Основные принципы организации и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов
Введение
Проблемы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера издавна являются актуальной проблемой.
Одной из главных задач сил РСЧС и ГО является обеспечение надежной защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей.
Несмотря на меры, принимаемые руководством Приморского края, городов и районов, руководителей объектов экономики, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остается высокой. Обстановка, складывающаяся во всех городах и районах, сегодня сложная. Растет ущерб от чрезвычайных ситуаций. Имеются даже санитарные и безвозвратные потери среди людей. Наносится вред окружающей среде, особенно ежегодными августовскими тайфунами.
В техногенной сфере, несмотря на падение производства, число аварий продолжает расти. В последние годы значительную угрозу для России приобрел международный и внутренний терроризм.
В этих условиях задачи по защите населения, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают еще большую актуальность.
Эффективность ГО во многом определяется готовностью ее сил и средств для выполнения возникающих задач:
ОУ и силы ГО проводят мероприятия по приведению в готовность гражданской обороны, в результате которых повышается (поддерживается) готовность системы ГО к выполнению задач мирного времени и при возникновении военных конфликтов:
согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.11. 2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», согласно установленным срокам их выполнения (Приложение № 12 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)):
По решению Президента Российской Федерации выполняются отдельные мероприятия гражданской обороны – проводится эвакуация из зон возможных опасностей.
В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступают в военное положение при принятии Президентом Российской Федерации решения о введении в действие Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Созданные на объектах НАСФ в готовность приводятся по решению Руководителя ГО (председателя КЧС и ОПБ) объекта согласно разработанных командирами НАСФ «Планов приведения формирования в готовность».
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Основной целью функционирования гражданской обороны и РСЧС является защита населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие их и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций – это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.
Задачи и принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под “защитой населения” фактически понимается вся деятельность по противодействию чрезвычайным ситуациям, т.е. проведение определенных видов защитных мероприятий, направленных на предохранение людей от конкретных поражающих воздействий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям конкретной помощи.
Основным объектом защиты населения является личностью с ее правом на защиту, однако личность не является пассивным объектом защиты. Граждане обязаны участвовать в мероприятиях защиты населения, проходить обучение вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу. При этом следует иметь в виду, что они ведутся не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна и в мирное время и в военное время.
Объем и характер защитных мероприятий определяются с учетом конкретных особенностей отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановки, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
Эффективная защита населения может быть достигнута в результате проведения комплекса мероприятий. Правительством Российской Федерации определены следующие принципы и способы защиты.
Принципы:
инженерная защита; эвакуация; использование средств индивидуальной защиты; проведение АСДНР
Рисунок Способы защиты людей (населения)
Инженерная защита
Основными способами защиты населения, которые планируются и проводятся в комплексе, являются:
Эти способы защиты – составная часть комплекса мероприятий, которые включают:
Среди организационных мероприятий защиты населения, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения руководителей органов ГО и РСЧС, НАСФ, а также населения об угрозе нападения противника или возникновения чрезвычайной ситуации.
Объемы, содержащие сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов состояния природной и техногенной опасности соответствующих территорий, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их реализации.
В целом защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, а также опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие их, достигается комплексным применением различных средств и способов защиты и осуществления мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях чрезвычайных ситуаций.
Эвакуация
Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что к числу основных задач в области гражданской обороны относится эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Мероприятия по подготовке к эвакуации включают следующие действия:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2023 № 2056 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» определен порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2023 № 2056 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» определено, что:
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы – это комплекс мероприятий по организованному перемещению населения, материальных и культурных ценностей и архивных документов из зон возможных опасностей и их размещению в безопасных районах. Вывоз населения в безопасные районы осуществляется всеми видами транспорта независимо от форм собственности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, не используемого по мобилизационным планам и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, с одновременным выводом части населения пешим порядком.
Зоны возможных опасностей – прогнозируемые зоны сильных разрушений, радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения), сплошных пожаров, катастрофического затопления, ведения военных действий, а также прифронтовые территории.
Безопасный район – территория, расположенная в пределах административных границ субъекта Российской Федерации вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для размещения и жизнеобеспечения временно отселяемых жителей, эвакуируемого или рассредотачиваемого населения, а также для размещения (хранения) материальных, культурных ценностей и архивных документов.
Зона возможных сильных разрушений – территория населённого пункта или его часть, в пределах которой в результате военного конфликта, чрезвычайной ситуации или аварии здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения.
Зона возможных разрушений – территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности.
Работники организаций, продолжающих работу в зонах возможных опасностей, подлежат рассредоточению.
Рассредоточение – это особый вид эвакуации, предусматривающий проведение мероприятий по организованному перемещению рабочих (служащих) продолжающих производственную, трудовую, хозяйственную и служебную деятельность, из зон возможных опасностей для проживания и отдыха в безопасные районы и обратно.
Организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях возлагаются на их руководителей.
Эвакуации из зон возможных опасностей в безопасные районы подлежат:
В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития опасностей, возникающих в условиях военных конфликтов, проводится:
С учетом складывающейся обстановки общая эвакуация может проводиться в плановом порядке после завершения частичной эвакуации, минуя частичную эвакуацию, или в период проведения частичной эвакуации, а также экстренно. Общая эвакуация, проводимая экстренно, а также эвакуация, проводимая при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществляется в возможно короткие сроки с учетом местных условий под управлением оперативных групп по эвакуации без развертывания сборных эвакуационных пунктов.
Эвакуация населения из населённых пунктов, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления (ЗВКЗ), проводится при объявлении общей эвакуации.
К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
К архивным документам, подлежащим эвакуации в безопасные районы, относятся:
К документам текущего делопроизводства органов и организаций, подлежащих эвакуации, относятся документы, которым в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен постоянный срок хранения.
Перечень материальных, культурных ценностей и архивных документов, подлежащих эвакуации, формируется заблаговременно в мирное время органами и организациями.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, за исключением проживающих в зонах полной эвакуации, не планируются к эвакуации в период мобилизации, действия военного положения и в военное время.
В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки планирование и всесторонняя подготовка их производятся заблаговременно (в мирное время), а осуществление – в период приведения гражданской обороны в готовность, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (военного конфликта). Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:
Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и неработающих членов их семей организуются и проводятся по объектам экономики, а эвакуация остального населения, не занятого в производстве, – по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления. При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.
Эвакуация населения планируется и осуществляется комбинированным способом, который заключается в вывозе в безопасные районы части эваконаселения всеми видами имеющегося транспорта с одновременным выводом остальной его части пешим порядком. Используется транспорт, не занятый воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, независимо от форм собственности.
Учитывая крайне ограниченное количество транспорта, выделяемого для нужд ГО в период перевода страны на военное положение, установлен следующий порядок первоочередного обеспечения транспортом. В первую очередь транспортом вывозятся:
Остальное население планируется выводить пешим порядком.
Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в зонах эвакуации, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в безопасные районы осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из безопасных районов. Однако при значительных сроках эвакуации населения может возникнуть необходимость проведения пересмены на предприятиях параллельно с эвакуацией населения.
Размещение эваконаселения в безопасных районах планируется, как правило, на территории своего субъекта Российской Федерации с учётом местных условий.
Безопасные районы в субъектах Российской Федерации для размещения населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов заблаговременно в мирное время устанавливаются (закрепляются) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по согласованию с органами военного управления и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом их эвакуационной емкости.
При отсутствии безопасных районов на территории субъекта Российской Федерации или невозможности размещения всего эвакуируемого населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов в безопасных районах субъектов Российской Федерации размещение эвакуируемого населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов осуществляется на территориях субъектов Российской Федерации, определяемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с исполнительными органами указанных субъектов Российской Федерации.
При отсутствии безопасных районов на территории субъекта Российской Федерации, имеющего территориальные особенности (остров, полуостров, эксклав, полуэксклав) и (или) невозможности организовать эвакуацию населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов различными видами транспорта в другие субъекты Российской Федерации ввиду сложившейся обстановки организуется и проводится их укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства непосредственно в местах их размещения (хранения) или вблизи указанных мест.
Каждой организации заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается район (пункт) размещения в безопасном районе. Районы размещения эваконаселения согласовываются с органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется на основе сравнительной оценки:
Размещение рассредотачиваемых работников (сотрудников) и членов их семей осуществляется в ближайших безопасных районах с учетом наличия внутригородских и загородных путей сообщения.
В случае если совместное размещение рассредоточиваемых работников (сотрудников) и членов их семей невозможно, члены семей указанных работников (сотрудников) размещаются в безопасных районах, ближайших к местам размещения рассредотачиваемых работников (сотрудников).
Суммарное время доставки рабочих смен на работу в город и обратно не должно превышать 4-х часов. В исключительных случаях по решению руководителя гражданской обороны муниципального образования разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций и эвакуируемое население на территории данного муниципального образования вне зон возможных опасностей.
Нетрудоспособное, неработающее население и лица, не являющиеся членами семей работников (сотрудников) органов и организаций, продолжающих экономическую деятельность при опасностях, возникающих в условиях военных конфликтов, размещаются в более отдалённых безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются рассредотачиваемые работники (сотрудники) органов и организаций.
Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населённых пунктах на незатапливаемой территории.
При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.
Районы размещения эваконаселения оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями в соответствии с существующими нормами.
Планирование, подготовка, проведение и обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется с учетом местных условий (географических и сезонных климатических особенностей территорий субъектов Российской Федерации, особенностей населённых пунктов, численности населения, возможностей транспорта, пропускной способности сообщения и транспортных коммуникаций, а также наличия жилых (стационарных и временных), общественных и административных зданий, помещений, сооружений и инженерной инфраструктуры, влияющих на проведение эвакуационных мероприятий), производственных и мобилизационных планов, а также миграции населения.
После завершения плановых эвакуационных мероприятий исполнительные органы субъекты Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют жизнеобеспечение, трудоустройство и социальную защиту прибывшего эвакуированного населения.
Использование средств индивидуальной защиты
Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты органов дыхания и кожного покрова человека от отравляющих веществ, аварийно- химически опасных веществ, радиоактивных веществ, бактериальных средств.
Средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяют на классы (“ГОСТ 12.4.011-89. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация”):
Средства индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89:
Классификация средств защиты органов дыхания
Классификация средств защиты органов дыхания в соответствии с:
1) Изолирующие СИЗОД – СИЗОД, изолирующие дыхательные пути от окружающей атмосферы и подающие пригодную для дыхания газовую дыхательную смесь (ГДС) из чистой зоны (неавтономные СИЗОД) или из источника дыхательной смеси, являющегося составной частью СИЗОД (автономные СИЗОД).
Примечание – Изолирующие СИЗОД предназначены для защиты от вредных веществ неизвестного состава и концентраций или при объемной доле вредных веществ в воздухе более 0,5%, или в условиях недостатка кислорода с объемной доле менее 17%, или в замкнутых пространствах малого объема.
2) Фильтрующие СИЗОД – СИЗОД, обеспечивающие с помощью фильтров очистку воздуха, вдыхаемого пользователем из окружающей среды.
Примечание – Фильтрующие СИЗОД предназначены для использования только при объемной доле кислорода в воздухе не менее 17% и известных типах загрязняющих веществ, а также их концентрациях до 0,5%.
3) Изолирующие-фильтрующие аппараты (ИФА) – СИЗОД, обеспечивающие человека ГДС пригодной для дыхания в фильтрующем и изолирующем режимах защиты.
Примечание – ИФА предназначены для защиты от вредных веществ при проведении аварийных и регламентных работ в непригодной для дыхания атмосфере, в том числе в атмосфере с пониженной объемной долей кислорода или при его отсутствии. ИФА применяют в фильтрующем режиме защиты при объемной доле кислорода в воздухе не менее 17% и известных типах загрязняющих веществ, а также их концентрациях до 0,5%. Не допускается применение ИФА в фильтрующем режиме защиты при неизвестном составе загрязняющих атмосферу веществ, а также при наличии в ней несорбирующихся веществ.
При выборе СИЗОД необходимо учитывать температуру и влажность воздуха, концентрации вредных веществ, содержание кислорода и другие факторы, характеризующие тяжесть и условия труда. Рекомендации по выбору и использованию СИЗОД приведены в ГОСТ 12.4.299.
Существуют два различных метода обеспечения индивидуальной защиты органов дыхания от окружающей воздушной среды путем:
Фильтрующие средства
Вдыхаемый воздух проходит через фильтр для удаления загрязнений.
Фильтрующее средство может быть без принудительной подачи воздуха или с принудительной подачей воздуха.
Фильтры для очистки воздуха от частиц подразделяют на следующие классы:
Фильтры средней и высокой эффективности подразделяют в зависимости от способности удалять твердые и жидкие частицы или только твердые частицы.
Классификация фильтрующих СИЗОД без принудительной подачи воздуха по конструкции и назначению представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классификация фильтрующих СИЗОД без принудительной подачи воздуха по конструкции и назначению
Рисунок 2 – Классификация фильтрующих СИЗОД без принудительной подачи воздуха по конструкции и назначению
Классификация фильтрующих СИЗОД с принудительной подачей воздуха по конструкции и назначению представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Классификация фильтрующих СИЗОД с принудительной подачей воздуха по конструкции и назначению
Фильтрующие СИЗОД по назначению подразделяют на:
– фильтрующие противогазы – СИЗОД, предназначенные для защиты органов дыхания, глаз и лица персонала промышленных предприятий в условиях загрязненной окружающей воздушной среды;
– фильтрующие респираторы – СИЗОД, предназначенные для защиты органов дыхания персонала промышленных предприятий в условиях загрязненной окружающей воздушной среды;
– фильтрующие самоспасатели – СИЗОД, предназначенные для защиты персонала промышленных предприятий при экстренной эвакуации из зоны поражения (загрязненной окружающей воздушной среды).
Фильтрующие СИЗОД подразделяют на марки и классы в соответствии со стандартами общих технических требований (общих технических условий).
К фильтрующим средствам защиты органов дыхания относятся:
Изолирующие противогазы полностью «изолируют» органы дыхания от окружающей среды. Дыхание в них совершается за счет запаса кислорода, находящегося в самом противогазе.
Классификация изолирующих СИЗОД по конструкции и принципу действия представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Классификация изолирующих СИЗОД по конструкции и принципу действия
Изолирующие СИЗОД по назначению подразделяют на:
– изолирующие самоспасатели – СИЗОД, используемые для самостоятельной эвакуации из зоны поражения (загрязненной окружающей воздушной среды);
– изолирующие дыхательные аппараты – СИЗОД, предназначенные для проведения работ (в том числе аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных) в условиях загрязненной окружающей воздушной среды.
К ним относятся противогазы ИП-4М и ИП-5, КИП-8 и различные изолирующие дыхательные аппараты (ИДА).
Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК) человека могут быть специальные и простейшие (подручные). К специальным СИЗК относят защитную одежду фильтрующего изолирующего типа, изготовленную из фильтрующих и изолирующих материалов соответственно. К первому типу относятся защитный комбинезон и костюм, изготовленные из прорезиненной ткани, а также легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект ОЗК; ко второму – комплект защитный фильтрующей одежды – КЗФО. Костюм защитный специальный – КЗС. В качестве простейших (подручных) средств защиты кожи человека может быть использована, прежде всего, производственная о–ежда (спецовки) – куртка и брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из брезента, огнезащитной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи людей плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани покрытой хлорвиниловой пленкой, а также зимняя одежда. Для защиты ног – резиновые сапоги, боты, галоши, для защиты рук – перчатки и рукавицы.
В зависимости от принципов действия, условий использования комплексы СИЗ подразделяют на три типа (“ГОСТ Р 22.9.05-95. Государственный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования” (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 20.06.1995 № 309)) различающиеся по уровням защитных свойств.
Комплекс СИЗ первого типа предназначен для работ, проводимых в условиях максимально возможных концентраций АХОВИД (аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия), контакта с жидкой фазой веществ и воздействии открытого пламени. Рекомендуется для использования непосредственно на аварийном объекте или вблизи него на расстояниях менее 50 м от источника заражения.
Комплекс СИЗ второго типа – для работ, проводимых при возможных концентрациях АХОВИД на два-три порядка меньше максимальных; рекомендуется для использования спасателями в радиусе 50-500м от источника заражения.
Комплекс СИЗ третьего типа – для работ, проводимых при возможных концентрациях веществ на четыре-пять порядков ниже максимальных; рекомендуется использовать для защиты спасателей на расстояниях 500-1000 м и более от источника заражения.
Комплекс СИЗ первого типа рекомендуется для спасателей первой категории (спасателей-профессионалов); комплекс СИЗ второго и третьего типов – для спасателей второй категории (спасателей-непрофессионалов).
В составе комплекса СИЗ первого типа должны предусматриваться СИЗК и СИЗОД повышенной герметичности, обеспечивающие защиту при обливе и воздействии больших концентраций опасных химических веществ (ОХВ).
Допускается использование комплекса с автономной системой жизнеобеспечения и без нее.
В состав комплекса СИЗ второго типа должны входить защитные изолирующие костюма СИЗОД изолирующего и фильтрующего типа. Для кратковременной защиты от АХОВИД и выхода из зоны заражения в составе комплексов СИЗ первого и второго типов должны предусматриваться также средства аварийного спасания (самоспасатели). Допускается возможность использований СИЗОД комбинированного (фильтрующе-изолирующего) типа.
Комплекс СИЗ третьего типа должен состоять из фильтрующих СИЗОД. В его состав могут входить также респиратор, защитный фильтрующий костюм.
Вероятность безотказной работы комплексов СИЗ первого и второго типов должна быть не менее 0,95 в течение 10, 50 циклов использования соответственно (20 мин – работа, 10 мин – отдых).
Концентрации АХОВИД для уровней требуемой защиты спасателей комплексами СИЗ.
Наименование АХОВИД | Концентрация вещества, мг/г | ||
Первый уровень защиты | Второй уровень защиты | Третий уровень защиты | |
Аммиак | 860 | 8,6 | 0,08 |
Ацетонитрил | 170 | 1,7 | 0,02 |
Водород фтористый | 830 | 8,3 | 0,03 |
Водород хлористый | 150 | 1,5 | 0,01 |
Диметиламин | 2000 | 20,0 | 0,20 |
Метил хлористый | 2400 | 24,0 | 0,24 |
Метилакрилат | 330 | 3,3 | 0,03 |
Нитрил акриловой кислоты | 245 | 2,45 | 0,02 |
Окислы азота | 1900 | 19,0 | 0,19 |
Окись этилена | 1900 | 19,0 | 0,19 |
Сернистый ангидрид | 3000 | 30,0 | 0,30 |
Сероводород | 2000 | 30,0 | 0,20 |
Сероуглерод | 1200 | 12,0 | 0,12 |
Синильная кислота | 900 | 9,0 | 0,09 |
Формальдегид | 1400 | 14,0 | 0,14 |
Фосген | 4300 | 43,0 | 0,43 |
Хлор | 3600 | 36,0 | 0,36 |
Хлорпикрин | 180 | 1,8 | 0,02 |
Организация хранения и поддержания в готовности к выдаче СИЗ населению
Исправность средств индивидуальной защиты и сохранение их защитных свойств в значительной степени зависит от правильного их хранения и сбережения. В процессе подготовки СИЗ к хранению проводится их техническое обслуживание и консервация в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, они группируются по видам, типам и модификациям, партиям, срокам изготовления и категориям, а также по целевому назначению (по командам, литерам).
Запасы противогазов хранятся:
Рекомендуется все средства индивидуальной защиты иметь там, где люди живут и работают.
