Общие понятия об устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организаций при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения
Введение
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, организаций, учреждений.
Проблема повышения устойчивости функционирования организаций в современных условиях приобретает все большее значение.
Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные аварии, с выбросом химически и биологически опасных веществ, гидродинамические на электроэнергетических системах и очистных сооружениях, взрывы и пожары.
Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и природной среды в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обуславливается тем, что в РФ насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных объектов различного типа и ведомственной подчиненности.
В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью, где вероятны техногенные ЧС, проживает около 80 млн. человек, т.е. 55 % населения страны.
Созданные научно – обоснованные методики оценки устойчивости функционирования промышленных предприятий в военное время, на базе которых разработаны основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования (далее – ПУФ) различных отраслей экономики и ее объектов применительно к опасностям при возникновении военных конфликтов, актуальны и сейчас.
Однако в современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени, особенно техногенного характера, смягчения последствий стихийных бедствий и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий.
Проблема повышения устойчивости функционирования экономики и ее отдельных объектов возникла в XIX в. и рассматривалась, в основном, как проблема защиты населения в ходе ведения войн.
По мере совершенствования производительных сил и средств вооруженной борьбы все большую значимость приобретали вопросы защиты экономики, особенно ее военной отрасли, от средств поражения противника, организация государственного управления в ЧС.
1.Понятие устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость организаций в условиях военного времени, а также при ЧС
Работа по ПУФ экономики при возникновении военных конфликтов строится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», нормативных правовых актов Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации.
Основным из направлений в защитных мероприятиях территориальных структур и объектов экономики является повышение их устойчивости, проводимые заблаговременно в мирное время.
Устойчивость функционирования объектов экономики (далее – УФОЭ) и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при ЧС:
Под устойчивостью функционирования экономики при возникновении военных конфликтов понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.
Устойчивость функционирования территорий в ЧС – способность территориальных структур экономики нормально функционировать в условиях ЧС, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также, ликвидировать ЧС в минимальные короткие сроки на соответствующей территории.
ПУФ территориальных структур и объектов экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики, а также на обеспечение жизнедеятельности населения.
С этой целью заблаговременно, в мирное время, проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.
К организационным мероприятиям относятся;
К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:
Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и организаций независимо от форм собственности.
Состояние устойчивости функционирования экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в условиях военного конфликта в результате проведения следующих мероприятий:
Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и руководители организаций.
С этой целью в органах исполнительной власти, и на объектах экономики разрабатываются Положения о комиссиях по вопросам ПУФ организаций (далее – комиссия по ПУФ).
На комиссии муниципальных образований (далее – МО) возлагаются следующие задачи:
На комиссии по ПУФ организаций (предприятий) возлагается:
Председателями комиссий по ПУФ экономики назначаются заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство).
Членами комиссий по ПУФ назначаются лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ.
Комиссии могут разбиваться на подкомиссии, подгруппы (группы):
В этом случае председателями подкомиссий, подгрупп (групп) назначаются должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства).
Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления «Плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики» (на 5 или 10 лет) с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии).
На основании данного плана составляются годовые планы работы, как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий.
2.Основные направления деятельности органов власти и администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения.
Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени и при возникновении военных конфликтов, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время .
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).
Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики.
Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.
Первый вид – специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики.
Второй вид – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном масштабе (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.
Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.
Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО.
Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении учений ГО.
В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа.
I этап – исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности объекта экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.
II этап – проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения ГО).
III этап – реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.
2.1.Типовой перечень мероприятий по ПУФ экономики при возникновении ЧС в мирное время и при возникновении военных конфликтов.
2.1.1. Рациональное размещение объектов и элементов предприятия
При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов.
Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями, являются следующие:
2.1.2. Проведение технических мероприятий по ПУФ уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.
Эти цели должны достигаться путем:
Защита ОПФ от поражающих факторов включает:
Специальные природоохранные мероприятия:
2.1.3. Подготовка к работе в условиях ЧС и в условиях военных конфликтов.
Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе должна осуществляться с целью:
С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:
2.1.4. Подготовка управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий.
Подготовка системы управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий должна быть направлена на:
Эти цели достигаются путем:
2.1.5. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств.
2.1.6. Типовые мероприятия по подготовке управления в интересах ПУФ.
Мероприятия следующие:
2.2. Типовые мероприятия по ПУФ на опасных объектах (производствах).
2.2.1. Химически опасные объекты:
2.2.2. Взрывоопасные объекты
2.2.3. Транспорт.
2.2.4. Объекты энергетики.
2.2.5. Пищевая промышленность.
2.2.6. Основные направления ПУФ экономики муниципального образования.
Основные направления ПУФ экономики муниципального образования, следующие:
2.2.7. Основные направления ПУФ предприятий и организаций
Основные направления ПУФ предприятий и организаций, следующие:
2.3. Организация работы по ПУФ в муниципальных образованиях и на объектах экономики;
2.3.1. Организация работы в муниципальных образованиях;
В муниципальном образовании (МО), постановлением главы МО создается комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики (комиссия по ПУФ – далее комиссия)
Комиссию возглавляет, как правило, первый заместитель главы МО.
Комиссия состоит из нескольких подкомиссий (групп), которые работают по своим направлениям.
Этим же постановлением утверждается Положение о комиссии.
В нем отражаются:
Председателем комиссии определяются задачи каждой подкомиссии (группе), а руководители подкомиссий (групп) определяют задачи каждому члену комиссии.
Работа комиссии планируется на год (на полгода).
В плане ежеквартально предусматриваются заседания комиссии.
В план включаются мероприятия по подготовке заседаний (сбор и анализ данных, подготовка доклада к заседанию комиссии).
Планируется подготовка ежегодного доклада по состоянию устойчивости функционирования экономики муниципального образования.
Для реализации решений комиссии планируется подготовка проектов документов:
Заседание комиссии документируется (оформляется протоколом).
В протоколе указывается количество присутствующих, повестка заседания, докладчик, выступающие, суть выступлений, решение комиссии.
Протокол подписывается председателем комиссии и секретарем.
К протоколу прилагается список присутствующих, доклад по повестке заседания, тексты и материалы выступлений.
Комиссии ПУФ МО и комиссии ПУФ объектов экономики в своей работе руководствуются федеральными, территориальными нормативными правовыми актами и документами, изданными на местном уровне.
Основные из них:
Комиссия МО при планировании работы определяет перечень объектов, с которыми она будет взаимодействовать.
Перечень объектов определяется МО, в соответствии с положениями перечисленных ниже документов:
Перечень объектов согласовывается с Министерством экономики и труда субъекта Российской Федерации и Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.
2.3.2.Организация работы комиссии муниципального образования.
В соответствии с основными задачами комиссии на нее возлагается
Мероприятия следующие:
Задачи, решение которых направлено на повышение устойчивости, глава МО в условиях военного конфликта, комиссия ПУФ выполняют в тесном взаимодействии с органами военного командования, дислоцируемого на территории МО.
В ходе решения задач по ПУФ, комиссия разрабатывает предложения по максимальному использованию возможностей МО, которые могут быть достигнуты в результате мобилизационного развертывания.
Определяются основные показатели новых экономических пропорций, возникающих при возрастающих объемах производства военной продукции на предприятиях оборонных отраслей при максимально возможном использовании для этих целей предприятий гражданских отраслей промышленности, независимо от форм собственности.
Перечень документов комиссии по ПУФ МО:
2.3.3. Организация работы на объектах (в организациях).
Руководитель объекта (организации), получив постановление главы МО «О совершенствовании системы работы по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время», издает приказ об организации работы по ПУФ объекта.
Приказом определяется структура, состав и задачи комиссии, утверждается Положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по определению состояния устойчивости предприятия.
Устойчивость работы объекта экономики определяется:
Необходимо планировать доведение устойчивости до такого состояния, чтобы предприятие было способно выполнить установленное задание по выпуску продукции.
При этом расчеты необходимо проводить с учетом того, что объект экономики будет находиться в зоне разрушений (СНиП 2.01.51-90. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90).
После проведения исследовательских работ (учений) по определению состояния устойчивости функционирования предприятия, оформляется Протокол аттестации по устойчивости предприятия.
Состояние устойчивости функционирования предприятия оценивается как «соответствует предъявляемым требованиям», «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям» и «не соответствует предъявляемым требованиям».
После оформления Протокола разрабатывается перспективный план ПУФ предприятия.
Перспективный план ПУФ предприятия должен разрабатываться на 5 или 10 лет.
Исходя из перспективного плана, разрабатываются ежегодные планы ПУФ предприятия.
Материалы исследования анализируются, обобщаются и оформляются в Протокол аттестации за год.
Один экземпляр протокола хранится на предприятии, один – представляется в администрацию МО и один – в Правительство субъекта Российской Федерации (через главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).
Данные протоколов вносятся в реестр Территориального центра мониторинга субъекта Российской Федерации.
Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики МО, на основании Протоколов аттестации объектов экономики, ежегодно составляет и представляет главе МО доклад «О состоянии устойчивости функционирования муниципального образования и выполненных мероприятиях по повышению устойчивости за год».
Копия доклада представляется в комиссию по ПУФ субъекта Российской Федерации.
Примерный перечень документов комиссии по ПУФ организаций:
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно- технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организаций, необходимых для выживания населения, порядок их выполнения.
3.1. Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта.
Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в большинстве случаев проводятся в мирное время.
Та часть работ, исполнение которых относится к выполнению в условиях военного конфликта, планируется заблаговременно, а выполняется в условиях угрозы и после нападения противника.
Повышение устойчивости работы экономических объектов в ЧС мирного времени и в условиях военного конфликта достигается заблаговременным проведением комплекса организационных, инженерно-технических и технологических мероприятий, направленных на максимальное снижение воздействия поражающих факторов при ЧС мирного времени и опасностях военных конфликтов.
Организационные мероприятия предусматривают планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава, штаба, служб и формирований ГО по защите рабочих и служащих предприятий, проведению АСДНР, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.
Инженерно-технические мероприятия осуществляются преимущественно заранее (в мирное время) и обычно включают комплекс работ, обеспечивающих повышение устойчивости производственных зданий и сооружений, оборудования, коммунально-энергетических систем.
Технологические мероприятия обеспечивают повышение устойчивости работы объекта путем изменения технологического процесса, способствующего упрощению производства продукции и исключающего возможность образования вторичных поражающих факторов.
Перечисленные выше мероприятия включают в себя:
3.2. Рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений
Размещение объектов и отдельных его элементов должно обеспечить уменьшение степени их поражения при применении современных средств поражения, воздействия вторичных факторов поражения, при стихийных бедствиях, возникновении крупных производственных аварий и катастроф.
Размещение объектов должно учитывать также необходимость обеспечения надежных производственных связей по кооперации, предусматривать развитие предприятий дублеров или филиалов предприятия в загородной зоне.
При размещении объектов необходимо учитывать возможность образования зон катастрофического затопления в результате разрушения плотин и дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1, 5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).
Места размещения материально-технических резервов следует выбирать с таким расчетом, чтобы они не оказались уничтоженными при ядерном взрыве.
В то же время их целесообразно располагать к объекту как можно ближе. При определении мест хранения материально-технических резервов учитывается наличие на объекте транспортных средств и путей для быстрой и безопасной доставки различных материалов к местам их потребления на объекте.
3.3.Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих объекта экономики
Одной из основных задач повышения устойчивости работы объектов в ЧС является заблаговременное принятие мер по обеспечению защиты рабочих, служащих и членов их семей.
К способам их защиты можно отнести следующие:
3.4.Повышение надежности инженерно-технического комплекса (далее – ИТК) объекта экономики
Повышение надежности ИТК объекта заключается в повышении сопротивляемости зданий, сооружений и конструкций объекта к воздействию поражающих факторов производственных аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения, в защите оборудования, в наличии средств связи и других средств, составляющих материальную основу производственного процесса.
К числу мероприятий, повышающих устойчивость и механическую прочность зданий, сооружений, оборудования и их конструкций, относятся:
3.5.Исключение или ограничение поражения от вторичных факторов
К вторичным факторам поражения относятся пожары, взрывы, обрушение сооружений, утечки легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в результате разрушения емкостей, установок, технологических коммуникаций, затопление территории при разрушении плотин ГЭС и других гидротехнических сооружений.
Защита от вторичных факторов поражения должна проводиться одновременно с другими мероприятиями по повышению устойчивости и постоянно совершенствоваться в ходе работы объекта.
На объектах, связанных с выпуском и хранением горючих и сильно действующих ядовитых веществ, такие мероприятия разрабатываются и на мирное время. При их разработке учитывается характер и масштабы возможных аварий.
Однако масштабы воздействия вторичных факторов поражения ядерного взрыва могут во много раз превосходить аварии мирного времени, а силы и средства для ликвидации очагов при возникновении военных конфликтов могут оказаться ограниченными.
Вот почему мероприятия по уменьшению ущерба от вторичных факторов поражения должны разрабатываться с учетом как характера производства, так и масштабов возможных (прогностических) вариантов разрушений, аварий и мест их вероятного возникновения в условиях войны.
После выявления возможных источников возникновения вторичных факторов принимаются все меры к тому, чтобы предотвратить возникновение и распространение их опасного воздействия на объект и окружающие его районы или ограничить это воздействие до минимума.
К числу мероприятий, проводимых с целью уменьшения разрушения и поражения объектов от вторичных факторов при ЧС, относятся следующие мероприятия:
3.6.Обеспечение надежности и оперативности управления производством
В условиях производственных аварий и стихийных бедствий надежность управления производством обеспечивают следующие мероприятия:
3.7.Организация надежных производственных связей и повышение надежности системы энергоснабжения.
3.7.1.Особое значение имеет устойчивость производственных и хозяйственных связей по снабжению объекта всеми видами энергии, водой, паром, газом. по транспортным услугам. по поставкам сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др.
3.7.2.Устойчивая работа предприятия во время производственных аварий, стихийных бедствий и при возникновении военных конфликтов зависит от надежности производственных связей (наличия сырья и полуфабрикатов, которые поставляются предприятиями-поставщиками).
С этой целью на объектах необходимо проводить следующие основные мероприятия:
3.9.Повышение устойчивости системы водоснабжения достигается проведением нижеперечисленных мероприятий:
3.10.Повышение устойчивости системы газоснабжения достигается проведением нижеперечисленных мероприятий:
3.11. Повышение устойчивости системы теплоснабжения достигается проведением нижеперечисленных мероприятий:
3.12.Повышение устойчивости системы канализации достигается проведением нижеперечисленных мероприятий:
3.12.Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы.
В случае крупной производственной аварии или с началом стихийного бедствия предприятие необходимо перевести на заранее запланированный аварийный режим работ, обеспечивающий максимальное снижение возможных потерь и разрушений.
При подготовке перевода объекта на аварийный режим предусматриваются следующие мероприятия:
Заключение
Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в большинстве случаев проводятся в мирное время.
Та часть работ, исполнение которых относится ко времени возникновения военных конфликтов, планируется заблаговременно, а выполняется в условиях угрозы и после нападения противника.
К выработке мероприятий по повышению устойчивости надо подходить весьма обдуманно, всесторонне оценивая их техническую и экономическую целесообразность.
Мероприятия будут экономически обоснованы в том случае, если они максимально увязаны с задачами, решаемыми в мирное время с целью обеспечения безаварийной работы объекта, улучшения условий труда, совершенствования производственного процесса.
Эти знания позволят вам определять основные направления вашей деятельности по выполнению мероприятий ПУФ в любых условиях.
Исходя из вышесказанного, ПУФ экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на: