализ обслуженных ранее обращений с данного номера.
По результатам данного анализа в экранной форме пользовательского интерфейса оператору индицируется вероятность непроизводительного занятия.
Оператор системы-112 фиксирует сведения, полученные в SMS в соответствующих полях УКИО.
Программным обеспечением функциональной подсистемы поддержки принятия решения проверяется корреляция координат места нахождения оконечного оборудования пользователя, полученных совместно с SMS и сведений о месте происшествия, зафиксированных оператором ЦОВ на основании содержания полученного SMS.
При обнаружении несоответствия данных вероятность фиксации потенциально ложного вызова повышается.
Оператору ЦОВ предоставляется визуальная индикация несоответствия данных.
В случае ранее зафиксированного в системе-112 массового характера обращений по данному событию (изложенному в коротком текстовом сообщении), оператор ЦОВ, не производя дополнительных проверок и опроса пользователя, обрабатывает УКИО в соответствии с правилами для массовых обращений.
В случае вероятности потенциально ложного вызова (непроизводительного занятия системы-112) не более 35%, и получения в тексте SMS минимально достаточной информации для организации реагирования, оператор ЦОВ направляет заполненную УКИО в соответствующие ДДС для организации реагирования и в ЕДДС для контроля организации реагирования.
Подтверждение организации реагирования направляется заявителю в форме SMS по команде оператора ЦОВ в случаях, когда не требуется обеспечение скрытности реагирования.
При наличии в тексте SMS нецензурной лексики, оскорблений и иной информации не связанной с вызовом ЭОС и служб жизнеобеспечения, оператор ЦОВ отмечает тип непроизводительного занятия системы-112, инициирует формирование отчета о непроизводительном занятии техническими средствами системы-112 и направляет сформированный отчет старшему оператору смены системы-112.
4.2.4.2. Опрос заявителя.
В случае отсутствия в принятом SMS минимально достаточной информации для организации реагирования оператор ЦОВ производит дополнительный опрос заявителя посредством: телефонного вызова или SMS, в соответствии с ограничениями, определенными выше.
В случае вероятности потенциально ложного вызова (непроизводительного занятия системы-112) более 35%, оператор ЦОВ производит дополнительный опрос заявителя посредством: телефонного вызова или SMS, в соответствии с ограничениями, определенными выше.
При выполнении опроса заявителя посредством SMS сообщения оператора и сообщения инициированные в качестве отклика заявителя с того же телефонного номера, с которого было инициировано первичное обращение, техническими средствами системы-112 включаются в (связываются с) УКИО первичного обращения в качестве повторных обращений.
При поступлении отклика того же заявителя в форме SMS, инициированного с другого номера, данное сообщение связывается с УКИО первичного обращения в качестве повторного обращения.
В случае подтверждения заявителем вопроса справочного или консультативного характера по результатам опроса, оператор ЦОВ продолжает обслуживание обращения в соответствии с должностной инструкцией.
В случае явного не подтверждения заявителем события происшествия, оператор ЦОВ отмечает тип непроизводительного занятия системы-112.
В случае подтверждения заявителем события происшествия и места происшествия по результатам опроса, оператор ЦОВ при наличии минимально достаточной информации для организации реагирования, оператор ЦОВ направляет заполненную УКИО в соответствующие ДДС для организации реагирования и в ЕДДС для контроля организации реагирования.
4.2.4.3. По результатам реагирования.
В случае указания диспетчером ДДС ЭОС признака «ложный вызов» по результатам реагирования при закрытии УКИО, техническими средствами системы-112 автоматически (либо по запросу диспетчера ЕДДС, если так предусмотрено в техническом решении) формируется отчет об обработке обращения с указанием «заведомо ложный вызов», который направляется старшему должностному лицу (оператору) смены системы-112 и старшему должностному лицу смены ДДС ЭОС, квалифицировавшей данный вызов как «заведомо ложный».
4.2.5.Оказание консультативной помощи инвалидам.
Работа организуется в соответствии с письмом МЧС России от 25.05.2020 № 43-4673-33 «Типовые методические рекомендации информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб, предоставляющих справочно-коммуникационные услуги инвалидам с нарушениями слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Регламент информационного взаимодействия ДДС, предоставляющих справочно-коммуникационные услуги инвалидам с полной потерей слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – Регламент) устанавливает правила организации указанного информационного взаимодействия.
Взаимодействие определяется как совместная, систематическая, согласованная деятельность ДДС.
Минтруд России и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации привлекают организации, осуществляющие социальное сопровождение, в качестве диспетчерских служб для взаимодействия с системой-112.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами социальной защиты организуют обучение (инструктажи) инвалидов по слуху и инвалидов по зрению (граждан с потерей слуха или зрения) по возможным вариантам вызова экстренных служб, а также разрабатывают практические пособия и памятки.
Целью разработки Регламента является обеспечение возможности вызова ЭОС по единому номеру инвалидам с нарушением слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, в соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 02.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в объеме, установленном Положением о системе обеспечения вызова ЭОС по единому номеру «112», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.
Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации. В том числе и посредством SMS.
ЕДДС (ДДС), предоставляющая справочно-коммуникационные услуги инвалидам с нарушением слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении создается в субъекте Российской Федерации и функционирует в соответствии с Положением о данной службе, утверждаемым в соответствии с действующим законодательством.
ДДС, предоставляющая справочно-коммуникационные услуги инвалидам с полной потерей слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, осуществляет перевод с русского жестового языка, а также обработку обращений граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты субъекта Российской Федерации, поступающих по иным, доступным для данной категории пользователей, коммуникативным каналам, включая выделенные и наложенные системы экстренной и не экстренной аудиовизуальной связи, SMS, факсимильную связь и т.п.
Перечень обрабатываемых типов обращений граждан регламентируется Положением о данной службе.
Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации.
Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квалификацию.
Действие Регламента распространяется на ситуации вызова ЭОС, а также иных служб и/или организаций, участие которых в информационном взаимодействии системы-112 определено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Положением о системе обеспечения вызова ЭОС по единому номеру «112» .
Территорией действия Регламента является зона ответственности всех ДДС ЭОС и иных, участвующих в информационном взаимодействии системы-112.
Информационное взаимодействие ДДС, предоставляющих справочно-коммуникационные услуги инвалидам с нарушениями слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении осуществляется с использованием вынесенных полнофункциональных рабочих мест операторов ЦОВ-АЦ (РЦОВ), которыми оснащается каждое рабочее место по приему обращений граждан.
Операторы ДДС, предоставляющих справочно-коммуникационные услуги инвалидам с полной потерей слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, проходят обязательно обучение по программе оператора ЦОВ-АЦ при интеграции данной ДДС в систему-112.
На основании настоящего Регламента разрабатываются документы (соглашения, инструкции для дежурных смен), регламентирующие вопросы информационного взаимодействия.
Заключение
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного и природного характера, актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них ЭОС.
На сегодняшний день накоплен значительный опыт организации взаимодействия ЭОС при реагировании на происшествия и ЧС, в основном решены вопросы обеспечения связи ДДС с соответствующими ЭОС.
Возникает необходимость в определении и в однозначном разграничении их обязанностей, полномочий и сфер ответственности.
Вполне очевидно, что в реагировании на ЧС последовательно задействуются два ресурса: ресурс дежурных сил постоянной готовности и мобилизационные возможности соответствующей территориальной администрации.
Первым ресурсом располагают ЦУКС и ЕДДС, а последним КЧС и ОПБ.
Необходимо совершенствовать работу по повышению безопасности населения Российской Федерации и снижения социально-экономического ущерба от ЧС и происшествий путем сокращения времени реагирования ЭОС при обращениях населения по единому номеру «112».