Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения
Эвакуация в военное время
В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов и населённых пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий перемещению населения из них и размещению в безопасных районах является основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения. Понятие «эвакомероприятия» включает две основных составляющих – эвакуацию и рассредоточение.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы – это комплекс мероприятий по организованному перемещению населения, материальных и культурных ценностей и архивных документов из зон возможных опасностей и их размещению в безопасных районах.
Зоны возможных опасностей – прогнозируемые зоны сильных разрушений, радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения), сплошных пожаров, катастрофического затопления, ведения военных действий, а также прифронтовые территории.
Зона возможных сильных разрушений – территория населённого пункта или его часть, в пределах которой в результате военного конфликта, чрезвычайной ситуации или аварии здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения.
Зона возможных разрушений – территория населённого пункта или его часть, в пределах которой в результате военного конфликта, чрезвычайной ситуации или аварии здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения.
Эвакуационная емкость – возможности жилых (стационарных и временных), общественных и административных зданий, помещений, сооружений и инженерной инфраструктуры безопасных районов, в которых может быть обеспечено размещение временно отселяемого, эвакуируемого или рассредотачиваемого населения, а также обеспечено размещение (хранение) материальных, культурных ценностей и архивных документов при соблюдении минимальных требований к их сохранению.
Реэвакуация – комплекс мероприятий по возвращению населения из безопасных районов в места постоянного проживания, а также материальных, культурных ценностей и архивных документов в районы (места) их размещения(хранения) до эвакуации.
Границы зон возможных опасностей определяются исполнительными органами субъектов Российской Федерации по согласованию с органами военного управления военных округов (Северного флота), оперативно-территориальными объединениями войск национальной гвардии Российской Федерации (далее органы военного управления), территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации на основании прогноза возможной обстановки при возникновении военных конфликтов или частных исходных данных для планирования в области гражданской обороны и защиты населения, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Безопасный район – территория, расположенная в пределах административных границ субъекта Российской Федерации вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для размещения и жизнеобеспечения временно отселяемых жителей, эвакуируемого или рассредотачиваемого населения, а также для размещения (хранения) материальных, культурных ценностей и архивных документов.
Зона ведения военных действий – территория, в пределах которой планируется (осуществляется) развертывание группировки войск (сил) для отражения агрессии и (или) разрешения внутренних вооруженных конфликтов, а также ведение военных действий или проведение специальных военных и контртеррористических операций.
Прифронтовая территория – территория субъекта или ее часть, находящаяся в пределах досягаемости обычных средств поражения противоборствующей стороны от линии боевого соприкосновения.
Зона полной эвакуации – территория, в пределах которой предусматривается проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в максимально возможных объёмах.
Эвакуация из зон полной эвакуации в безопасные районы подлежат:
В пределах границ зон ведения военных действий и прифронтовых территорий органами военного управления, а также территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются зоны полной эвакуации.
Эвакуации из зон возможных опасностей в безопасные районы подлежат:
Рассредоточению из зон возможных опасностей подлежат:
Рассредоточение – это особый вид эвакуации, предусматривающий проведение мероприятий по организованному перемещению рабочих (служащих) продолжающих производственную, трудовую, хозяйственную и служебную деятельность, из зон возможных опасностей для проживания и отдыха в безопасные районы и обратно.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, за исключением проживающих в зонах полной эвакуации, не планируются к эвакуации в период мобилизации, действия военного положения и в военное время.
В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки планирование и всесторонняя подготовка их производятся заблаговременно (в мирное время), а осуществление – в период приведения гражданской обороны в готовность, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (военного конфликта). Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:
В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития опасностей, возникающих в условиях военных конфликтов, проводится:
С учетом складывающейся обстановки общая эвакуация может проводиться в плановом порядке после завершения частичной эвакуации, минуя частичную эвакуацию, или в период проведения частичной эвакуации, а также экстренно. Общая эвакуация, проводимая экстренно, а также эвакуация, проводимая при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществляется в возможно короткие сроки с учетом местных условий под управлением оперативных групп по эвакуации без развертывания сборных эвакуационных пунктов.
Эвакуация населения из населённых пунктов, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления (ЗВКЗ), проводится при объявлении общей эвакуации.
К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
К архивным документам, подлежащим эвакуации в безопасные районы, относятся:
К документам текущего делопроизводства органов и организаций, подлежащих эвакуации, относятся документы, которым в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен постоянный срок хранения.
Перечень материальных, культурных ценностей и архивных документов, подлежащих эвакуации, формируется заблаговременно в мирное время органами и организациями.
Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению руководителей ГО субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчинённости.
Организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка в безопасных районах мест размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях возлагаются на их руководителей.
Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Принципы и способы проведения эвакуации.
Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и неработающих членов их семей организуются и проводятся по объектам экономики, а эвакуация остального населения, не занятого в производстве, – по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления. При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.
Эвакуация населения планируется и осуществляется комбинированным способом, который заключается в вывозе в безопасные районы части эваконаселения всеми видами имеющегося транспорта с одновременным выводом остальной его части пешим порядком. Используется транспорт, не занятый воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, независимо от форм собственности.
Учитывая крайне ограниченное количество транспорта, выделяемого для нужд ГО в период перевода страны на военное положение, установлен следующий порядок первоочередного обеспечения транспортом. В первую очередь транспортом вывозятся:
Остальное население планируется выводить пешим порядком.
Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в зонах эвакуации, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в безопасные районы осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из безопасных районов. Однако при значительных сроках эвакуации населения может возникнуть необходимость проведения пересмены на предприятиях параллельно с эвакуацией населения.
Размещение эваконаселения
Размещение эваконаселения в безопасных районах планируется, как правило, на территории своего субъекта Российской Федерации с учётом местных условий.
Безопасные районы в субъектах Российской Федерации для размещения населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов заблаговременно в мирное время устанавливаются (закрепляются) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по согласованию с органами военного управления и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом их эвакуационной емкости.
При отсутствии безопасных районов на территории субъекта Российской Федерации или невозможности размещения всего эвакуируемого населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов в безопасных районах субъектов Российской Федерации размещение эвакуируемого населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов осуществляется на территориях субъектов Российской Федерации, определяемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с исполнительными органами указанных субъектов Российской Федерации.
При отсутствии безопасных районов на территории субъекта Российской Федерации, имеющего территориальные особенности (остров, полуостров, эксклав, полуэксклав) и (или) невозможности организовать эвакуацию населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов различными видами транспорта в другие субъекты Российской Федерации ввиду сложившейся обстановки организуется и проводится их укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства непосредственно в местах их размещения (хранения) или вблизи указанных мест.
Каждой организации заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается район (пункт) размещения в безопасном районе. Районы размещения эваконаселения согласовываются с органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется на основе сравнительной оценки:
Размещение рассредотачиваемых работников (сотрудников) и членов их семей осуществляется в ближайших безопасных районах с учетом наличия внутригородских и загородных путей сообщения.
В случае если совместное размещение рассредоточиваемых работников (сотрудников) и членов их семей невозможно, члены семей указанных работников (сотрудников) размещаются в безопасных районах, ближайших к местам размещения рассредотачиваемых работников (сотрудников).
Суммарное время доставки рабочих смен на работу в город и обратно не должно превышать 4-х часов. В исключительных случаях по решению руководителя гражданской обороны муниципального образования разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций и эвакуируемое население на территории данного муниципального образования вне зон возможных опасностей.
Нетрудоспособное, неработающее население и лица, не являющиеся членами семей работников (сотрудников) органов и организаций, продолжающих экономическую деятельность при опасностях, возникающих в условиях военных конфликтов, размещаются в более отдалённых безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются рассредотачиваемые работники (сотрудники) органов и организаций.
Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населённых пунктах на незатапливаемой территории.
При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.
Районы размещения эваконаселения оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями в соответствии с существующими нормами.
Планирование, подготовка, проведение и обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется с учетом местных условий (географических и сезонных климатических особенностей территорий субъектов Российской Федерации, особенностей населённых пунктов, численности населения, возможностей транспорта, пропускной способности сообщения и транспортных коммуникаций, а также наличия жилых (стационарных и временных), общественных и административных зданий, помещений, сооружений и инженерной инфраструктуры, влияющих на проведение эвакуационных мероприятий), производственных и мобилизационных планов, а также миграции населения.
После завершения плановых эвакуационных мероприятий исполнительные органы субъекты Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют жизнеобеспечение, трудоустройство и социальную защиту прибывшего эвакуированного населения.
Эвакуационные органы, их структура и задачи.
Для непосредственной планирования, подготовки и проведения эвакуации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управлениями по делам ГОЧС и спасательными службами. Состав и структура эвакуационных органов определяются с учётом конкретных особенностей проведения эвакуации и должны обеспечивать проведение эвакуации в установленные сроки.
Заблаговременно (в мирное время) создаются следующие эвакоорганы:
Территориальные, объектовые эвакуационные комиссии (ЭК), эвакуационные комиссии министерств (ведомств) осуществляют общее руководство проведением эвакомероприятий из категорированных городов, подведомственных организаций и учреждений, эвакоприёмные комиссии (ЭПК) – приёмом, размещением и организацией первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения. ЭК и ЭПК возглавляются заместителями соответствующих руководителей гражданской обороны.
В состав ЭК и ЭПК назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС.
Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.
Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учёта эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы.
Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в безопасных районах. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей, и остальное население будет эвакуироваться через данный сборный эвакуационный пункт. Приписка населения к СЭП производится из расчёта не более 4-5 тыс. человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения. На каждом сборном эвакуационном пункте в состав групп регистрации и формирования колонн включаются представители эвакокомиссий объектов, приписанные к данному пункту.
Населению, которое регистрируется на СЭП для эвакуации, выдается эвакуационное удостоверение на каждую семью (см. рисунок), которое является основанием для обеспечения продовольствием и обеспечением жилой площадью по установленным нормам для каждого члена семьи, а также для перемещения по путям эвакуации в составе эвакоколонн.
Рисунок Эвакуационное удостоверение
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются при проведении эвакуации в два этапа и предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами опасных зон и отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах. ППЭ размещаются вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. На них производится перерегистрация эваконаселения, а при необходимости – дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка, а также обмен или специальная обработка одежды и обуви.
Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления. Кроме того, на них возлагаются обязанности по подготовке и поддержанию маршрутов в исправном состоянии, ведению радиационной, химической и инженерной разведки, оказанию медицинской помощи заболевшим. В состав группы управления входят представители основных предприятий и организаций, персонал которых выводится по данному маршруту, представители органов местного самоуправления безопасных районов, по территориям которых проходят маршруты. Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах.
Приёмные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приёма, учёта и размещения прибывающего эваконаселения. Они располагаются вблизи пунктов высадки. Под ПЭП отводятся общественные и административные здания. Местным транспортом или пешими колоннами эваконаселение вывозится (выводится) с ПЭП в места постоянного размещения.
Администрация пунктов посадки (высадки) формируется из представителей соответствующих транспортных органов. Её основной обязанностью является обеспечение своевременной подачи транспортных средств и организация посадки (высадки) эваконаселения на них.
После завершения плановых эвакомероприятий эвакуационные и эвакоприёмные комиссии помогают органам местного самоуправления в безопасном районе в работе по учёту, обеспечению и трудоустройству прибывшего эваконаселения и не свёртывают своей работы до особого указания.
Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку (переподготовку) в учебно-методических центрах ГО и совершенствует свои практические навыки на учениях и штабных тренировках по тематике гражданской обороны.
Планирование эвакуации населения
Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии совместно с соответствующими органами управления по делам ГОЧС и спасательными службами. Планы эвакуации оформляются в виде приложений к планам ГО и защиты населения (планам ГО). В безопасных районах эвакоприёмные комиссии органов местного самоуправления при участии соответствующих органов по делам ГОЧС и спасательных служб разрабатывают планы приёма, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:
Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развёртывания вооружённых сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материальнотехнических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в безопасных районах и обеспечения его жизнедеятельности.
Для определения очерёдности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и чёткого планирования его размещения в безопасных районах всё эваконаселение распределяется по трём группам:
1-я группа (рассредоточиваемое население) – рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в категорированных городах, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;
2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) – рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих её в безопасные районы;
3-я группа – остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесённого к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен до начала общих эвакомероприятий по частичной эвакуации.
Районы размещения различных групп населения, объектов, порядок использования транспорта и дорожной сети определяются решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с обязательным учётом интересов вооружённых сил.
Планы эвакуации имеют различную степень детализации в зависимости от уровня органа управления, их разрабатывающего. План состоит из текстовой части и приложений на картах, в виде схем, графиков, расчётов.
В общем случае в текстовой части указывается:
В планах эвакуации, разрабатываемых в районах категорированных городов, кроме того, детально отрабатываются вопросы организации марша пеших колонн. С этой целью исполняются графики движения колонн по маршрутам, карточки маршрутов пешей эвакуации, схемы оборудования маршрутов, схемы размещения эваконаселения на больших привалах и т.д.
В приложениях отражается:
Планы приёма и размещения в безопасных районах отражают вопросы встречи, распределения по местам проживания и организации жизнеобеспечения, прибывающего эваконаселения, а также выделения необходимых для этих целей транспортных средств.
На всё население, подлежащее эвакуации, составляются эвакуационные списки. Неработающие члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи на объектах экономики, одинокие неработающие – по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах). Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время. Списки составляются в трёх экземплярах. Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учёта, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
Планы эвакуационных перевозок населения разрабатывают транспортные органы (службы) по заявкам органов управления по делам ГОЧС. В планах эвакоперевозок указывается количество, род поездов (вагонов), количество и типы автомобилей (судов), время их подачи к пунктам посадки, время отправления и прибытия на пункты высадки, маршруты следования и количество вывозимого населения.
При планировании эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом управления (отделения) железных дорог определяют максимально возможное увеличение длины эвакуационных эшелонов (поездов) до предельно допустимых норм, предусматривают использование максимального количества станций, подъездных путей и мест для посадки и высадки эваконаселения, увеличение зон обращения пригородных поездов, устанавливают (совместно с органами управления ГОЧС) уплотнённые нормы посадки людей в вагоны.
При планировании эвакоперевозок автомобильным транспортом предусматривается использование всех технически исправных автомобилей, остающихся после поставки в Вооружённые силы, независимо от их ведомственной принадлежности, пригодных для перевозки людей; разрабатываются мероприятия по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей и по оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей; определяются (совместно с органами управления по делам ГОЧС) уплотнённые нормы посадки, согласовывается с органами военного управления порядок использования автомобильных дорог. Автомобили, предназначенные для выполнения эвакоперевозок, формируются в автоколонны. Автотранспорт безопасных районов используется для вывоза эваконаселения с ППЭ и пунктов высадки к местам его расселения.
Для решения внезапно возникающих задач в ходе рассредоточения и эвакуации населения планируется резерв автотранспортных средств руководителей гражданской обороны субъектов РФ, категорированных городов и определяется порядок его использования. На период проведения эвакомероприятий планируется круглосуточная работа городского пассажирского транспорта по существующим маршрутам с выделением (при необходимости) дополнительных транспортных средств.
Эвакуационные комиссии, органы управления по делам ГОЧС совместно с транспортными службами (органами) производят расчёты на заблаговременный, по возможности скрытый (с соблюдением мер оперативной маскировки), вывоз не занятого в сфере производства и обслуживания населения (по частичной эвакуации). Расчёты производятся по каждому направлению на основании среднесуточных возможностей всех видов транспорта.
Обеспечение эвакуации населения
Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения:
Необходимым условием проведения эвакомероприятий является заблаговременная подготовка районов размещения населения, обучение и тренировка людей действиям при получении сигналов оповещения, их психологическая подготовка.
Органы управления, отвечающие за планирование и проведение эвакуации, обязаны твёрдо знать требования руководящих документов, уметь планировать эвакомероприятия с учётом местных условий и руководить их выполнением, обеспечивая максимальную защиту населения в условиях военного времени.
Эвакуация при ЧС
Эвакуация населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).
На основании Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 № 1654 “Об утверждении Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” – под эвакуационными мероприятиями понимаются действия по перемещению граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее – население), материальных и культурных ценностей с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации в район (место), расположенный за пределами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (далее – безопасный район (место).
Проведение эвакуационных мероприятий при угрозе ЧС и при ЧС осуществляется в целях:
а) спасения жизни и сохранения здоровья людей, находящихся на территориях, на которых существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, или в зонах чрезвычайных ситуаций;
б) снижения материальных потерь при чрезвычайных ситуациях;
в) сохранения материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.
Основными принципами проведения эвакуационных мероприятий при угрозе ЧС и при ЧС являются:
а) планирование и подготовка маршрутов эвакуации, мест размещения населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах (местах);
б) приоритетное использование транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;
в) обеспечение охраны общественного порядка и сохранение имущества населения в зонах чрезвычайных ситуаций при проведении эвакуационных мероприятий и в безопасных районах (местах);
г) обеспечение возвращения граждан в места постоянного проживания, а также материальных и культурных ценностей в места постоянного хранения после устранения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации или ликвидации чрезвычайной ситуации;
д) информирование населения о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Эвакуационные мероприятия и вопросы взаимодействия при угрозе ЧС и при ЧС между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями при их проведении отражаются в соответствующих планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эвакуационные мероприятия проводятся на основании решений комиссий, указанных в пунктах 2.4 и 2.5 статьи 4.1 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (далее – комиссии), и руководителей организаций либо правовых актов, принимаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании решений соответствующих комиссий о проведении эвакуационных мероприятий, при наличии угрозы жизни и здоровью людей, возникновения материальных потерь при чрезвычайной ситуации.
В случаях, требующих незамедлительного решения, эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций могут проводиться по решению должностных лиц, определенных соответствующими комиссиями (руководителями организаций), с последующим принятием решения на заседании соответствующей комиссии (руководителем организации).
В решении руководителя организации либо в правовом акте, принимаемом исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления на основании решения соответствующей комиссии о проведении эвакуационных мероприятий, определяются в том числе:
а) места сбора и (или) посадки на транспорт эвакуируемого населения для перевозки (вывода) в безопасные районы (места), а также перечень материальных и культурных ценностей, вывозимых (выносимых) за пределы воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) маршруты эвакуации, способы и сроки перевозки (вывода) населения, вывоза (выноса) материальных и культурных ценностей с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации;
в) перечень транспортных средств, привлекаемых для проведения эвакуационных мероприятий;
г) перечень развертываемых пунктов временного размещения и питания в безопасных районах (местах), места хранения вывозимых (выносимых) материальных и культурных ценностей.
Проведение эвакуационных мероприятий обеспечивается:
а) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера – Правительством Российской Федерации;
б) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера – исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
в) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера – органами местного самоуправления.
При принятии решения о проведении эвакуационных мероприятий в отношении работников федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и иных организаций, а также граждан, находящихся на объектах указанных органов, корпораций и организаций, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на этих объектах федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и иные организации:
а) осуществляют оповещение работников и граждан, находящихся на объектах указанных органов, корпораций и организаций, о проведении эвакуационных мероприятий, маршрутах и способах проведения эвакуационных мероприятий;
б) организуют вывод (перевозку) работников и граждан, находящихся на объектах указанных органов, корпораций и организаций, в безопасные районы (места), а также при необходимости вынос (вывоз) материальных и культурных ценностей за пределы воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации:
а) осуществляют охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах сбора (посадки) эвакуируемого населения, при его перевозке (выводе) в безопасные районы (места) и в пунктах временного размещения и питания;
б) принимают меры по охране имущества, оставшегося без присмотра;в) временно ограничивают или запрещают дорожное движение, изменяют организацию движения на отдельных участках дорог в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах эвакуации.
Войска национальной гвардии Российской Федерации участвуют в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в местах сбора (посадки) эвакуируемого населения и в пунктах временного размещения и питания.
На основании ГОСТ Р 22.3.17−2020 «Безопасность в ЧС. Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении ЧС. Основные положения.», утвержден приказом Росстандарта от 27.10. 2020 № 949-ст.:
4.1 Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее МЭР) осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.
4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:
– работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;
– неработающие члены семей указанных работников;
– нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.
Рассредоточению подлежат следующие категории населения:
– рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;
– рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.
4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.
4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:
– в федеральных органах исполнительной власти:
– в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;
– в организациях.
4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:
– в федеральных органах исполнительной власти – на руководителей федеральных органов исполнительной власти;
– в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований – на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;
– в организациях – на руководителей организаций.
4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.
Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.
4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
– мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;
– мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.
4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.
4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:
– сборных эвакуационных пунктов (СЭП);
– промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);
– групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
– эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;
– приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);
– администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.
При планировании необходимо предусматривать заблаговременную подготовку работников эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на учениях и тренировках.
5.2 Для сбора, учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в загородную зону на базе одного из предприятий (учреждений, организаций) планируется создание СЭП. При планировании мест размещения СЭП. следует исходить из того, что вблизи них назначаются:
– пункты посадки населения на транспорт:
– исходные пункты маршрутов пешей эвакуации.
5.3 При планировании сетей связи необходимо предусмотреть обеспечение связи СЭП с:
– соответствующей эвакуационной комиссией;
– администрацией пунктов посадки (высадки) населения на транспорт;
– исходными пунктами на маршруте пешей эвакуации,
– эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах;
– организациями, предоставляющими автомобильный транспорт.
5.4 При планировании необходимо предусматривать закрепление за каждым СЭП:
– ближайших защитных сооружений гражданской обороны:
– медицинского учреждения;
– организации жилищно-коммунального хозяйства.
5.5 Приписка населения к СЭП производится из расчета 4000—5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП. определяется в соответствии с численностью приписанного населения. Пропускная способность СЭП определяется возможностью пропуска через него
максимальной численности работников организаций с неработающими членами семей и остального населения, не занятого в производстве, которые эвакуируются через этот СЭП.
5.6 ППЭ следует предусматривать для кратковременного размещения населения. При планировании мест размещения ППЭ следует исходить из того, что они должны находиться на границах безопасных районов и по возможности располагаться вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.
5.7 При планировании мероприятий по оборудованию ППЭ следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие выполнение следующих задач:
– перерегистрация эвакуированного населения;
– организация встречи и временное размещение прибывшего эвакуированного населения:
– проведение дозиметрического и химического контроля (при необходимости);
– обмен одежды и обуви или их специальную обработку;
– оказание медицинской помощи;
– санитарная обработка эвакуированного населения;
– организованная отправка эвакуированного населения в места постоянного размещения в безопасных районах.
5.8 В случае вероятности воздействия вторичных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, таких как радиоактивное загрязнение, химическое заражение, на ППЭ планируются мероприятия по инженерной защите населения в оборудованных противорадиационных и простейших укрытиях.
5.9 Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах необходимо предусматривать группы управления (ГУ). Для каждой ГУ на маршрутах пешей эвакуации должны быть запланированы мероприятия, обеспечивающие:
– организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;
– ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;
– оказание медицинской помощи в пути следования;
– организацию охраны общественного порядка.
5.10 Для обслуживания пеших колонн на маршруте планируется создание подвижных медицинских бригад на санитарных автомашинах. Обеспечение и регулирование движения, охрана общественного порядка планируется методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах.
5.11 Для обеспечения эффективной работы эвакоприемных комиссий планируются мероприятия, обеспечивающие организацию приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в безопасном районе.
5.12 Следует учитывать, что в состав эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, кроме граждан,
подлежащих призыву на военную службу по мобилизации. При планировании мероприятий, которые должны обеспечивать эвакоприемные комиссии, следует предусматривать:
– организацию и контроль комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;
– организацию и контроль обеспечения эвакуации;
– учет и обеспечение хранения материальных и культурных ценностей.
5.13 Развертывание ПЭП планируется для решения следующих задач:
– организация приема и учета прибывающего эвакуированного населения в пеших колоннах, эвакуационных эшелонах (поездах, судах), автоколоннах;
– отправка в места постоянного размещения в безопасных районах эвакуированного населения.
5.14 В случае вероятности воздействия вторичных поражающих факторов ЧС. таких как радиоактивное загрязнение, химическое заражение, на ПЭП планируются мероприятия по инженерной защите населения в простейших укрытиях, а также развертывание медицинского пункта (при необходимости).
5.15 При планировании мероприятий, которые должны обеспечивать приемные эвакуационные пункты, следует предусматривать администрации пунктов посадки (высадки), планируется формировать из представителей соответствующих транспортных органов. При планировании мероприятий, обеспечивающих работу администраций пунктов посадки (высадки), следует предусматривать мероприятия. обеспечивающие выполнение следующих задач:
– своевременная подача транспортных средств к местам посадки (высадки);
– посадка (высадка) эвакуируемого населения на транспортные средства;
– обеспечение охраны общественного порядка и медицинской помощи эваконаселению;
– учет отправки (прибытия) транспортных средств.
5.16 После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.
5.17 Для планирования МЭР осуществляется сбор исходных данных. Перечень исходных данных указан в приложении Б.
6.1 Транспортное обеспечение эвакуации населения
6.1.1 При планировании транспортного обеспечения эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении ЧС необходимо учитывать комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.
Нормативные требования принимаются в соответствии с [1) и приведены в приложении А.
Обеспечение эвакоперевозок планируется:
– автомобильным транспортом:
– железнодорожным транспортом и метрополитеном;
– наземным городским (в т. ч. электрическим) транспортом;
– авиационным транспортом.
6.1.2 При планировании мероприятий транспортного обеспечения эвакуации населения, следует предусматривать: – мероприятия по поддержанию в постоянной готовности транспортных органов, сил и средств, привлекаемых к выполнению эвакоперевозок;
– максимальное использование возможностей всех видов транспорта и транспортных средств для организации эвакоперевозок в сжатые сроки:
– обеспечение устойчивости работы транспорта, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, участвующих в выполнении эвакоперевозок.
6.1.3 При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается планирование привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения перевозок по мобилизационным планам, других особо важных перевозок.
6.2 Медицинское обеспечение эвакуации населения
6.2.1 При планировании медицинского обеспечения эвакуации населения необходимо предусматривать проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.
6.2.2 Комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуации населения планируется на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (ОПБ) по организации эвакомероприятий на соответствующей административной территории.
6.3 Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения
6.3.1 Планирование мероприятий по охране общественного порядка и регулированию дорожного движения осуществляется на весь период эвакуации и включают планирование мероприятий по учету эвакуированного населения в местах размещения.
6.3.2 При планировании мероприятий охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения следует предусматривать:
– возможность блокирования автомагистралей и коммуникационных пешеходных путей, ведущих в опасные районы, в целях наиболее эффективного обеспечения эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;
– осуществление нарядами жесткого пропускного режима, предусматривающего пресечение проезда в опасный район транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;
– проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
– оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из опасных зон;
– осуществление охраны общественного порядка и обеспечение безопасности на объектах, задействованных в эвакомероприятиях (сборные эвакуационные пункты, пункты посадки и погрузки), внутригородских маршрутах, железнодорожных станциях, речных портах, аэропортах и т.д.), на маршрутах эвакуации, в населенных пунктах, подлежащих отселению, и в местах размещения эвакуированного населения;
– предупреждение паники и дезинформационных слухов.
– охрану объектов в установленном порядке на этот период;
– регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;
– сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением,
– обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска в опасные зоны:
– ведение борьбы с преступностью в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения;
– мероприятия по учету и регистрации эваконаселения в районах размещения, организация приписки эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы.
6.3.3 При планировании деятельности по охране общественного порядка и регулированию дорожного движения в зонах радиоактивного загрязнения и химического заражения следует учитывать следующие особенности:
– предусматривается запас (резерв) средств индивидуальной защиты (противогазы, респираторы. защитные костюмы);
– предусматриваются средства передвижения с противорадиационной защитой для патрулирования (бронетранспортеры);
– предусматривается отдых экипажей патрулей в защищенных помещениях;
– предусматривается взаимодействие с силами противорадиационной и противохимической защиты и другими аварийно-спасательными формированиями:
– предусматриваются мероприятия по контролю радиационной и химической обстановки в местах несения службы и обмен информацией.
6.3.4 При планировании деятельности по охране общественного порядка и регулированию дорожного движения в зонах стихийных бедствий, следует предусматривать следующие особенности:
– планируется выделение специальных обособленных полос для движения автотранспорта либо перевод на особый режим движения отдельных автомагистралей;
– планируется введение отдельных ограничений движения на улицах городов и загородных магистралях в целях приоритетного пропуска автотранспорта, участвующего в эвакомероприятиях.
6.4 Инженерное обеспечение эвакуации населения
6.4.1 При планировании инженерного обеспечения МЭР необходимо предусматривать комплекс мероприятий, направленных на обустройство объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
6.4.2 Общее руководство планированием и организацией инженерного обеспечения осуществляют руководители субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. На основе поступившей информации руководитель органа исполнительной власти определяет главные задачи инженерного обеспечения, силы, средства и сроки их выполнения.
6.4.3 При планировании мероприятий инженерного обеспечения эвакуации населения, следует предусматривать:
– инженерное оборудование СЭП, ППЭ, ПЭП. а также пунктов посадки и высадки эвакуируемого населения;
– подготовку и содержание маршрутов эвакуации:
– инженерное оборудование безопасных районов.
6.5 Разведка
Организация, планирование и координирование разведки возлагаются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. При планировании следует предусматривать:
– радиационную и химическую разведку;
– пожарную разведку;
– инженерную разведку;
– медицинскую разведку:
– ветеринарную разведку.
– фитопатологическую разведку.
6.6 Коммунально-бытовое обслуживание эваконаселения
6.6.1 При планировании мероприятий коммунально-бытового обслуживания эваконаселения необходимо учитывать возможности предприятий местной администрации, а при их отсутствии — предприятий агропромышленного комплекса или других министерств и ведомств в зависимости от мощности предприятий соответствующего профиля, на которые возлагается ответственность за выполнение указанных мероприятий.
6.6.2 Разрабатываемые ответственными организациями планы мероприятий утверждаются решением местных исполнительных органов как обязательные для всех предприятий, осуществляющих коммунально-бытовое обслуживание населения.
6.6.3 Разработка планов должна базироваться на сведениях о количестве размещаемого в данном населенном пункте эвакуируемого населения и основной проектной градостроительной документации (схема и проект районной планировки, генплан, проект застройки). При планировании мероприятий коммунально-бытового обслуживания в районах размещения эваконаселения следует предусматривать:
– организацию водоснабжения;
– организацию работы предприятий коммунальной энергетики:
– организацию работы бань:
– организацию работы прачечных.
Приложение А
(рекомендуемое)
Требования при планировании эвакомероприятий
Норма выделяемой жилой площади в безопасном районе — 2 кв. м/чел.
В безопасном районе необходимо иметь:
– мест в больничной сети — 10 койкомест/1 000 чел.
– производительность бань — 7 мест/1000 чел.
Для пешей эвакуации:
– колонны — 500—1000 чел.;
– дистанция между колоннами — до 500 м:
– малый привал (для отдыха и подтягивания колонны) через 1— 1,5 ч движения на 10— 15 мин;
– большой привал в начале второй половины суточного перехода на 1— 1,5 ч;
– скорость движения при пешей эвакуации — 4—5 км/ч:
– суточный переход— 30—40 км.
Нормы посадки:
– в вагон электропоезда — 200—250 чел.;
– в пассажирский общий вагон — до 150 чел.:
– в пассажирский купейный вагон — до 100 чел.;
– в грузовой 4-осный вагон — до 100 чел.:
– в автобус 25-местный — до 40 чел.;
– в грузовой автомобиль — до 20 чел.:
– в самосвал — до 15 чел:
– воздушное судно — в соответствии с руководством по летной эксплуатации.
Общее время на дорогу на объект и обратно (при рассредоточении) — 4—5 ч.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Перечень исходных данных для планирования мероприятий по эвакуации
и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций
Б.1 Общие данные
Б. 1.1 Перечень химически и радиационно опасных объектов.
Б. 1.2 Перечень взрывопожароопасных объектов.
Б. 1.3 Перечень гидротехнических сооружений (ГТС).
Б.1.4 Перечень опасных природных явлений, характерных для рассматриваемой территории.
Б. 1.5 Прогнозные данные по инженерной, радиационной и химической обстановке, которая может сложиться
в результате аварии.
Б. 1.6 Перечень объектов народного хозяйства, размещенных в опасных районах.
Б.2 Данные по численности и категориям населения подлежащего эвакуации
Б.2.1 Численность населения, подлежащего эвакуации.
Б.2.2 Численность детей в возрасте до 14 лет.
Б.2.3 Численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях.
Б.2.4 Численность персонала медицинских учреждений.
Б.2.5 Численность подлежащих эвакуации пенсионеров.
Б.2.6 Численность невоенизированных формирований.
Б.З Данные по состоянию дорожной сети
Б.3.1 Количество выходных автомагистралей из опасных районов и число полос движения.
Б.3.2 Количество выходных железнодорожных магистралей и число путей на них.
Б.3.3 Пропускная способность автомобильных дорог на выходах из опасных районов.
Б.3.4 Пропускные способности железнодорожных линий.
Б.3.5 Наличие соединительных дорог между авто- и железнодорожными магистралями радиального направления. выходящими из опасных районов.
Б.3.6 Обеспеченность населенных пунктов безопасных районов подъездными автомобильными и железными дорогами.
Б.З.7 Обеспеченность автомобильными дорогами с усовершенствованным покрытием.
Б.3.8 Наличие и протяженность внутренних водных, судоходных путей и каботажных морских линий.
Б.3.9 Наличие запасных переправ через водные преграды и их оборудование.
Б.З.3.10 Запас средств для технического обслуживания и ремонта автомобильных и железных дорог.
Б.4 Данные по состоянию транспорта
Б.4.1 Наличие автотранспортных средств и структура автотранспортного парка, количество посадочных тлеет.
