Организационные основы ГО и ЗНТЧС
Гражданская оборона в современных условиях
Россия богата природными и людскими ресурсами, насыщена атомными электростанциями и военными объектами. Все это представляет несомненный интерес ряда сильных в военном отношении государств мира. События последнего десятилетия подтверждают тот факт, что некоторые страны пытаются решать экономические и политические задачи военным путем. Противостояние может привести к войне с активным применением ракетно-бомбовых ударов. В этом случае, в ходе широкомасштабных боевых действий может образоваться множество очагов химического, биологического, радиоактивного и комбинированного поражения. Таким образом, остаётся значительным риск возникновения на территории России чрезвычайных ситуаций военного характера.
Система гражданской обороны России была создана на базе местной противовоздушной обороны, которая существовала с 1932 по 1961 гг.
4 октября 1932 г. Совет народных комиссаров утвердил положение о противовоздушной обороне территории СССР. Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации местной противовоздушной обороны СССР. Были определены цели, задачи и организационная структура МПВО, которая стала предшественницей гражданской обороны.
В 1993 г. Россия стала полноправным членом международной организации гражданской обороны, созданной в 1972 г. В нее входит 51 государство в качестве полноправного члена и 7 государств, имеющих статус страны-наблюдателя. Сегодня в России государственную политику в области гражданской обороны осуществляет МЧС России.
«На современном этапе гражданская оборона – это встроенная система общегосударственных мероприятий, направленных на защиту населения, культурных и материальных ценностей от опасностей, возникающих в военное время и от чрезвычайных ситуаций мирного времени».
Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменение обстановки.
Международное право запрещает ведение агрессивных войн, но само по себе не ведёт к искоренению из общественной жизни причин, порождающих военные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооружённой силе в международных отношениях, государства нередко ещё прибегают к ней для разрешения возникших споров и конфликтных ситуаций.
Меняются подходы к решению международных и других проблем, в том числе с применением военной силы. Меняются и способы ведения вооружённой борьбы. Современные войны имеют преимущественно региональный масштаб, они отличаются высокой интенсивностью и скоротечностью. В качестве целей для поражения, как правило, выбираются важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения промышленных и административных центров, транспортных коммуникаций, средства массовой информации и др.
В военных конфликтах всё большая роль отводится высокоточному обычному оружию. Ведутся разработки новых средств вооружённой борьбы, основанных на новых физических принципах. Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыдущие годы договорённости о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического и биологического оружия, всё же нельзя исключать вероятность применения этих видов в современных войнах.
В условиях, когда средства вооружённой борьбы обладают неограниченной дальностью действия, высокой точностью, колоссальной разрушительной силой и другими мощными факторами поражения, грань между фронтом и тылом стирается. Появляется реальная угроза поражения противником объектов экономики и населения независимо от того, где они размещены. В то же время зависимость вооружённых сил и всей военной организации от экономических и социальных условий общества непрерывно возрастает. Изменяется и структура военного потребления, растёт доля вооружения и боевой техники, увеличивается количество людей, привлекаемых для обеспечения вооружённых сил. В условиях современных войн потребность в людях для обеспечения армии увеличится ещё более. Следовательно, судьбы государств будут решаться не только усилиями армий на полях сражений, но и усилиями людей, работающих в глубоком тылу.
В нынешних условиях гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности должна быть готовой выполнять свои задачи при любых вариантах развязывания военных действий, а также крупномасштабных террористических актов. Основное внимание уделяется обеспечению готовности её органов управления и сил к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия.
Экономические возможности государства оказывают прямое влияние на его военную мощь. Вот почему подготовка страны к войне наряду с решением чисто военных проблем включает и создание высокоразвитой экономики, способной производить всё необходимое для вооружённых сил страны и обеспечения жизнедеятельности народа, т.е. для успешного ведения войны. При этом речь идёт не просто о высокоразвитой экономике, а об устойчивом функционировании экономики страны в сложных условиях военного времени, иначе говоря, о способности экономики страны удовлетворять в военное время оборонные и важнейшие экономические потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.
Тыл страны, обеспечивающий боеспособность армии и флота, в современной войне становится более уязвимым и требует надёжной защиты. Основную роль в защите тыла страны будут играть армия и флот, оснащённые современным оружием и боевой техникой, способные надёжно защитить страну от ударов противника. Вместе с тем, невозможно дать полную гарантию того, что какая-то часть высокоточных средств нападения противника не достигнет целей, находящихся в тылу страны. В этой связи возникает ряд проблем, которые не могут быть решены только вооружённой борьбой. Например, защита населения от ОМП и обычных средств поражения, обеспечение устойчивости функционирования экономики в военное время, ликвидация последствий нападения противника на города и объекты экономики, восстановление нарушенного управления и производства важнейших видов военной продукции и товаров народного потребления, восстановление работы транспорта, связи и других элементов экономики страны.
Защита населения, обеспечение устойчивости функционирования экономики и сохранение материально-технических ресурсов во время войны имеют первостепенное значение в обеспечении обороноспособности страны и в определённой степени предопределяют жизнестойкость государства. Поэтому в современных условиях гражданская оборона выступает как фактор реализации стратегических целей национальной обороны. Её роль и место определяются возрастающим значением тыла в современной войне и важностью его надёжной защиты с целью обеспечения вооружённых сил всем необходимым для отражения вооружённого нападения и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях войны.
В XXI веке гражданская оборона должна строиться по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий гражданской обороны по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащённых сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.
Структура ГО. Органы управления и силы ГО
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых военных конфликтах и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил и населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий по гражданской обороне, созданию условий для оперативного развёртывания системы защитных мероприятий, сил и средств.
В угрожаемый период проводится комплекс превентивных мер, направленных на повышение готовности органов управления и сил к выполнению задач по защите населения материальных и культурных ценностей, сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В военное время гражданская оборона осуществляет комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооружённой борьбы, в том числе и оружия массового поражения.
Организационную основу гражданской обороны составляют руководство, органы управления, силы и средства гражданской обороны (Рисунок 1.1).
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Рисунок – Руководство гражданской обороной
Рисунок – Организационная структура гражданской обороны
Непосредственное управление гражданской обороной руководители осуществляют через соответствующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны:
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
Рисунок -Управление гражданской обороной
Задачи, функции и полномочия МЧС России определены Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Задачи, функции и полномочия Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации — «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», утверждённым приказом МЧС России от 27.03. 2020 № 217.
Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и структурные подразделения муниципальных образований, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаются по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей муниципальных образований за счёт численности и фонда заработной платы, установленной для данного органа.
Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.
Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется, исходя из количества работников в данной организации.
Силы гражданской обороны
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
Рисунок – Силы гражданской обороны
Спасательные воинские формирования МЧС России
Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с данным Указом утверждено Положение о спасательных воинских формированиях МЧС России, определены структура и состав спасательных воинских формирований МЧС России.
Спасательные воинские формирования МЧС России предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, являются составной частью сил гражданской обороны.
Кроме того, спасательные воинские формирования МЧС России в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны. Вопросы, связанные с участием спасательных воинских формирований МЧС России в выполнении отдельных задач в области обороны, решаются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил
Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами стратегического планирования по вопросам обороны и планами взаимодействия с органами военного управления.
Руководство спасательными воинскими формированиями МЧС России осуществляет Президент Российской Федерации.
Применение спасательных воинских формирований МЧС России в мирное время осуществляется Министром МЧС России, в военное время – на основании распоряжения Президента Российской Федерации.
Приведение спасательных воинских формирований МЧС России в высшие степени боевой готовности в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, осуществляется по решению Президента Российской Федерации. Порядок приведения в высшие степени боевой готовности спасательных воинских формирований МЧС России определяется приказами и директивами Министра.
Управление спасательными воинскими формированиями МЧС России центрального подчинения осуществляет Министр МЧС России (непосредственно). Управление спасательными воинскими формированиями регионального подчинения – осуществляет Министр МЧС России. Органы управления и органы обеспечения управления спасательными воинскими формированиями МЧС России – отдел спасательных формирований Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС России, Национальный ЦУКС МЧС России, ЦУКСы Головных ГУ МЧС России по субъектам РФ и Рузский ЦОПУ МЧС России.
Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований МЧС России в военное время осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Порядок выполнения задач, возложенных на спасательные воинские формирования МЧС России, определяется Положением о спасательных воинских формированиях МЧС России, а также:
Спасательные воинские формирования МЧС России в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнению АСДНР либо иных задач гражданской обороны, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации, планами гражданской обороны и защиты населения РФ и субъектов Российской Федерации, а также планами территориальной обороны.
Основными задачами спасательных воинских формирований МЧС России являются:
1.1 в мирное время:
1.2 в ходе ликвидации ЧС в мирное время:
1.3 в военное время:
Дислокация спасательных воинских формирований МЧС России в установленном порядке определяется Министром МЧС России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основу спасательных воинских формирований МЧС России составляют 10 спасательных центров МЧС России, размещенных в 7 федеральных округах Российской Федерации (Таблица 1.2).
