Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, вследствие этих конфликтов, а также при ЧС
Введение
Основным показателем подготовленности к действиям органов управления гражданской обороной, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является время, в течение которого руководитель гражданской обороны (ликвидации чрезвычайных ситуаций) сможет организовать работы по спасению и эвакуации терпящего бедствие населения, оказанию пострадавшим медицинской помощи и первоочередного обеспечения пострадавшего и эвакуированного населения.
Планирование этих действий органов управления гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании прогнозирования обстановки в районах возможных чрезвычайных ситуаций.
При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций используются паспорта безопасности опасных объектов, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларации безопасности гидротехнических сооружений, планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчеты размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий, в том числе гидротехнических сооружений, базы данных информационно-справочных систем и электронных паспортов территорий Приморского края и в иных документах.
Разработка Планов действий, планов гражданской обороны заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при нападении противника и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий случившегося. Производится определение прогнозируемых сценариев развития обстановки на пострадавшей территории, а именно:
Принятие решения руководителем гражданской обороны (ликвидации чрезвычайной ситуации) на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения осуществляется только на основании выявления и оценки обстановки по данным разведки.
Таким образом, выявление и оценка обстановки, сбор и обработка данных разведки является одной из важнейших задач органов управления гражданской обороной, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в интересах защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.
1-й учебный вопрос
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий
Одной из основных задач деятельности всех органов управления гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является организация и ведение разведки после нападения противника и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях оценки сложившейся обстановки и подготовки предложений руководителю гражданской обороны для принятия решения по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации или снижению уровня последствий данного нападения или чрезвычайной ситуации.
Другая немаловажная задача органов управления гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций это прогнозирование обстановки на территорий на предмет выявления вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В целях определения влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на жизнедеятельность населения, уставную деятельность предприятий, организаций и учреждений, а также действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, обоснования и принятия решения по защите населения, личного состава сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и на ведение аварийно-спасательных работ осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при чрезвычайных ситуациях.
При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций используются исходные данные, содержащиеся в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларациях безопасности гидротехнических сооружений, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчетах размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, в том числе гидротехнических сооружений, базы данных информационно-справочных систем и электронных паспортов территорий Приморского края и в иных документах.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях. Сбор исходных данных чрезвычайных ситуациях это основная задача всех типов и видов разведки. Обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях это оценка реально сложившейся или прогнозируемой обстановки на соответствующей территории.
Принято считать, что прогнозированием обстановки в районах возможных чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени есть не что иное как ее выявление и оценка.
Оценка обстановки включает решение основных задач по выбору оптимальных действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, работы объектов экономики и жизнедеятельности населения, анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий.
Выявление и оценка обстановки осуществляется в 3 этапа:
Таким образом, выявление и оценка обстановки (прогнозирование) является одной из важнейших задач специалистов и органов управления гражданской обороной, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выявление и оценка обстановки, складывающейся при чрезвычайных ситуациях, осуществляется с целью определения влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и принятия мер защиты.
Объектами прогнозирования обстановки являются:
В качестве поражающего фактора при расчете последствий чрезвычайных ситуаций принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.
Для прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций необходимо применять вероятностный подход в виде моделей воздействия, которые описываются различными аналитическими зависимостями, характеризующими интенсивность и масштаб воздействия.
Основными пространственно-временными факторами, влияющими на последствия чрезвычайных ситуаций, являются:
Таким образом, выявление и оценка обстановки осуществляется на основании соответствующих методик, в которых определяются:
В практической деятельности органов управления по делам ГОЧС всех уровней наибольший объем работы занимают вопросы планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени и мероприятий гражданской обороны.
При планировании данных действий и мероприятий необходимо спрогнозировать все виды чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей от ведения военных действий или вследствие этих действий, которые могут сложиться (произойти) на конкретной территории.
Сущность прогнозирования в нашем конкретном случае заключается в предвидении возможных предстоящих событий по возникновению ЧС природного и техногенного характера и опасностей от ведения военных действий или вследствие этих действий на основании каких либо данных.
В зависимости от того, какие данные использовались для прогноза,
методы прогнозирования могут быть путем прямого умозаключения:
Под сущностью (задачами) оценки обстановки понимается подготовка данных, необходимых для планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени и мероприятий гражданской обороны, принятия решений по организации защиты населения, предотвращению или смягчению воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на деятельность предприятий, на привлечение сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для ведения в очагах и зонах чрезвычайной ситуации аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2-й учебный вопрос
Силы и средства для ведения разведки в очагах поражения и районах ЧС. Их задачи и действия органов управления ГО и РСЧС по организации выполнения
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому заражению являются:
Сеть наблюдения и лабораторного контроля является составной частью сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля. Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на МЧС России. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляют соответствующие министерства, государственные комитеты, ведомства и организации.
Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет три уровня: федеральный, межрегиональный и региональный.
Силы и средства наблюдения и контроля решают задачу выявления обстановки и включают в свой состав:
Перечень конкретных учреждений и организаций (кроме научно-исследовательских), функционирующих на региональном и местном уровнях, устанавливается местными органами исполнительной власти по согласованию с министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Перечень академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, входящих в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля, определяется министерствами, ведомствами и организациями (Российской академией наук и др.) и согласовывается с местными органами исполнительной власти.
Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая и биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных Положением о системе наблюдения и лабораторного контроля.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, аварийно-химически опасных веществ в концентрациях (мощностях доз излучения), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также отравляющих веществ и бактериальных средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление МЧС России.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля вышестоящей организацией, территориальным управлениям МЧС России и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником средств поражения в военное время) экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также отравляющих веществ и бактериальных средств; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению осуществляется с целью создания условий, обеспечивающих исключение переоблучения населения и персонала выше установленных пределов и сохранения их работоспособности при длительном нахождении в зонах радиоактивного загрязнения. Под режимом радиационной защиты понимается порядок действия населения и персонала, применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью снижения воздействия на население и персонал ионизирующих излучений.
Режимы радиационной защиты устанавливаются для населения и персонала, которые оказались или могут оказаться в зоне радиоактивного загрязнения при авариях (разрушениях) объектов использования атомной энергии или применении ядерного оружия, с целью защиты от вредного воздействия ионизирующих излучений и радиоактивных веществ при нахождении на радиоактивно загрязненной местности.
Режимы радиационной защиты для населения территории подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на объектах использования атомной энергии устанавливает ГОСТ Р 42.4.02-2015. «Гражданская оборона. Режимы радиационной защиты на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению». Данный документ определяет:
Режимы радиационной защиты зависят от:
Определение режимов радиационной защиты для населения и персонала при применении ядерного оружия осуществляется в соответствии с «Рекомендациями по применению режимов радиационной защиты населения, рабочих и служащих объектов народного хозяйства и личного состава НАСФ в условиях радиоактивного заражения и химической обстановки по данным разведки ГО. Воениздат,1981г.».
Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами, организуются для своевременного обнаружения радиационного, химического и биологического заражения и обеспечения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности данными о радиационной, химической и биологической обстановке на местности и в воздушном пространстве.
Мониторинг окружающей среды это система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. Таким образом, мониторинг осуществляется проведением радиационной, химической и биологической разведки и контроля.
Контроль за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения относятся к числу полномочий Российской Федерации, а на соответствующей территории в пределах своих полномочий организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Радиационная, химическая и биологическая разведка ведется силами сети мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля, нештатных аварийно-спасательных формирований, а также подразделениями радиационной и химической разведки спасательных воинских формирований.
Данные силы выполняют свои задачи химическими разведывательными дозорами и постами радиационного и химического наблюдения. Химические разведывательные дозоры ведут разведку в движении, а посты радиационного и химического наблюдения развертываются в местах расположения пунктов управления, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, сосредоточения сил и средств для ликвидации аварии, сосредоточения спасательных формирований, рубежах ввода в очаг аварии и т.д. Они своевременно обнаруживают начало заражения, оповещают об этом органы управления и население, определяют мощности доз излучения, тип отравляющих и аварийно химически опасных веществ, определяют границы участков заражения, пути их обхода или преодоления и устанавливают знаки ограждения в районах разведки.
Способы ведения радиационной, химической и биологической разведки:
К техническим средствам радиационной разведки и контроля относятся приборы, установки, системы и комплексы, используемые для количественного определения величин, характеризующих ионизирующее излучение, и имеющие нормированные метрологические свойства. Средства радиационной разведки и контроля классифицируются по функциональному назначению, по исполнению, связанному с местом размещения, способом применения при эксплуатации и решаемым задачам. По функциональному назначению технические средства радиационной разведки и контроля делятся на дозиметрические, радиометрические, спектрометрические, комбинированные и поисковые.
Технические средства химической разведки и контроля классифицируются как:
Технические средства биологической разведки могут быть представлены автоматическими сигнализаторами неспецифической индикации аэрозолей биологических средств и токсинов, комплектами для определения биологических средств в пробах, лабораторными установками для специфичного определения биологических средств.
Технические средства радиационного контроля, химической разведки и химического контроля, биологической разведки и биологического контроля предполагают следующие направления совершенствования:
3-й учебный вопрос
Оценка радиационной, химической, инженерной и медицинской обстановки в очагах поражения и районах ЧС
Радиационная обстановка это совокупность радиационных факторов, образующихся при эксплуатации радиационно-опасных объектов или возникновении на них аварий и разрушений, а также при применении противником ядерного оружия.
Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют в первые часы после выпадения, так как в этот период их активность наиболее велика. Прогнозирование, осуществляемое обычно в органах управления ГО городов и области после получения данных о параметрах ядерного взрыва, начинается с нанесения на карту центра (эпицентра) взрыва и зон радиоактивного заражения.
Радиационная обстановка характеризуется масштабами-размерами зон и степенью радиоактивного загрязнения (заражения), характеризующейся уровнями радиации. Размеры зон радиоактивного заражения и уровни радиации на местности являются основными показателями степени опасности радиоактивного заражения местности для людей.
Под оценкой радиационной обстановки понимается:
При оценке радиационной обстановки:
Оценка радиационной обстановки производится методом прогнозирования и по данным разведки. Прогнозирование радиационной обстановки осуществляется обычно в органах управления ГОЧС города, области.
Исходными данными для прогнозирования радиационной обстановки являются:
При прогнозировании радиационной обстановки после нанесения удара органы управления ГО учитывают данные о направлении и скорости среднего ветра от метеостанций несколько раз в сутки. Средним называется ветер, осредненный по скорости и направлению для всех слоев атмосферы в пределах высоты подъема облака ядерного взрыва. Размеры зон радиоактивного заражения в зависимости от вида мощности ядерного взрыва и скорости среднего ветра определяют по справочникам, или используя компьютерную технику. Поскольку точность оценки радиационной обстановки при заблаговременном и оперативном прогнозировании не является высокой для принятия решения на защиту персонала, а также на проведение АСДНР органы управления ГО объектов экономики оценивают радиационную обстановку по данным разведки.
В данном случае основными исходными данными для оценки обстановки являются:
Для нанесения на карту границ зон радиоактивного заражения уровни радиации, полученные разведкой приводят к одному времени обычно на 1 час после взрыва. После нанесения фактических зон радиоактивного заражения определяют возможные дозы облучения, получаемые населением при нахождении в зонах.
Наиболее целесообразные действия людей на местности, зараженной радиоактивными веществами определяются с учетом:
Степень заражения техники, оборудования, средств индивидуальной защиты и одежды людей, продуктов питания и воды ориентировочно определяется по справочным таблицам. При этом степень заражения техники, транспорта находящихся на зараженной местности, необходимо оценивать по наиболее опасной зоне. Последовательность решения задач по оценке радиационной обстановки будет зависеть в первую очередь от условий работы объекта, фактических уровней радиации, а также от определения данных, необходимых для защиты людей и ликвидации последствий радиоактивного заражения.
По результатам оценки радиационной обстановки принимаются меры защиты людей;
В условиях радиоактивного заражения местности, которое может возникнуть в результате аварии на радиационно опасном объекте или при ядерном взрыве, население может получить радиационные поражения. В целях исключения радиационных поражений и переоблучения людей сверх установленных доз в условиях радиоактивного заражения применяются режимы радиационной защиты.
Под режимом радиационной защиты понимается порядок, действия людей, применения ими средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью уменьшения доз облучения. Режимы работы объекта рассчитываются заблаговременно для конкретных условий (защитных свойств жилых и производственных зданий и используемых защитных сооружений) и различных возможных уровней радиации на территории объекта. В настоящее время разработано и рекомендуется восемь типовых режимов защиты для различных категорий населения от поражающих факторов ядерного оружия:
При авариях на радиационно опасных объектах типовые режимы защиты определяются исходя из реальной обстановки. Население из зоны заражения эвакуируется.
Введенный режим радиационной защиты определяет последовательность и продолжительность использования:
Продолжительность соблюдения режима зависит от:
Допустимые дозы облучения на военное время:
Это предельно допустимые дозы, как дозы не приводящие к лучевым поражения.
В мирное время для защиты здоровья населения применяют СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» НРБ -99/2009.
Химическая обстановка это совокупность последствий химического заражения местности аварийно химически опасными веществами или отравляющими веществами оказывающих влияние на деятельность объектов экономики, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения.
Химическая обстановка создается в результате аварии с выбросом (выливом) аварийно химически опасных веществ, или применения противником химического оружия с образованием зон химического заражения и очагов химического заражения.
С целью организации защиты людей, оказавшихся в зоне химического заражения, а также при принятии решения на ликвидацию химического заражения органа управления ГОЧС организуют и осуществляют оценку химической обстановки.
Под оценкой химической обстановки понимают:
Оценка химической обстановки производится методом прогнозирования и по данным разведки. Прогнозирование химической обстановки осуществляют органы управления ГОЧС городов с химически опасными объектами и населенных пунктов, по территориям которых проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, а также объектов экономики имеющих в производстве или на хранении аварийно химически опасные вещества.
Оценка химической обстановки на случай аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ предусматривает решение следующих задач:
Такое прогнозирование может проводится при помощи «Методики прогнозирования масштабов заражения сильнодействующих ядовитых веществ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте» утвержденной НГО СССР и председателем Госкомгидромета СССР 23.03.1990.
Данная методика позволяет прогнозировать обстановку заблаговременно и в аварийной ситуации. При заблаговременном прогнозировании в качестве исходных данных за величину выброса аварийно химически опасного вещества принимают его содержание в максимальный по объему емкости, а для сейсмоопасных районов – общий запас аварийно химически опасного вещества, и самые благоприятные для распространения зараженного воздуха метеоусловия – инверсия, скорость ветра – 1м/сек. Расчет масштабов заражения ведется при помощи табличных данных, принимая во внимание, что емкости содержащие аварийно химически опасные вещества при аварии разрушаются полностью.
При прогнозировании масштабов заражения по факту, непосредственно после аварии, в качестве исходных данных используют фактическое количество выброшенного аварийно химически опасного вещества и реальные метеоусловия, которые периодически (не реже чем через 4 часа) уточняются. Уточненные данные по масштабам заражения определяются разведкой.
Для уточнения масштабов заражения аварийно химически опасными веществами на промышленных и других объектах, где они имеются, химическую обстановку выявляют подразделения газоспасательной службы, объектовые лаборатории.
На основании полученных данных по этой «Методике» определяются возможные последствия, анализируются условия работы предприятия, устанавливается возможность герметизации помещений цехов и других зданий, где работают люди, а также возможность эвакуации, определяются объемы работ по обеззараживанию и способы обеззараживания территории.
На территориях городов и районов выявление обстановки организуют:
Объекты экономики, не имеющие аварийно химически опасных веществ, в целях организации защиты персонала в случае чрезвычайной ситуации с выбросом аварийно химически опасных веществ на соседнем объекте или в городе могут заблаговременно, используя данные прогноза таких чрезвычайных ситуаций, рассчитать (определить) время подхода зараженного воздуха к объекту.
Оценка химической обстановки при применении химического оружия предусматривает определение размеров зон химического заражения и очагов химического поражения, глубины распространения зараженного воздуха и времени его подхода к определенному рубежу, стойкость отравляющих веществ на местности и технике, время пребывания людей в средствах защиты кожи и возможные потери в очагах химического поражения. Исходными данными являются:
Ориентировочные размеры зон заражения определяются соответствующими расчётами или по таблицам. Уточнённые границы очагов поражения определяются разведкой. Тип и концентрация отравляющих веществ определяются при помощи войсковых приборов химической разведки или других технических средств.
Информация об обнаружении отравляющих веществ или аварийно химически опасных веществ наносится на схему (план, карту). Указывается тип отравляющего вещества (аварийно химически опасного вещества), время и место его обнаружения. Синим цветом для отравляющих веществ и черным для аварийно химически опасных веществ, точки соединяют плавной линией и определяют границы зон заражения, стрелкой указывают направление ветра.
Определяются глубины распространения зараженного воздуха, стойкость отравляющих веществ и время пребывания людей в средствах защиты кожи по таблицам.
Определение возможных потерь рабочих, служащих и населения, а также личного состава формирований гражданской обороны производится с помощью пособия по оценке химической обстановки для гражданской обороны, определяется также количество зараженной техники, оборудования и имущества, требующих специальной обработки.
После проведения необходимых расчетов и анализа химической обстановки определяется возможность функционирования объекта, устанавливается степень готовности личного состава формирований гражданской обороны, уточняются мероприятия по защите персонала (населения), а также личного состава формирований гражданской обороны от поражения отравляющими веществами или аварийно химически опасными веществами и ликвидации (локализации) последствий заражения.
4-й учебный вопрос
Действия должностных лиц органов управления ГО и РСЧС при оценке обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте
Должностные лица органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при оценке обстановки при аварии на химически опасном объекте прогнозирование последствий аварий должны вести с учетом особенностей происшедшего на основании следующих документов:
Методика позволяет осуществлять прогнозирование масштабов зон заражения при авариях на технологических емкостях и хранилищах, при транспортировке железнодорожным, трубопроводным и другими видами транспорта, а также в случае разрушения химически опасных объектов, в том числе:
Методика предназначена для количественной оценки масштабов поражения при авариях на потенциально опасных объектах с выбросом опасных химических веществ в атмосферу. Методика распространяется на случаи выброса опасных химических веществ как в однофазном (газ или жидкость), так и в двухфазном (газ и жидкость) состоянии и позволяет определить:
Методика позволяет определять:
Устанавливает требования в части расчета концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе при размещении и проектировании предприятий, нормировании выбросов в атмосферу реконструируемых и действующих предприятий, а также при проектировании воздухозаборных сооружений. Степень опасности загрязнения атмосферного воздуха характеризуется наибольшим рассчитанным значением концентрации, соответствующим неблагоприятным метеорологическим условиям, в том числе опасной скорости ветра. Нормы не распространяются на расчет концентраций на дальних (более 100 км) расстояниях от источников выброса.
Руководство предназначено для использования при проектировании железнодорожных станций, узлов и других объектов железнодорожного транспорта, а также для работников аварийно-восстановительных подразделений, пожарных и восстановительных поездов, представителей грузоотправителей (грузополучателей), сопровождающих опасные грузы, руководящего состава служб железных дорог и представителей служб других министерств и ведомств, принимающих участие в разработке планов и организации работ по ликвидации аварий (пожаров) на объектах железнодорожного транспорта. Типовые аварийные ситуации и оценка зон воздействия опасных факторов аварий рассмотрены применительно к следующим основным объектам железнодорожного транспорта: станциям по наливу и сливу нефтепродуктов; сортировочным станциям; промывочно-пропарочным станциям; складам хранения опасных грузов; шпалопропиточным заводам.
Методические рекомендации разработаны с учетом имеющегося опыта России и других стран по изучению и применению оценки риска здоровью населения, сравнительной оценки рисков и выбора на этой основе приоритетов деятельности по предупреждению и снижению неблагоприятных техногенных воздействий на окружающую природную среду и здоровье человека;
Должностные лица органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при оценке обстановки при аварии на радиационно опасном объекте прогнозирование последствий аварий должны вести с учетом особенностей происшедшего на основании следующих документов: