Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС, а также по участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности
Введение
Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС), пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации.
Решение данной задачи без подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС (далее – ГОЧС) не представляется возможным.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания (далее ‒ неработающее население) осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГОЧС.
Комплекс мероприятий, связанных с обучением данной категории, обеспечивает его подготовку к умелым и решительным действиям в условиях ЧС.
Подготовка неработающего населения в области ГО организуется и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера, в целях совершенствования порядка подготовки населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС на территории муниципального образования. В соответствии с пунктом 6 приложения к Положению о подготовке населения в области ГО, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, неработающее население проходит подготовку по месту жительства в формате:
– посещений мероприятий, проводимых по тематике ГО (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);
– участия в учениях по ГО;
– чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике ГО.
В соответствии с подпунктом “б” пункта 4 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС для неработающего населения предусматривает проведение бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показ учебных кино- и видеофильмов, в том числе на учебно-консультационных пунктах, а также самостоятельное изучение памяток, листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике пожарной безопасности, по способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, способам защиты при ЧС в области ГО и защиты при ЧС.
Основной целью подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС является формирование у неработающего населения знаний, умений и навыков, позволяющих правильно действовать при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС техногенного и природного характера.
Задачей подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС является ознакомление граждан:
При обучении должны преследоваться следующие цели:
В целях организации и осуществления подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС:
1) администрация муниципального образования:
– осуществляет контроль за ходом и качеством подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС;
– осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой в области ГО и защиты от ЧС неработающего населения;
– осуществляет контроль за созданием, оснащением учебно-консультационных пунктов по ГО и их деятельностью либо обеспечивает курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области ГО в других организациях;
2) организации и учреждения, на базе которых создаются учебно-консультационные пункты по ГО:
– разрабатывают с учетом особенностей территории муниципального образования на основе утвержденной Примерной программы подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС на территории муниципального образования (см. Приложение) программу подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС;
– осуществляют обучение неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС по утвержденной программе подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС;
– осуществляют контроль за качеством подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС.
Подготовка неработающего населения осуществляется путем периодического проведения с ними бесед, лекций, консультаций, просмотров кино-, видеофильмов. Важной формой подготовки является самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, а также прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам ГО и защиты от ЧС через средства массовой информации. Кроме того, неработающее население может участвовать в учениях и тренировках по месту жительства с целью отработки практических действий в случае возникновения ЧС.
Обучение неработающего населения должно строиться по двум направлениям:
1) проведение занятий с группами (по 1 520 человек) обучающихся, сформированными по месту жительства;
2) проведение индивидуальных консультаций с гражданами.
За группами закрепляется консультант, который отвечает за оповещение и сбор людей, а также ведет журнал (лист) учета.
Основным планирующим документом является расписание занятий (консультаций), составленное из расчета 12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени подготовленности обучаемых.
Подготовка проводится с учетом возраста, состояния здоровья и других факторов.
Для большей эффективности занятий рекомендуется проводить их в следующих формах:
– практические занятия, беседы и др.;
– просмотр учебных видеозаписей и фильмов;
– привлечение на учения и тренировки по месту жительства;
– самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток;
– прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям. Тренировки рекомендуется организовывать с участием представителей территориальных органов МЧС России и аварийно-спасательных формирований муниципального образования.
Занятия можно проводить на собственной базе и на базе других учреждений. При этом предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами индивидуальной защиты, при эвакуационных мероприятиях, оказании само- и взаимопомощи. Желательно посещение обучаемыми объектов ГО, в том числе убежищ, противорадиационных укрытий или укрытий.
Особое место отводится кино- и видеофильмам, телевидению, печати, радио, поэтому необходимо организовать взаимодействие по вопросам пропаганды безопасности жизнедеятельности с руководителями местных средств массовой информации.
Ответственность за организацию подготовки неработающего населения и населения проживающего в районах, городах и посёлках возлагается на соответствующих руководителей.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области ГОЧС осуществляет МЧС России.
Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на соответствующих территориях ежегодно разрабатывают план мероприятий по подготовке неработающего населения в области ГОЧС.
План разрабатывают в соответствии с организационно-методическими указаниями МЧС России.
Рассмотрение, утверждение и заслушивание хода выполнения плана осуществляется на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ).
План мероприятий по подготовке неработающего населения разрабатывается ежегодно и утверждается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего субъекта РФ.
В плане прописан перечень мероприятий в области подготовки неработающего населения, сроки их исполнения и ответственные за организацию и проведение этих мероприятий.
Главная задача по подготовке населения Приморского края в области гражданской защиты – повышение качества и увеличение охвата подготовкой за счет совершенствования структуры единой системы подготовки населения в области ГОЧС, улучшения организации и материально-технического обеспечения подготовки всех групп населении, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.
В рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС важное место занимает работа с населением, не занятым в сферах производства и обслуживания (неработающим населением).
Комплекс мероприятий, связанных с обучением этой категории, обеспечивает подготовку его к умелым и решительным действиям в условиях ЧС.
Вопросы подготовки данной категории решаются руководителями органов местного самоуправления образований путём создания УКП на базе соответствующих жилищно-эксплуатационных организаций, школ, больниц, центров занятости и путем прикрепления к ним неработающего населения по территориальному признаку.
Органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований создают и оснащают УКП и организуют их деятельность. В соответствии с постановлением Главы администрации г. Владивостока от 27.07.2006 N 1619 (ред. от 29.11.2013) «Об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» цель создания УКП ГОЧС – обеспечение необходимых условий для подготовки неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, защита от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности по месту жительства.
Задачами УКП ГОЧС являются:
– повышение уровня морально-психологического состояния населения города Владивостока в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации их последствий;
– пропаганда важности и необходимости всех мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности в современных условиях.
Методическое руководство деятельностью УКП осуществляют органы, специально уполномоченные решать задачи в области ГОЧС при территориальных органах исполнительной власти.
Количество УКП и их размещение определяются распоряжением глав администраций муниципальных образований.
УКП создаются при жилищно-эксплуатационных органах и должны размещаться в специально отведенных для них помещениях.
При невозможности выделить отдельные помещения УКП могут временно размещаться и проводить плановые мероприятия в других, наиболее часто посещаемых неработающим населением помещениях (комнаты здоровья, методические и технические кабинеты, общественные советы, культурно-просветительные учреждения и др.).
Каждый УКП должен обслуживать микрорайон, в котором проживает не более 1500 человек неработающего населения.
Организационная структура УКП может быть различной в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемого микрорайона и количества проживающего в нем неработающего населения.
Контроль за работой УКП осуществляют должностные лица органов местного самоуправления и работники органов управления ГОЧС всех уровней.
Финансовые и материальные расходы, связанные с проведением работы УКП, оплата труда сотрудников, руководителей занятий производятся за счет местного бюджета.
Общее руководство подготовкой неработающего населения осуществляет руководитель органа местного самоуправления.
Он издает приказ (распоряжение) о создании УКП, в котором определяет:
Непосредственными организаторами подготовки являются руководители жилищно-эксплуатационных организаций, а в ведомственном жиломсекторе – руководители соответствующих предприятий, учреждений, организаций.
Они издают приказы (распоряжения), в которых определяют:
2.Организация разработки, изготовления и внедрения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы в интересах подготовки неработающего населения
Организация разработки, издания и внедрения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы для проведения подготовки неработающего населения в области ГОЧС и пожарной безопасности прописывается в организационно-методических указаниях МЧС России, в организационно-методических указаниях по подготовке населения Приморского края в области ГОЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области гражданской защиты руководители органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления на соответствующих территориях осуществляют разработку и издание учебной литературы и наглядных пособий по безопасности жизнедеятельности, организовывают обеспечение ими населения в необходимом объеме.
Распространение памяток, листовок, буклетов в области безопасности жизнедеятельности по месту жительства неработающего населения организуется начальником УКП и проводится консультантами УКП с привлечением жителей многоквартирных домов, председателей уличных комитетов и других лиц.
Изготовление печатной продукции организуется органами управления по ГОЧС города, а также руководителями организаций, на базе которых создаются УКП.
В целях подготовки неработающего населения грамотным действиям в случае возникновения различных ЧС печатная продукция содержит следующую тематику:
В 1994 году при активном содействии МЧС России было основано Всероссийское детско-юношеское общественное движение (ВДЮОД) «Школа безопасности».
ВДЮОД «Школа безопасности» является общественной организацией, которая занимается практической деятельностью в целях формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности.
Официально движение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в 1998 году.
Навыки, полученные в рамках движения составляют практическую сторону курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).
Движение было создано в целях консолидации усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, криминогенного и медико-биологического характера, совершенствования гражданско-патриотического, морально-психологического и физического воспитания участников движения, пропаганды и популяризации среди молодежи здорового образа жизни.
В настоящее время Движение объединяет свыше 200 000 активных участников из всех регионов России и функционирует в 80 субъектах Российской Федерации.
С 2001 года Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» включено в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений России, пользующихся государственной поддержкой.
С 2010 года соревнования, проводимые в рамках Движения «Школа безопасности», признаны видом спорта «Многоборье спасателей МЧС России» и включены во Всероссийский реестр видов спорта.
Одним из важных направлений деятельности движения является популяризация деятельности поисково-спасательных формирований и помощь в работе по подготовке для них резерва путем участия в создании и функционировании кадетских корпусов, школ, классов, кружков и секций «Юный спасатель».
В рамках Движения ежегодно на муниципальном, региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях проводятся соревнования «Школа безопасности» и полевые лагеря «Юный спасатель», которые позволяют охватить широкие слои учащихся, привить им практические навыки безопасного поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях.
В настоящее время эти мероприятия организуются и проводятся в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Ежегодно на различных уровнях организуется и проводится свыше 20 тыс. соревнований и полевых лагерей, в которых принимают участие около 2 млн. детей.
Особое внимание уделяется вовлечению в Движение трудных подростков, детей из неблагополучных семей и детей-сирот.
Для ребят была разработана отдельная программа соревнований, в которую входили и такие элементы обучения, как: правила организации быта в полевых условиях, теоретические занятия по вопросам безопасности жизнедеятельности, ознакомление со средствами индивидуальной защиты, обучение работе с приборами радиационной и химической разведки, комбинированная эстафета, адаптированный для ребят этап «Поисково-спасательные работы на акватории», конкурс стенгазет и многое другое.
3.1. «Школа безопасности»
Цели ВДЮОД «Школа безопасности»:
Основные задачи Движения «Школа безопасности»:
3.2. «Юный спасатель»
Важнейшим звеном получения знаний, совершенствования умений и навыков подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности является проведение практических мероприятий, из них самыми эффективными являются соревнования «Школа безопасности» и полевые лагеря «Юный спасатель», «Юный спасатель (пожарный)» и «Юный спасатель (водник)».
В 1995 году в г. Тула состоялся первый слет-соревнование учащихся образовательных учреждений. В нём приняли участие 150 юношей и девушек из 25 регионов России.
Сегодня ежегодно проводятся школьные, муниципальные, региональные и межрегиональные соревнования «Школа безопасности», в которых принимает участие более 2 млн. человек.
За время деятельности Движения проведено 10 всероссийских соревнований, которые организуются один раз в два года.
В X Всероссийских соревнованиях «Школа безопасности» приняло участие 20 команд из различных регионов нашей страны, общей численностью более 200 человек.
С 2010 года соревнования, проводимые в рамках Движения «Школа безопасности», признаны видом спорта «Многоборье спасателей МЧС России» и включены во Всероссийский реестр видов спорта.
Всем участникам всероссийских соревнований вручаются жетоны и браслеты «Школа безопасности», а члены команд-призеров награждаются знаками мастерства юных спасателей I, II и III ступени, которые утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
4.3. Всероссийский открытый урок.
Всероссийский открытый урок по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
В рамках этих мероприятий будут проведены открытые уроки по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях муниципальных образований.
Цели и задачи проведения открытого урока:
Содержание открытого урока:
К проведению открытого урока могут привлекаться представители воинских спасательных формирований, поисково-спасательных отрядов, кинологических служб, подразделений специальной пожарной охраны и иных организаций и учреждений МЧС России по Приморскому краю, а также родительская общественность.
Место проведения: общеобразовательные учреждения, подразделения МЧС России по Приморскому краю, учреждения дополнительного образования военно-патриотической, физкультурно-оздоровительной, экологической, туристско-краеведческой направленности (место проведения определяются ОУ в зависимости от их возможностей, оперативной обстановки, климатических и др. условий).
В зависимости от погодных условий, а так же имеющихся в наличии помещений и (или) территорий выбираются следующие места проведения:
В подразделениях МЧС России могут проводиться дни открытых дверей с проведением экскурсий по подразделениям, практических занятий по безопасному поведению в ЧС и организацией выставок пожарно-спасательной техники.
В зависимости от места проведения открытого урока, продолжительность может составлять от 45 минут (в помещении) до 1,5 – 2 часов (на улице).
Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1-4, 5-8, 9-11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.
В процессе подготовки определяются мероприятия для каждой возрастной группы, назначаются ответственные и сроки исполнения, готовятся необходимые документы. Проводится работа по материально-техническому обеспечению.
Примерное оборудование для проведения открытого урока:
Формы проведения урока
По своему содержанию она должны быть тематической. Все вопросы викторины не должны превышать объема учебной программы соответствующего класса.
Можно провести комбинированную эстафету с элементами выполнения различных упражнений программы ОБЖ.
Заканчивается Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» подведением итогов, которые целесообразно спланировать раздельно:
Подход к организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер. Главным условием успешного проведения открытого урока является: разнообразие форм и методов проведения мероприятий, максимальное насыщение практическими занятиями, состязательный характер.
При проведении мероприятий в рамках открытого урока предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.
Данные рекомендации являются примерными, в зависимости от подготовки, учебно-материальной базы, помощи организаций МЧС России по Приморскому краю, мероприятия и порядок их проведения могу быть другими. Важно, чтобы они отвечали требованиям защиты детей в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни.
Заключение
Таким образом, обеспечение ЗНТЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организация и ведение ГО является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации.
Решение данной задачи без подготовки всех категорий населения в области ГОЧС не представляется возможным.
Подготовка неработающего населения осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГОЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основное внимание при подготовке неработающего населения обращается на морально-психологическую подготовку, умелые действия в ЧС, характерных для мест его проживания, на воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от ЧС мирного времени и при возникновении военных конфликтов.
Приложение
Примерная программа подготовки неработающего населения
в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций
1.1. Программа обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС на территории муниципального образования является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Программа определяет основы организации и порядок обязательного обучения неработающего населения в целях подготовки его к умелым и решительным действиям в ЧС, характерных для мест его проживания.
В программе изложены организация обучения неработающего населения, тематика и общее количество часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков прошедшего обучение.
2.1. Обучение неработающего населения и контроль за его качеством осуществляются в соответствии с требованиями:
– Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне”;
– Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”;
– Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 “Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны”;
– Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 “Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера”.
2.2. Обучение планируется в объеме 12 часов в год и осуществляется путем проведения занятий в учебно-консультационных пунктах по ГО и ЧС (далее – УКП по ГОЧС).
Особое внимание при обучении населения необходимо обращать на подготовку граждан к защите от опасных явлений. С этой целью рекомендуется проводить агитационные и пропагандистские мероприятия (беседы, чтение памяток, листовок, консультации, показ учебных фильмов). Рекомендуется практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по сигналам оповещения.
2.3. Темы подготовки, учебное время на изучение каждой темы, формы и методы проведения занятий, а также последовательность изучения тем на год (12 часов) определяются непосредственным организаторам обучения исходя из местных особенностей и степени подготовленности обучаемых.
2.4. В результате обучения неработающее население должно:
ЗНАТЬ:
– основные средства и способы защиты от современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
– порядок действий по сигналу “Внимание всем!” и речевым сообщениям органов управления ГОЧС;
– правила проведения эвакуационных мероприятий в ЧС мирного и военного времени;
– места расположения убежищ и укрытий;
УМЕТЬ:
– пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;
– правильно действовать по сигналу “Внимание всем!” и речевым сообщениям органов управления ГОЧС в ЧС мирного и военного времени;
– оказывать первую помощь;
– готовить себя и членов семей к эвакуации;
– подготавливать к защите от заражения свои жилые помещения, продукты питания и воду, производить светомаскировку жилых помещений;
– обеспечивать защиту и безопасность детей при выполнении мероприятий по ГО и возникновении ЧС.
III. Рекомендуемая тематика учебных занятий
N | Наименование тем | Вид занятия | Кол-во часов |
1 | Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров | Лекция | 1 |
2 | Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при ЧС и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них | Лекция | 1 |
3 | Средства коллективной и индивидуальной защиты населения | Беседа | 1 |
4 | Эвакуация при военных конфликтах, ЧС природного и техногенного характера | Беседа | 1 |
5 | Действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах | Беседа, практическое занятие | 2 |
6 | Действия населения в ЧС техногенного характера | Практическое занятие | 2 |
7 | Действия населения при террористической или диверсионной акции | Практическое занятие | 2 |
8 | Оказание первой помощи | Практическое занятие | 2 |
Итого: | 12 |
Тема N 1. Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров.
Законодательство Российской Федерации в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности. Права и обязанности граждан в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасности. Структура, задачи, состав сил и средств ГО.
Тема N 2. Опасности, возникающие при военных конфликтах, ЧС природного и техногенного характера.
Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического и обычного оружия. Виды и характеристики источников ЧС. Поражающие факторы источников ЧС. Действия населения по сигналу “Внимание всем!” при нахождении в различных условиях. Порядок оповещения об угрозе или нападении противника, о ЧС природного и техногенного характера. Варианты речевых информаций. Радиационное загрязнение местности при применении ядерного оружия. Действия населения в зоне радиоактивного заражения.
Тема N 3. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения.
Назначение средств индивидуальной защиты. Действия населения при получении средств индивидуальной защиты. Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования. Медицинские средства индивидуальной защиты населения. Индивидуальный перевязочный пакет (назначение и порядок использования). Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты (КИМГЗ). Индивидуальный противохимический пакет (назначение и порядок использования). Классификация защитных сооружений. Порядок укрытия населения в защитных сооружениях ГО. Правила пребывания и меры безопасности при нахождении в защитном сооружении. Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивной пыли и аварийно химически опасных веществ.
Тема N 4. Эвакуация при военных конфликтах, при ЧС природного и техногенного характера. Порядок проведения эвакуации.
Эвакуация, ее цели. Принципы и способы эвакуации. Порядок эвакуации населения в безопасные районы. Знакомство со сборным эвакуационным пунктом (СЭП) и порядком его работы. Действия населения на СЭП. Особенности эвакуации комбинированным способом.
Тема N 5. Действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.
Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках ЧС природного характера. Классификация и характеристика ЧС природного характера. Стихийные бедствия геофизического, геологического характера (землетрясения, оползни, сели, обвалы и др.). Их причины и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера, во время и после их возникновения. Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания. Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания. Природные пожары. Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия работников при возникновении лесных пожаров. Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий.
Тема N 6. Действия населения в ЧС техногенного характера.
Понятия об аварии и катастрофе. Классификация ЧС техногенного характера и их характеристика.
Радиационно опасные объекты. Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Ионизирующее излучение. Доза облучения. Единицы измерения. Источники облучения населения. Основные зоны безопасности в период нормального функционирования радиационно опасного объекта. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Степени лучевой болезни. Однократное и многократное облучение организма человека и его последствия. Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.
Химически опасные объекты. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Классификация аварийно химически опасных веществ по характеру воздействия на организм человека. Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ. Действия населения: при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Пожароопасные и взрывоопасные производства. Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров и взрывов. Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Аварии на гидродинамически опасных объектах. Общие сведения о гидротехнических сооружениях, гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. Основные меры по защите населения от гидродинамических аварий. Действия населения: при заблаговременном оповещении о гидродинамической аварии; при внезапной опасности разрушения плотины; после аварии и спада воды.
Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Особенности оставления судна прыжком в воду. Действия пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, электричка), их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду. Действие пассажиров при пожаре в вагоне электропоезда, при аварийной остановке.
Тема N 7. Действия населения при террористическом или диверсионном акте.
Нормативно-правовые основы по защите населения от терроризма. Общественная опасность терроризма. Виды террористических и диверсионных акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Получение информации об угрозе террористической или диверсионной акции, порядок действия населения. Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате заложников и при освобождении заложников.
Тема N 8. Оказание первой помощи.
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.