Б.4.2 Выделяемый в распоряжение подвижной железнодорожный состав, в том числе локомотивный парк (тепловозы, электровозы, пассажирские электропоезда, паровозы) и вагонный парк (пассажирские вагоны, грузовые вагоны), количество посадочных мест.
Б.4.3 Выделяемые в распоряжение плавсредства (по видам, классам и типам), количество посадочных тлеет.
Б.4.4 Выделяемые в распоряжение авиасредства (по типам самолетов и вертолетов), количество посадочных мест.
Б.4.5 Техническая готовность автотранспортного парка.
Б.4.6 Техническая готовность железнодорожного подвижного состава.
Б.4.7 Техническая готовность плавсредств, выделяемых для эвакоперевозок.
Б.4.8 Обеспеченность водителями автомобилей.
Б.4.9 Обеспеченность локомотивными бригадами.
Б.4.10 Укомплектованность выделяемых в распоряжение плавсредств, командами.
Б.4.11 Укомплектованность экипажей, выделяемых в распоряжение авиасредств.
Б.4.12 Наличие материалов для оборудования грузовых транспортных средств к перевозкам эвакуируемого
населения.
Б.4.13 Наличие материалов, необходимых для переоборудования транспортных средств, с целью повышения их защитных свойств, при перевозках населения на загрязненной (зараженной) местности.
Б.4.14 Обеспеченность транспортных средств горюче-смазочными материалами.
Б.4.15 Оборудование пунктов посадки-высадки населения на транспорт, оснащение их необходимыми техническими средствами.
Б.4.16 Наличие вблизи опасных районов, а также районов размещения резервных посадочных площадок и аэродромов.
Б.5 Данные по состоянию медицинского обеспечения эвакуации
Б.5.1 Укомплектованность медицинских формирований медицинским персоналом.
Б.5.2 Обеспеченность медицинских формирований материальными средствами, в том числе медицинским
имуществом, транспортом, приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной защиты.
Б.5.3 Обеспеченность эвакуируемого населения средствами индивидуальной защиты.
Б.5.4 Наличие необходимых запасов медицинского имущества и инвентаря для оборудования медицинских
учреждений, развертываемых в безопасных районах.
Б.5.5 Укомплектованность медицинских учреждений, развертываемых в безопасных районах, медицинскими
районами.
Б.6 Данные по состоянию эвакуационных органов
Б.6.1 Укомплектованность эвакуационных органов личным составом.
Б.6.2 Пропускная способность СЭП. ППЭ. ПЭП. пунктов посадки и высадки.
Б.6.3 Обеспеченность эвакуационных органов средствами связи.
Б.6.4 Наличие отапливаемых помещений на СЭП. ППЭ. ПЭП.
Б.6.5 Наличие защитных сооружений гражданской обороны на СЭП. ППЭ. ПЭП.
Б.6.6 Региональные и градостроительные особенности, влияющие на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий.
Одним из мероприятий органов власти по повышению эффективности проведения эвакуации является возможное введение нового законодательного термина – реэвакуации и её проведение после ликвидации ЧС.
Реэвакуация
Завершающим этапом эвакуационных мероприятий будет выступать реэвакуация. Под реэвакуацией следует понимать комплекс мероприятий по подготовке к заселению территорий изначального проживания эвакуированного населения и (или) территорий, планируемых под заселение эвакуированного населения, доставке и размещению на подготовленных территориях эвакуированного населения.
Организация планирования, подготовки и руководство проведением реэвакуации, а также подготовка районов для размещения реэвакуированного населения и его жизнеобеспечения, в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях возлагаются на соответствующих руководителей гражданской обороны.
Решение на проведение реэвакуации принимает Председатель Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях, требующих незамедлительных действий, реэвакуация проводится по решению глав администраций субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с последующим докладом по подчиненности.
Комплекс мероприятий по подготовке к заселению территорий изначального проживания эвакуированного населения и (или) территорий, планируемых под заселение эвакуированного населения включает в себя:
Порядок оценки территории к приему реэвакуируемых, нормативы, способы, очередность проведения реэвакуации определяются Правительством Российской Федерации в лице МЧС России. Для непосредственной подготовки, планирования и проведения реэвакуационных мероприятий используются имеющиеся эвакоорганы с наделением их дополнительными полномочиями.
Реэвакуация населения является сложной задачей. Успешность её проведения определяется заблаговременной подготовкой органов управления, систем оповещения и связи, детальным планированием с учетом местных условий и особенностей, заблаговременной подготовкой сил и средств, тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению реэвакуации.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. | Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» |
2. | Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» |
3. | Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»- утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 |
4. | Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11. 2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» |
5. | Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» |
6. | Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» |
7. | Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2023 № 2056 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» |
8. | Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1654 “Об утверждении Правил проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” |
9. | Постановление Администрации Приморского края от 28.08.2013 № 5-дсп «Об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Приморского края в безопасные районы» |
10. | Учебник «Гражданская оборона» / Издание 2-е, переработанное. Под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. — 414 с. |
11. | ГОСТ Р 22.3.17−2020 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Основные положения. |