Места хранения, порядок размещения и укладка в них СИЗ должны обеспечивать сохранность изделий, возможность проведения их осмотров и освежения. Размещение средств индивидуальной защиты в местах хранения должно проводиться с учетом наиболее полного использования вместимости площади хранилищ, кладовых.
Оптимальными условиями хранения СИЗ являются:
Запрещается хранить средства индивидуальной защиты вблизи отопительных приборов, а также совместно с кислотами, маслами, топливом.
В процессе хранения для определения технического (качественного) состояния СИЗ проводится выборочный или сплошной контроль.
Организация хранения средств индивидуальной защиты с соблюдением выше перечисленных условий позволит поддерживать их в готовности. А при возникновении опасности нападения противника или возникновении ЧС к выдаче населению и НАСФ.
Для быстрой доставки СИЗ со складов ГОЧС объектов экономики (города, ЖЭУ) и оперативной их выдаче – создаются и оборудуются пункты выдачи средств индивидуальной защиты. В городах пункты выдачи развертываются на территориях предприятий, учреждений, ЖЭУ, детских учреждений, вблизи или на территории СЭП.
Для успешной работы этих пунктов заранее разрабатывается и утверждается их схема, выделяется место развертывания, они укомплектовываются оборудованием и транспортом, назначается обслуживающий персонал, составляются списки и графики выдачи СИЗ.
АСДНР
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ включает:
Успешное проведение АСДНР достигается:
С первых минут возникновения ЧС необходимо срочно решить три основные задачи:
Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четких, квалифицированных действий руководителей (должностных лиц ГО) и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовности решать конкретную задачу в экстремальных условиях.
Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после ЧС, степени разрушения или повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенности застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.
Решение на проведение АСДНР принимает руководитель объекта (председатель КЧС и ПБ объекта – руководитель ГО), который докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) главе муниципального образования и вышестоящему ведомственному руководителю (председателю КЧС и ПБ).
Руководитель объекта несет персональную ответственность за своевременную организацию и ведение АСДНР.
Он обязан:
Руководитель органа управления (штаба, отдела, сектора) по делам ГО ЧС обязан:
Заместитель руководителя организации – главный инженер организации (заместитель председателя КЧС и ПБ) обязан:
Начальник службы оповещения и связи обязан:
Начальник коммунально-технической службы организации обязан:
Начальник противопожарной спасательной службы обязан:
Начальник службы материально-технического снабжения (далее – МТС) обязан:
Остальные руководители спасательных служб (должностные лица) выполняют распоряжения (указания) руководителя объекта по вопросам руководства АСДНР на закрепленных участках ведения работ.
Командир НАСФ обязан:
Кроме того, командир формирования и его заместители (помощники) обязаны знать:
Действия руководящего состава по организации и ведению АСДНР
Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными потерями.
Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает:
Основой управления действиями сил при ведении АСДНР является решение руководителя.
Ввиду ограниченных сроков выживания пораженных в обстановке, характерной для очага поражения (основных видов ЧС), необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвидировать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в очаг поражения (район ЧС) осуществляются параллельно с выработкой решения на ведение аварийно-спасательных работ.
Наиболее целесообразным может быть следующий порядок работы руководителя и штаба с получением задачи на выдвижение в очаг поражения (район ЧС) и ведение АСДНР:
Уясняя задачу, командир формирования должен понять:
Расчет времени производится штабом с целью определения оптимального порядка работы по организации действий и сосредоточения сил для выполнения задачи. Основой для расчета является указанный старшим начальником срок готовности к выполнению задачи, время получения задачи, время, необходимое на приведение в готовность и выдвижение в районы ЧС.
Командир формирования и его группа управления (помощники) заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается: порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время; место и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и других материальных средств; порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ; порядок управления формированием в периоды сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ; организация комендантской службы; порядок материального и технического обеспечения.
Ответственность за своевременное приведение формирования в полную готовность несет его командир.
Получив распоряжение на приведение формирования в полную готовность, командир организует оповещение личного состава по ранее разработанному плану и в соответствии со складывающейся обстановкой. Личный состав и техника прибывают на место сбора, которое обычно устанавливается на территории организации (предприятия, объекта).
Для проведения рекогносцировки, штаб, с учетом указаний руководителя, создает рекогносцировочную группу, в которую, с учетом характера очага поражения (чрезвычайной ситуации) и обстановки, кроме руководителя, включаются необходимые начальники служб, должностные лица штаба, командиры основных формирований.
В ходе рекогносцировки руководитель:
– уточняет обстановку и задачу у руководителя АСДНР (ликвидацией ЧС, старшего оперативной группы, организующей ликвидацию ЧС);
– изучает участки (объекты) работ и пути подхода к ним;
– характер разрушений, завалов, пожаров;
– наличие, характер, масштабы и границы заражения, затопления;
– состояние населения;
– наличие местных материалов, необходимых для ведения АСДНР;
– состояние коммунально-энергетических сетей и местности в районе ведения работ;
– места, удобные для развертывания пунктов управления, медицинского пункта, район развертывания формирований обеспечения, место развертывания станций обеззараживания техники и санитарной обработки личного состава.
Оценка обстановки включает оценку:
– очага поражения;
– состояния и возможностей своих подразделений;
– местных сил и материально-технических средств, которые будут способствовать выполнению поставленной задачи;
– времени года, суток, состояния погоды и местности.
При оценке очага поражения анализируются:
– характер и масштабы основных поражающих факторов;
– состояние объектов и территории, где будут проводиться работы;
– наличие и характер факторов, препятствующих ведению работ;
– вид и объемы АСДНР;
– состояние населения;
При оценке состояния и возможностей своих подразделений анализируются:
– состав формирования (-ий);
– оснащенность техникой и инструментом, обеспеченность материально-техническими средствами;
– готовность к действиям;
– возможности по выполнению задач в установленные сроки.
При оценке местных возможностей анализируются:
– с какими местными органами управления необходимо организовать взаимодействие и по каким вопросам;
– наличие местных материалов, необходимых для проведения АСДНР, возможности их использования.
При оценке времени года, суток и состояния погоды анализируются их возможное влияние на выполнение поставленной задачи.
По каждому элементу оценки обстановки делаются выводы и производятся расчеты, которые в итоге составляют основу решения.
Основными выводами при оценке состояния очага поражения могут быть:
При оценке состояния и возможностей своих формирований основными выводами могут быть:
При оценке местных возможностей основными выводами могут быть:
При оценке состояния времени года, суток, состояния погоды и местности основными выводами могут быть:
На основе выводов из оценки обстановки руководитель принимает решение на ведение АСДНР.
Решение на ведение АСДНР руководитель объявляет своим заместителям, штабу, начальникам служб и командирам основных формирований.
Получив задачу на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, командир формирования после ее уяснения и принятия решения отдает приказ и организует выдвижение формирования в очаг поражения.
Анализ проведения АСДНР показывает, что все задачи должны выполняться поэтапно в определенной последовательности и в максимально короткие сроки.
Наиболее сложные по объему АСДНР выполняются, как правило, в три этапа.
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС.
На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.
По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования выдвигаются к местам работ и приступают к розыску и спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, подаче в них воздуха, при необходимости, к проведению других работ.
Спасение людей из горящих зданий и сооружений противопожарные формирования осуществляют во взаимодействии со спасательными и другими формированиями.
Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями), с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются и осуществляют розыск пораженных, извлекают их из завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и оказывают им первую помощь, выносят к местам погрузки на транспорт. Вывод и вынос пораженных производится расчетами в составе 3-4 человек, один из которых назначается старшим.
Первая помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, медицинская помощь – личным составом медицинских пунктов, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения пострадавших.
Прежде всего, помощь оказывают пораженным АХОВ (надевают противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также пораженным с асфиксией, кровотечением, проникающими ранениями живота и груди.
Вынос пораженных с участков (объектов) работ к местам погрузки на автотранспорт осуществляется с применением носилок или на подручных средствах. Легкопораженные следуют на медицинские пункты пешим порядком самостоятельно или с сопровождающими.
В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования, при необходимости, передается личному составу, прибывшему на смену.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате ведения военных действий или вследствие этих действий, или аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объекта.
Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости. В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода первоочередного жизнеобеспечения населения:
Рекомендуемые нормы обеспечения пострадавшего населения водой
N п/п | Виды водопотребления | Единица измерения | Количество |
1. | Питье | л/чел. в сут. | 2,5/5,0 |
2. | Приготовление пищи, умывание, в том числе: | л/чел. в сут. | 7,5 |
– приготовление пищи и мытье кухонной посуды; | 3,5 | ||
– мытье индивидуальной посуды; | 1,0 | ||
– мытье лица и рук | 3,0 | ||
3. | Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещений | л/чел. в сут. | 21,0 |
4. | Выпечка хлеба и хлебопродуктов | л/кг | 1,0 |
5. | Прачечные, химчистки | л/кг | 40,0 |
6. | Для медицинских учреждений | л/чел. в сут. | 50,0 |
7. | Полная санобработка людей | л/чел. | 45,0 |
При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного производственного персонала и населения.
НАСФ осуществляет выдвижение к участку (объекту) работ, как правило, одной походной колонной. Одновременно с постановкой задачи на выдвижение ставится задача командиром формирования на проведение АСДНР в очаге поражения. Иногда эта задача может ставиться на рубеже ввода формирования на участок (объект) работ.
На рубеже ввода на участок работ командир формирования на основе дополнительных данных органов управления ГОЧС, а также данных разведки об обстановке в зоне бедствия может уточнить задачи подразделениям.
В ходе выполнения АСДНР разведывательное подразделение постоянно обеспечивает командира данными:
– о радиационной и химической обстановке,
– характере разрушений зданий, пожарах,
– путях подъезда к участкам работ,
– местах скопления пораженных,
– защитных сооружениях,
– состоянии и условиях спасения находящихся в них людей,
– характере повреждений на коммунально-энергетических и технологических сетях.
По данным разведки командир формирования уточняет решения и доводит их до командиров подразделений формирования.
Время нахождения личного состава на местности, зараженной радиоактивными веществами, определяется командиром формирования с учетом доз внешнего облучения, не приводящих к снижению работоспособности.
Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. В ходе работ командир формирования контролирует выполнение поставленных задач, а при необходимости, ставит дополнительные. По истечении заданной продолжительности времени работы формирования или при получении личным составом установленных доз облучения осуществляется смена формирований.
С целью обеспечения непрерывного ведения АСДНР, личный состав формирований обычно сменяют непосредственно на месте работы. Технику сменяемых формирований, при необходимости, передают прибывшим на смену.
Командир вновь прибывшего подразделения встречается с командиром работающего формирования на рубеже ввода. Во время проведения смены старшим на участке (объекте) работ является командир сменяемого формирования. Он вводит прибывшего в обстановку, определяет с ним порядок смены, затем вместе проводят рекогносцировку.
При этом они уточняют:
– места спасательных работ;
– степень и характер разрушений и поражений на объекте работ;
– радиационную и химическую обстановку;
– объем выполненной и подлежащей выполнению работы.
Особое внимание обращают на:
– состояние людей, находящихся в заваленных защитных сооружениях и под завалами,
– на угрозу распространения пожаров,
– взрывоопасность, загазованность и возможность затопления,
– на режим проведения работ,
– меры безопасности и порядок использования инженерной техники.
Командир сменяемого формирования сообщает место нахождения старшего начальника и порядок поддержания с ним связи.
После вывода формирования из очага поражения, при необходимости, проводится специальная обработка и восстановление его готовности к дальнейшим действиям, заменяются или ремонтируются средства индивидуальной защиты, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются израсходованные материальные средства. Формирование готовится к выполнению последующих задач.
Задачу на действия формирований в очаге поражения командир получает от старшего начальника лично или через орган управления формирования.
Командир лично или через орган управления руководит выдвижением формирования. Он уточняет готовность к движению, в установленное время отдает распоряжение на начало движения, контролирует своевременность прохождения исходного пункта и соблюдение установленного порядка движения на маршруте.