Таблица 1.2
Общие сведения о спасательных центрах МЧС России
№
п.п. |
Наименование спасательного центра МЧС России, подчиненность | Зона ответственности | Место
дислокации |
1 | ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» – центрального подчинения | Российская
Федерация |
г. Москва,
поселок завода Мосрентген |
2 | ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Центральный
федеральный округ |
Московская область, г. Ногинск |
3 | ФГКУ «Тульский спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Центральный
федеральный округ |
Тульская область, Ленинский район д. Кураково |
4 | ФГКУ «Невский спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Северо-Западный
федеральный округ |
Санкт-Петербург, г. Колпино |
5 | ФГКУ «Донской спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Южный
федеральный округ |
Ростовская обл, Аксайский р-н, п. Ковалевка |
6 | ФГКУ «Волжский спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Приволжский
федеральный округ |
г. Самара, |
7 | ФГКУ «Уральский учебный спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Уральский
федеральный округ |
Челябинская обл., п. Новогорный |
8 | ФГКУ «Сибирский спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения России) | Сибирский
федеральный округ |
Новосибирская обл., п. Коченево |
9 | ФГКУ «Амурский спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Дальневосточный
федеральный округ |
Хабаровский край,
Хабаровский р-н, с. Анастасьевка |
10 | ФГКУ «Камчатский спасательный центр МЧС России» – регионального подчинения | Дальневосточный
федеральный округ (Камчатский край) |
Камчатский край,
Елизовский р-н, п. Раздольный |
Основной структурной единицей спасательных воинских формирований МЧС России, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр МЧС России. Уставы спасательных центров МЧС России, регламентирующие порядок управления ими, организацию их деятельности, порядок финансирования, реорганизации и ликвидации, утверждены Приказом МЧС России от 17.10.2011 № 604.
Организационно-штатная структура каждого спасательного центра МЧС России утверждена соответствующей Директивой Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В состав спасательного центра МЧС России входят следующие основные структурные подразделения:
Обобщенная организационно-штатная структура спасательного центра МЧС России представлена на Рисунке 1.3. Рисунок 1.3
Представленная организационно-штатная структура спасательного центра МЧС России является типовой. Каждому спасательному центру МЧС России присуща своя организационно-штатная структура, исходя из возложенных на него задач, его территориального расположения.
Применение подразделений спасательного центра МЧС России определяется задачами, поставленными старшим командиром (начальником), и конкретно сложившейся обстановкой.
Успешное решение задач достигается:
Спасательный центр МЧС России может действовать в первом, втором эшелоне создаваемой группировки войск или находиться в резерве. В отдельных случаях спасательный центр частью своих сил может действовать во втором эшелоне или находиться в резерве. Для действий в очаге поражения спасательный центр создает порядок построения, как правило, в один эшелон. В отдельных случаях построение спасательного центра может быть в два эшелона. Первый эшелон предназначен для развертывания и проведения АСДНР на объектах производственного и социального назначения, в зонах ЧС, а также в местах наибольшего скопления пораженных. Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта АСДНР, а также для замены подразделений первого эшелона.
Спасательный центр МЧС России обычно приступает к работам в полном составе, если позволяют фронт работ и уровни радиоактивного (химического) заражения. В дальнейшем при большом объеме работ и длительных сроках их выполнения, а также при недостаточном фронте работ и при уровнях радиоактивного (химического) заражения, не позволяющих непрерывно проводить действия по ликвидации последствий, работа спасательного центра организуется по сменам. В полном составе спасательный центр МЧС России может вести АСДНР непрерывно в течение 8-10 часов. При этом спасательный центр выполняет весь комплекс АСДНР на трех-четырех объектах.
Управление силами и средствами спасательного центра МЧС России в режиме повседневной деятельности осуществляется в пункте постоянной дислокации через начальника и штаб спасательного центра МЧС России. В случае выдвижения сил и средств спасательного центра МЧС России к месту проведения АСДНР в районе ликвидации ЧС управление силами и средствами спасательного центра МЧС России осуществляется с подвижного пункта управления руководителя проведения работ.
Подразделения Государственной противопожарной службы
Подразделения Государственной противопожарной службы являются составной частью сил гражданской обороны. Их основной задачей в области гражданской обороны является «борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов».
В состав Государственной противопожарной службы входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава (сотрудники), военнослужащих, лиц, не имеющих специальных или воинских званий, а также гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создаётся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъекта Российской Федерации включает в себя:
Личный состав противопожарной службы субъекта Российской Федерации включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава (сотрудники), лиц, не имеющих специальных или воинских званий, а также гражданских служащих.
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Аварийно-спасательные службы
Аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединённых в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований являются:
В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественным объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС.
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные
объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства Российской Федерации.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.
Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам относятся: поисково-спасательные; горно-спасательные; газоспасательные; противофонтанные; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; ликвидация последствий радиационных аварий; работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нештатные аварийно-спасательные формирования
Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе из числа своих работников, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС.
Правовые основы создания и деятельности НАСФ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и иные нормативные правовые акты РФ, Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка
создания нештатных аварийно-спасательных формирований», “Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне” (утв. МЧС России 02.12.2021 № МР-ВЯ-1), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Основными задачами НАСФ являются:
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Федеральные органы исполнительной власти в отношении бюджетных, казенных, автономных организаций, находящихся в их ведении, вправе:
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях вправе:
Организации, создающие НАСФ:
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12.02. 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». При создании НАСФ учитываются наличие и возможности штатных АСФ и АСС.
МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности НАСФ, а также контроль в этой области.
НАСФ подразделяются:
по подчиненности – территориальные и организаций; по численности – отряды, команды, группы, звенья, посты.
НАСФ создаются с учетом Примерного перечня создаваемых НАСФ (приложение № 1 к Порядку создания НАСФ, утвержденному приказом МЧС России от 23.12. 2005 № 999).
Примерный перечень создаваемых территориальных НАСФ включает:
Примерный перечень создаваемых НАСФ организаций включает:
Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к Порядку создания НАСФ, утвержденному приказом МЧС России от 23.12. 2005 № 999).
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ. Количество и перечень создаваемых НАСФ определяется, исходя из прогнозируемых объемов проведения АСДНР при возникновении ЧС и их возможностей по проведению указанных работ.
Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа.
Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав НАСФ производится приказом руководителя организации. Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
Обеспечение НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Правила создания и оснащения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) определяет Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный № 36034), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; “Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне” (утв. МЧС России 02.12.2021 № МР-ВЯ-1).
НФГО создаются организациями, отнесёнными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав, структура и оснащение НФГО определяются, исходя из примерного перечня создаваемых НФГО и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, не являющимися обязательными и носящими рекомендательный характер. Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее – организации).
Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
Организации:
МЧС России и его территориальные органы осуществляют координацию деятельности, методическое руководство созданием, обеспечением готовности и применением НФГО, а также контроль в этой области.
НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.
Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа.
Личный состав НФГО комплектуется за счёт работников организаций, их создающих. Военнообязанные граждане, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НФГО на период до их призыва (мобилизации). Примерный перечень создаваемых НФГО определяется Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
В примерный перечень создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне входят:
В примерный перечень создаваемых организациями нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне входят:
Возможные подходы по созданию НФГО в организациях и определению выполняемых ими мероприятий по ГО:
№ п/п | Наименование НФГО | Выполняемые мероприятия по ГО (обеспечение выполнения мероприятий по ГО) | Примечание |
1. | Команда (группа) охраны общественного порядка | Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на территории организации | Целесообразно создавать в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, за исключением организаций, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р |
2. | Подвижные пункты питания, продовольственного (вещевого) снабжения | Организация питания, а также осуществление вещевого снабжения работников организации | Рекомендуется создавать в организации, имеющей производственные объекты на удалении друг от друга.
При отсутствии таких объектов, пункт питания может быть стационарный. Целесообразно создавать на базе имеющихся объектов организации питания работников организации (столовые, буфеты и т.п.), а также за счет возложения на работников организации дополнительных обязанностей с соблюдением санитарно-гигиенических требований при хранении продуктов, приготовлении и приеме пищи, а также мытье посуды. Вещевое снабжение рекомендуется предусматривать в части выдачи работникам организации специальной одежды и снаряжения, предусмотренные в организации для осуществления установленных видов работ, а также для обеспечения соблюдения установленных правил по охране труда |
3. | Санитарная дружина | Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в организации.
Осуществление эвакуации пострадавших работников организации в лечебные учреждения |
Рекомендуется создавать при наличии в организации медицинских работников, в трудовые (должностные) обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности |
4. | Группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО | Обслуживание ЗС ГО в мирное и военное время, а также поддержание в готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО в период пребывания в них укрываемых | Создается в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО и (или) использующих их для укрытия персонала <20> |
5. | Станция специальной обработки транспорта, одежды | Проведение мероприятий по обеззараживанию техники, одежды, снаряжения организации | Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения |
6. | Пункт санитарной обработки | Проведение мероприятий по санитарной обработке работников организации | Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения |
7. | Подвижные ремонтно-восстановительные группы по ремонту автомобильной, инженерной и другой техники | Ремонт автомобильной, инженерной и другой техники | Целесообразно создавать на базе имеющихся ремонтно-восстановительных подразделений.
При отсутствии в организации автомобильной, инженерной и другой техники, данное НФГО может не создаваться |
8. | Группа для перевозки населения (грузов) | Перевозка рабочих смен к местам проживания и отдыха и в организацию из этих мест.
Перевозка грузов, необходимых для обеспечения функционирования организации |
Целесообразно создавать на базе имеющихся автотранспортных подразделений.
При отсутствии в организации автомобильной техники, данное НФГО может не создаваться |
9. | Аварийно-технические команды по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям | Проведение мероприятий, направленных на повышение надежности, а также осуществление ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации в организации | Целесообразно создавать на базе платных аварийно-восстановительных подразделений соответствующего профиля.
При отсутствии таких подразделений, рекомендуется возлагать дополнительные обязанности на работников организации с соблюдением установленных правил по охране труда |
10. | Группа (звено) связи | Обеспечение использования средств связи и передачи информации в организации | Целесообразно создавать на базе штатных подразделений связи и информационных технологий |
Поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организации | Целесообразно создавать в организациях, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности | ||
11. | Звено подвоза воды | Подвоз воды (питьевой и технической) в организацию или к местам проведения работ | Целесообразно создавать в организациях, на территории которых отсутствуют собственные водозаборные сооружения |
12. | Эвакуационная (техническая) группа | Эвакуация поврежденной техники к местам проведения ремонта | Целесообразно создавать в организациях, в которых предусматриваются перевозки грузов, работников за пределами этих организаций |
13. | Подвижная автозаправочная станция | Доставка ГСМ и заправка техники и агрегатов в районах проведения работ | Целесообразно создавать в организации, техника и агрегаты которой выполняют работы за пределами территории данной организации |
14. | Санитарный пост | Оказание первой помощи пострадавшим | Целесообразно создавать в организациях, в которых отсутствуют штатные медицинские подразделения для оказания первой помощи пострадавшим до оказания специализированной медицинской помощи |
15. | Звенья контроля эпидемического, фитопатологического, ветеринарного | Выполнение задач в составе сети наблюдения и лабораторного контроля | Создаются в организациях, имеющих специализированные подразделения, осуществляющие соответствующие функции наблюдения и контроля (надзора) |
16. | Пост радиационного и химического наблюдения (стационарный) | Контроль радиационного фона и химического заражения в районе расположения организации | Создается организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также целесообразно создавать ОГВ, ОМСУ, попадающим в зону радиационного и химического заражения (загрязнения) |
Спасательные службы
В соответствии со статьёй 3 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне».
Эти функции закреплены и в «Положении об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утверждённом приказом МЧС России от 14.11. 2008 № 687: «Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне».
Состав сил гражданской обороны определён Федеральным законом «О гражданской обороне».
«Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» констатирует, что по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах. Данная статья «Положения…» определяет рекомендуемый перечень спасательных служб.
Исходя из опыта функционирования спасательных служб ниже приводится рекомендуемый порядок их создания и применения.
Спасательные службы – это самостоятельные, созданные на нештатной основе организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, обладающие сходным профилем деятельности, подготовленные и способные, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности (подчинённости), к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.
Спасательные службы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, по планам гражданской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В состав спасательной службы входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчёта объёма и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами ГО) задач.
Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.
Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны, а также контроль в этой области осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
«Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» определены конкретные задачи органов управления различного уровня по созданию спасательных служб.
Так, органы местного самоуправления планируют и осуществляют создание, оснащение и подготовку в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий.
Организации планируют и осуществляют следующие основные мероприятия – создание, оснащение и подготовку организациями, отнесёнными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасные районы производственную деятельность в военное время, – спасательных служб.
Руководство спасательными службами осуществляют:
Начальники территориальных спасательных служб, их заместители и начальники штабов указанных служб назначаются решениями соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Начальники спасательных служб организаций должны назначаться руководителями организаций. Для управления службами при начальниках служб создаются органы управления служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп. За организацию работы органа управления службы отвечает его начальник. Ответственность за подготовку сил и средств служб несут начальники служб, а также руководители предприятий, учреждений и организаций, на базе которых созданы эти силы.
Спасательные службы предназначены:
Общими задачами всех спасательных служб являются:
Виды спасательных служб:
При необходимости и наличии соответствующих сил создаются и другие спасательные службы, особенно в районах (городах) и объектах экономики. Например, аварийно-технические, водоснабжения и другие.
Решение об их создании принимается органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями. Оформляется приказами соответствующих руководителей гражданской обороны. Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются положениями о данных службах. База для создания спасательных служб и их особые задачи определяются профилем службы. Приведём некоторые примеры создаваемых спасательных служб.
Медицинская спасательная служба – создаётся на базе органов и учреждений здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора и предназначена для оказания всех видов медицинской помощи и медицинского обеспечения населения. Начальником медицинской спасательной службы назначается начальник (заведующий) управления (отдела) здравоохранения.
Спасательная служба охраны общественного порядка (ООП) – создаётся на базе органов внутренних дел и предназначена для организации и поддержания общественного порядка в городах, населённых пунктах и на объектах экономики, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и на транспортных магистралях; обеспечения безопасности и регулирования дорожного движения; охраны государственной и частной собственности; борьбы с преступностью; ведения учёта потерь населения. Начальником спасательной службы ООП назначается заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел.
Противопожарная спасательная служба – создаётся на базе органов и подразделений пожарной охраны и предназначена для организации и осуществления контроля за проведением профилактических, противопожарных мероприятий; тушения массовых пожаров; противопожарного обеспечения АСДНР в очагах поражения.
Инженерная спасательная служба – создаётся на базе строительных, строительно-монтажных и других родственных по профилю министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предназначена для планирования и организации строительства защитных сооружений и инженерного обеспечения ведения аварийно – спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также для инженерного обеспечения мероприятии по ликвидации последствии стихийных бедствии и крупных производственных аварий. Начальником инженерной спасательной службы назначается заместитель главы администрации, ведающий вопросами капитального строительства, или руководитель наиболее крупной строительной организации.
Автотранспортная (автодорожная) спасательная служба – создаётся на базе территориально-транспортных органов управления, подведомственных им организаций, а также автотранспортных предприятий и компаний, участвующих в организации и осуществлении автомобильных пассажирских и грузовых перевозок, и предназначена для обеспечения перевозок, предусмотренных планами ГО.
Коммунально-техническая спасательная служба – создаётся на базе организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, мелиорации и водного хозяйства, а также других родственных им по профилю предприятий и организаций, и предназначена для планирования и выполнения организационно-технических мероприятий по повышению устойчивости коммунально-энергетических сетей, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на коммунально – энергетических сетях и сооружениях на них, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды. Начальником коммунально-технической спасательной службы назначается руководитель жилищно-коммунального хозяйства.
Спасательная служба санитарной обработки и обеззараживания – создаётся на базе организаций и предприятий бытового обслуживания и предназначена для проведения санитарной обработки людей; обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты в условиях радиоактивного, химического, бактериологического заражения и при возникновении эпидемии на территориях. Начальником службы назначается начальник областного управления (республиканского министерства) бытового обслуживания.
Спасательная служба торговли и питания – создаётся на базе учреждений, предприятий и компаний торговли и предназначена для защиты запасов материальных ценностей и обеспечения продовольствием и промышленными товарами первой необходимости личного состава невоенизированных формирований ГО в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, пострадавшего населения в отрядах медицинской помощи и медицинских подразделениях частей гражданской обороны. Начальником службы назначается начальник областного (республиканского) управления торговли.
Спасательная служба защиты животных и растений – создаётся на базе территориальных органов управления агропромышленного профиля, учреждений, предприятий, сельскохозяйственного назначения, частных фермерских хозяйств и иных субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся сельскохозяйственным производством, и предназначена для организации и выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, продукции животноводства и растениеводства, водоисточников и систем водоснабжения от ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия, по ликвидации последствий воздействия этого оружия на сельскохозяйственное производство. Начальником службы назначается начальник управления (отдела) сельского хозяйства.
Спасательная служба материально-технического снабжения – создаётся на базе снабженческих и снабженческо-сбытовых органов управления, учреждений, предприятий, организаций и предназначена для обеспечения НАСФ всеми видами материально-технического снабжения (строительными материалами, рабочим инвентарём и специальной одеждой, дегазирующими и другими материалами, необходимыми для выполнения задач ГО).
Спасательная техническая служба – создаётся на базе организаций и предприятий, осуществляющих производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства и других отраслей экономики, ремонт разнообразной техники, обеспечение её запасными частями, и предназначена для поддержания техники, привлекаемой для целей ГО, в исправном состоянии и постоянной готовности к решению задач гражданской обороны; ремонта и восстановления повреждённой техники; обеспечения ремонтных предприятий запасными частями для ремонта техники.
Спасательная служба энергоснабжения и светомаскировки – создаётся на базе органов управления и предприятий энергетики и электрификации и предназначена для планирования и организации выполнения мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы системы энергоснабжения, организации восстановительных и других неотложных работ на сетях, в очагах поражения и в районах стихийных бедствий; планирования, организации и контроля выполнения светомаскировочных мероприятий.
Спасательная служба убежищ и укрытий – создаётся на базе жилищноэксплуатационных органов или родственных им подразделений территориальных органов управления, подчинённых им предприятий, а также соответствующих подразделений объектов экономики, и предназначена для организации содержания защитных сооружений в готовности к приёму укрываемых и правильной их эксплуатации, ремонта и восстановления.
Спасательная служба снабжения горюче-смазочными материалами (ГСМ) – создаётся на базе организаций снабжения нефтепродуктами и предназначена для обеспечения горючим и смазочными материалами автотранспорта и инженерной техники, привлекаемых для проведения мероприятий ГО. Обеспечение ГСМ осуществляется с помощью стационарных и подвижных автозаправочных станций.
Для успешного проведения АСДНР спасательные службы обязаны:
Все данные об обстановке, влияющие на выполнение задач, и предложения начальники служб докладывают руководителю ГО, вышестоящему органу управления службы, информируют подчинённых и соседей.
При проведении АСДНР в очаге поражения (зоне ЧС) службы руководят:
Службы для успешного решения задач должны:
Свои задачи службы выполняют в тесном взаимодействии с соответствующими органами управления по делам ГОЧС.
Специальные формирования
С 1 января 2011 года на основании Федерального закона «О гражданской обороне» в состав сил гражданской обороны включены специальные формирования, которые создаются на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны. Под специальными формированиями, создаваемыми на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны (далее – специальные формирования гражданской обороны) понимаются организационно самостоятельные, административно-хозяйственные структуры МЧС России (воинские части), содержащиеся по самостоятельным штатам, утвержденным в установленном порядке.
В целом специальные формирования предназначены не только для решения задач в области гражданской обороны, а также для:
За создание специальных формирований в Российской Федерации отвечают федеральные органы исполнительной власти, такие как: Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минюст России (ФСИН России), Минздрав России, Минприроды России (Росгидромет, Роснедра), Минкомсвязи России (Россвязь, ПАО «Мегафон»), Минсельхоз России (Россельхознадзор, Росрыбхоз), Минтранс России (Росавиация, Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот), Минэнерго России, Центробанк России.
Правовой основой создания и подготовки специальных формирований являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 30.01. 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» и от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определены семь мероприятий, которые выполняются в интересах создания специальных формирований, а именно:
В настоящее время создание и подготовка специальных формирований гражданской обороны является важнейшей задачей мобилизационной подготовки МЧС России.
Решение о включении специальных формирований гражданкой обороны в состав сил ГО было принято в условиях реформирования системы МЧС России и сокращения военной составляющей сил гражданской обороны в мирное время. В военное время к группировке спасательных воинских формирований МЧС России добавится группировка специальных формирований гражданской обороны.
Численность личного состава специальных формирований гражданской обороны более чем в 30 раз превышает численность личного состава спасательных воинских формирований. Предполагается, что это позволит выполнить весь объем задач гражданской обороны.
Специальные формирования гражданской обороны предназначены для выполнения следующих задач:
Принципы создания специальных формирований гражданской обороны:
Руководители организаций-исполнителей несут ответственность за организацию мобилизационной подготовки и состояние мобилизационной готовности специальных формирований. Подготовка специальных формирований заключается в выполнении целого комплекса мероприятий в мирное время и в период мобилизации.
Комплектование специальных формирований личным составом для прохождения военной службы на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала осуществляется в соответствии со штатами специальных формирований из следующих категорий граждан:
Комплектование транспортными средствами специальных формирований осуществляется:
Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств определяются штатами и табелями к штатам специальных формирований и нормами обеспечения (снабжения). В штатах указывается количество основных образцов вооружения и техники, а в табелях к штатам – в полном объеме техника, имущество и другие материальные средства.
В период мобилизации обеспечение специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны, вооружением, военной техникой будет осуществляться МЧС России во взаимодействии с Минобороны России, а специальной техникой и другими материальными средствами будет осуществляться только МЧС России.
Для обеспечения специальных формирований военной и специальной техникой и другими материальными средствами также будут использоваться запасы материальных ценностей мобилизационного резерва.
Типовыми специальными формированиями гражданской обороны, создаваемые в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, являются: отдельные спасательные отряды; отдельные пожарно-спасательные отряды; пожарно-спасательные центры.
Все специальные формирования гражданской обороны распределены по субъектам Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации специальные формирования создаваться не будут.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в период мобилизации и в военное время обязаны оказывать содействие и помощь создаваемым на военное время специальных формирований и обеспечивать эти формирования:
Все вопросы обеспечения потребностей специальных формирований из местных ресурсов при мобилизации и в военное время рассматриваются и утверждаются в установленном порядке на суженных заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Планирование подготовки создания на военное время специальных формирований гражданской обороны возлагается на МЧС России и организации-исполнители.
При планировании создания специальных формирований гражданской обороны предусматривается организация их всестороннего обеспечения: боевое обеспечение (разведка; маскировка; инженерное обеспечение; радиационная, химическая и биологическая защита), материально-техническое обеспечение, медицинское обеспечение, финансовое обеспечение, квартирно-эксплуатационное обеспечение, морально-психологическое обеспечение и банковское обслуживание. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке специальных формирований осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для создания специальных формирований гражданской обороны используется имеющаяся база мобилизационного развертывания, на основе которой в период мобилизации и в военное время осуществляется комплектование специальных формирований мобилизационными людскими, транспортными ресурсами и проведение слаживания.
Контроль за подготовкой и созданием на военное время специальных формирований в части обеспечения и выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями-исполнителями мероприятий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований возлагается на Минобороны России, в части выполнения организациями-исполнителями мероприятий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований – возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части касающейся, ежегодно в установленном порядке докладывают о выполнении мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности специальных формирований.
Выполнение комплекса мероприятий по мобилизационной подготовке специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны является одной из важных задач мобилизационной подготовки. Решение этой задачи требует продуманных организационных решений со стороны МЧС России, определенных финансовых затрат, привлечения большого количества людских и материальных ресурсов.
В основе организации защиты населения и территорий от ЧС на территории РФ является – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Единая система, состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Рисунок – ФП и ТП РСЧС
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению (далее – федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации) для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Координационными органами единой системы являются:
Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возглавляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций возглавляют руководители федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций или их заместители. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на межрегиональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Координацию деятельности Главного управления МЧС России по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах федерального округа осуществляет Главное управление МЧС России, дислоцированное в субъекте Российской Федерации, в котором расположен центр соответствующего федерального округа (далее – Главное управление МЧС России, осуществляющее координацию деятельности).
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления единой системы могут создаваться экспертные советы.
Главное управление МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
Органы повседневного управления единой системы создаются для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:
а) на федеральном уровне – подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
б) на межрегиональном и региональном уровнях – центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации.
Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами государственной субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.
Рисунок – Организационная схема РСЧС
Рисунок – Приморская ТП РСЧС
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Традиционно и в нормативно-правовых актах чрезвычайные ситуации подразделяют на ЧС природного, биолого-социального и техногенного характера. Хотя правильнее их разделять на природные (не зависящие или мало зависящие от человека), антропогенные (связанные с деятельностью человека) и комбинированные (сочетание природных и антропогенных факторов).
Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам:
– по характеру ЧС (природного и техногенного характера);
– по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС (локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера);
– по поражающим факторам (механический, тепловой, химический, радиационный, биологический;
– по стадии (фазе) развития ЧС.
Источник чрезвычайной ситуации вызывает опасные явления или процессы поражающего фактора. Поражающие воздействия могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический. В результате наступает поражение людей, животных, техники, объектов и окружающей среды. ЧС подразделяются также на ЧС мирного и военного времени.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
Рисунок – Классификатор ЧС
Вышеуказанная классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.
Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс, причиной возникновения которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, просадка в лессовых грунтах, эрозия, цунами, лавина, наводнение, подтопление, затор, штормовой нагон воды, сильный ветер, смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар часто в условиях засухи и сильного ветра и др.
Перечень поражающих факторов источников природных ЧС, характер их действий и проявлений, а также номенклатура параметров (показателей) поражающего воздействия источников природных ЧС содержатся в «ГОСТ Р 22.0.11 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения», в «ГОСТ Р 22.0.03-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 11.09.2020 № 641-ст).
В соответствии с указанными стандартами к опасным природным явлениям и процесса относятся:
Причинами биолого-социальных ЧС становятся:
В отдельную группу входят крупные террористические акты.
К техногенным ЧС относят взрывы, пожары, аварии на радиоактивно и химически опасных объектах, выбросы радиоактивных и химически опасных веществ, патогенных для человека микроорганизмов, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные аварии и др. Отдельно выделяются аварии на электроэнергетических системах, коммунальных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и гидродинамические аварии.
Экологические катастрофы могут возникать не только в результате деятельности человека, но и под воздействием природных сил. Радиационные катастрофы являются техногенными.
ЧС могут переходить из одной категории в другую и/или иметь общие классификационные признаки и становиться комбинированными. Например, землетрясение в Японии (природная ЧС) вызвало аварию на АЭС Фукусима-1 (техногенная катастрофа). Природные катаклизмы могут вызвать социальную ЧС. Экологические катастрофы, особенно при ненадлежащем отношении органов власти к проживающим на пораженной территории, могут привести к массовым беспорядкам.
Возникновение природных ЧС (землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.) не зависит от человека, однако в его силах уменьшить объемы разрушений и количество жертв. Люди должны быть готовы к таким ЧС, создавая соответствующие службы защиты, запасы материальных и финансовых ресурсов, системы оповещения, обучая население, заранее технически готовя здания, сооружения и инфраструктуру к таким происшествиям. Лесные пожары – это отдельная тема, здесь как раз многое зависит от человека.
К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т.д.
К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. К социальным ЧС – события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.
По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.
По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, долго длящиеся извержения вулканов и др.).
Стадии (фазы) развития чрезвычайной ситуации
Чрезвычайная ситуация любого типа в своем развитии проходит четыре типовые стадии (фазы):