Порядок организации реагирования при получении прогноза возникновения ЧС
Органы управления РСЧС создаются на каждом уровне функционирования и включают в себя:
Координационными органами РСЧС являются:
Основными задачами координационных органов в соответствии с их компетенцией являются:
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ОПБ решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне РСЧС:
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Основными задачами постоянно действующих органов управления РСЧС являются:
Органами повседневного управления РСЧС являются:
Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Основными задачами органов повседневного управления РСЧС являются:
Органы управления РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки размещаются на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности являются:
В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из стационарных пунктов управления органов повседневного управления. Готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации организуется заблаговременно. В отсутствие угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС в целях поддержания готовности сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций на определенной территории, организуют и проводят с ними учения и тренировки по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В режиме повышенной готовности органами управления и силами функциональных подсистем РСЧС осуществляется:
В режиме повышенной готовности органами управления и силами территориальных подсистем РСЧС осуществляется выполнение мероприятий (в части компетенции субъекта Российской Федерации), указанных для органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС и дополнительно к ним:
В режиме чрезвычайной ситуации органами управления и силами функциональных подсистем РСЧС осуществляется выполнение мероприятий предусмотренных для режима повышенной готовности если они не были выполнены ранее и дополнительно к ним:
В режиме чрезвычайной ситуации органами управления и силами территориальных подсистем РСЧС осуществляется выполнение мероприятий для режима повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и мероприятия предусмотренные для органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС в части компетенции субъекта Российской Федерации и дополнительно к ним:
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, требующих организации взаимодействия непосредственно на месте проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в зоне чрезвычайной ситуации организуется работа оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций. создается территориальным органом МЧС России. В состав оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций включаются представители функциональных и территориальных подсистем РСЧС субъекта Российской Федерации и организаций (по согласованию), исходя из складывающейся обстановки в зоне чрезвычайной ситуации. Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций является нештатным органом управления, создаваемым на время проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Основные задачи оперативного штаба ликвидации чрезвычайной ситуации при ликвидации чрезвычайной ситуации:
Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует в составе:
Состав оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций. определяется начальником территориального органа МЧС России по согласованию с руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации исходя из складывающейся обстановки.
Работа оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций. при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется в зоне чрезвычайных ситуаций. В исключительных случаях по решению начальника территориального органа МЧС России (по согласованию с руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) работа оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций. может быть организована в пункте постоянной дислокации.
Для обеспечения деятельности личного состава оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций. в зону ЧС может направляться подвижный пункт управления территориального органа МЧС России.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают привлечение сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при возникновении чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Руководители ликвидации чрезвычайной ситуации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и могут принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Эффективность работ по ликвидации чрезвычайных ситуации напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которых являются: сбор данных об обстановке, анализ и оценка обстановки, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ, принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил.
Вопросы организации взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, ходе выполнения задач и другие вопросы.
Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач.
В целях упорядочения работы всех органов управления по организации реагирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций определяются головные дежурно-диспетчерские службы РСЧС или ответственное должностное лицо в круглосуточном режиме.
При этом, в первую очередь, учитываются штатные дежурно-диспетчерские службы, осуществляющие деятельность в круглосуточном режиме, при их отсутствии определяются должностные лица, ответственные за взаимодействие с ЕДДС, определяются силы и средства реагирования на каждый риск. Для этого:
В режиме повседневной деятельности старший дежурный оперативный ЕДДС осуществляет организацию взаимодействия со службами РСЧС по вопросам доведения прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций на территории района (городского округа).
Проводит уточнение:
В режиме повышенной готовности старший дежурный оперативный ЕДДС осуществляет:
В режиме чрезвычайной ситуации старший дежурный оперативный ЕДДС осуществляет координацию действий сил и средств служб РСЧС. При необходимости отдаёт им распоряжения на наращивание группировки и направлении в район ЧС необходимых материально-технических средств и резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отдает распоряжения:
Доводит до служб РСЧС приказы и распоряжения председателя КЧС и ОПБ района (городского округа). Осуществляет постоянный контроль за обстановкой. Готовит прогноз возможного развития ЧС и доводит его до служб РСЧС района (городского округа).
Оператор «системы 112» принимает по номеру «112» от граждан сообщения о случившихся чрезвычайных ситуациях, угрозе чрезвычайных ситуаций, происшествиях, или каких либо других событиях, заполняют унифицированные карточки информационного обмена и отправляют их в соответствующую реагирующую службу.
Докладывает о поступившем сообщении старшему оперативному дежурному ЕДДС, поддерживает (при необходимости) связь с гражданином, от которого поступило сообщение, осуществляет контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру «112» с территории муниципального района и вносит соответствующие данные в карточку реагирования.
Действия органа местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций определяются характером, масштабом, степенью опасности, потребностью сил и средств для их ликвидации и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Основными задачами органа местного самоуправления по защите населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций являются:
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий привлекаются силы и средства муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенных на территории органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органом управления по ликвидации чрезвычайных ситуаций является оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При возникновении чрезвычайной ситуации оповещение должностных лиц органа местного самоуправления осуществляется в установленном порядке ЕДДС органа местного самоуправления.
Порядок действий Главы органа местного самоуправления (председателя КЧС и ОПБ) при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Получение информации от дежурного ЕДДС (других источников) об угрозе (возникновении) ЧС, уточнение ее параметров.
Отдача распоряжения дежурному ЕДДС на:
Отдача распоряжения председателю КЧС и ОПБ на:
Прием доклада дежурного ЕДДС о результатах оповещения. На основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение.
Постановка главой администрации задач должностным лицам муниципального образования на организацию работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Контроль организации работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Оценка обстановки (на основе информации, полученной от ЕДДС, оперативной группы и других источников) и контроль подготовки проекта распоряжения главы администрации муниципального образования на введение режима чрезвычайной ситуации и определение руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Подписание распоряжения главы администрации муниципального образования на введение режима чрезвычайной ситуации. Направление в район развивающейся чрезвычайной ситуации сил и средств второго эшелона.
Контроль выработки КЧС и ОПБ предложений в решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Контроль, через КЧС и ОПБ, оперативной группы, выполнения мероприятий по:
Подведение итогов работ за сутки, постановка задач на следующие сутки. Доклад по завершению ликвидации чрезвычайной ситуации Главе субъекта Российской Федерации (председателю КЧС и ОПБ правительства субъекта) о выполнении работ, принятых решениях и проблемных вопросах.
Возвращение сил и средств к месту дислокации. Контроль подготовки анализа ликвидации ЧС.
Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации:
После ликвидации чрезвычайной ситуации Глава или по его поручению заместитель главы органа местного самоуправления (председатель КЧС и ОПБ) оценивает действия привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации и ставит задачи по устранению имевших место недостатков, повышению готовности к работе в чрезвычайных ситуациях.
Руководители организаций проводят анализ деятельности должностных лиц, сил и средств, привлеченных к выполнению задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, и на его основе определяют меры по повышению их готовности к действиям по предназначению.
Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по накоплению, исследованию и информированию о новых эффективных формах и методах ликвидации чрезвычайных ситуаций, позволяющих получить наиболее высокие результаты.
Обобщение и распространение опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится по всем направлениям ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляется под методическим руководством МЧС России.
Целями обобщения и распространения опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
Основными способами обобщения и распространения опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
В целях внедрения положительного опыта в практику деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС могут создаваться и направляться в подведомственные структуры специальные группы специалистов различного профиля (по обобщенным направлениям деятельности), которые принимают личное участие в организации и осуществлении рекомендуемых мероприятий, связанных с повышением оперативности реагирования. Специалисты группы могут участвовать в подготовке и осуществлении экспериментов по внедрению новых методов деятельности органов управления и испытании более совершенных технических средств разведки и ведения спасательных работ, обеспечивающих повышение оперативности реагирования на ЧС.
Основные усилия по совершенствованию деятельности органов управления и сил РСЧС должны быть направлены на поддержание их в постоянной готовности к применению по предназначению, совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, совершенствование тактики действий и организации взаимодействия в сложных условиях.
При подготовке органов управления и сил РСЧС особое внимание уделять:
Список используемой и рекомендуемой литературы:
гражданской обороне».