Организация подготовки работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НАСФ и НФГО
Введение
В современных условиях вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее – ЗНТЧС) и различных происшествий за последние годы в нашей стране приобрели особую остроту и стали неотъемлемой, одной из важнейших задач в деятельности органов исполнительной власти (далее – ОИВ) всех уровней и руководящего состава организаций.
В условиях угрозы возникновения ЧС руководители и должностные лица должны быть готовы и способны принимать решения, оперативно определять и проводить эффективные и обоснованные мероприятия по предотвращению этих ЧС и происшествий, или хотя бы по смягчению и минимизации их последствий.
Для решения таких задач от руководителя любого уровня требуется соответствующая специальная подготовка, а персонал организаций и учреждений и население в целом должны быть обучены и готовы действовать в различных случаях по предупреждению и ликвидации ЧС.
Подготовка населения осуществляется в рамках единой системы подготовки населения РФ в области ГОЧС природного и техногенного характера и проводится в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ (далее – УМЦ ГОЧС), на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее – курсах ГО) и других образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
Планирование и организация подготовки в области ГО и защиты от ЧС руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, и других работников организаций, а также руководителей и личного состава спасательных служб,
НАСФ и НФГО организаций
1.1.Организация подготовки в области ГО и защиты от ЧС.
Подготовка в области ГО и защиты от ЧС (далее – ГОЧС) руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, и других работников организаций, а также руководителей и личного состава спасательных служб, НАСФ и НФГО организаций осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление временное, будет действовать до 31.12.2026 включительно.
Настоящее Положение определяет порядок подготовки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — население) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — ЧС).
Подготовку в области защиты от ЧС проходят:
Основными задачами подготовки населения в области защиты от ЧС являются:
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от ЧС, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от ЧС в течение первого года работы является обязательным.
Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от ЧС проходят:
1.2.Примерная программа.
Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – Примерная программа), разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.04. 2004 № 868, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по подготовке населения в области ГО и ЗНТЧС.
Примерная программа предназначена для руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области ГОЧС, и может быть применена в качестве методической основы при разработке программ повышения квалификации в области ГОЧС для соответствующей категории обучаемых.
Примерная программа является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГОЧС.
В целях повышения эффективности подготовки руководителей и работников ГО, органов управления РСЧС и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области ГОЧС, при реализации программ повышения квалификации в Примерную программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода.
Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки соответствующих категорий обучаемых и необходимости получения ими уровня знаний, умений и навыков, требующихся для выполнения должностных обязанностей (трудовых функций).
Для лиц, исполняющих должностные обязанности менее одного года, целесообразно организовать изучение всех тем первого модуля, а для остальных обучаемых – в зависимости от уровня исходной подготовки в области ГОЧС.
Подготовка по программам повышения квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также с применением сетевой формы.
Форму подготовки определяет руководитель образовательной организации в зависимости от категории обучаемых, подготовленности преподавателей и имеющейся учебной материальной базы (далее – УМБ).
Для повышения эффективности подготовки возможно проведение входного тестирования обучаемых.
Входное тестирование проводится в целях определения исходного уровня подготовки обучаемых в области ГОЧС.
На основании результатов тестирования вырабатываются индивидуальные рекомендации обучаемым по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
Учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям (трудовым функциям) категории обучаемых с учетом уровня их подготовки. Рекомендуемое количество обучаемых в группе – 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий допускается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек.
Подготовка по программам повышения квалификации предусматривает следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия.
Виды учебных занятий определяются для каждой программы повышения квалификации с учетом ее содержания и целей, а также категории обучаемых.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 академических часов продолжительностью по 45 минут. Рекомендуется предусматривать в дни учебных занятий до 3 часов на самостоятельную подготовку (далее – самоподготовка) обучаемых. Часы самоподготовки используются для изучения тем занятий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
Оценка качества освоения программы осуществляется проведением текущего контроля с использованием метода фронтального опроса или индивидуального тестирования, а также итоговой аттестации в форме тестирования или принятия зачета.
Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
утверждаются ее руководителем. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. В состав комиссии рекомендуется включать преподавателя, закрепленного за учебной группой.
По согласованию с начальником ГУ МЧС России, на территории которого расположена организация, осуществляющая образовательную деятельность, в состав комиссии могут входить сотрудники ГУ МЧС России.
В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучающихся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС, возможно проводить обучение методом выездных занятий.
Руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности во время занятий.
В результате повышения квалификации должностные лица постоянно действующих органов управления РСЧС, уполномоченные по ГО, уполномоченные по ЧС, а также руководители (их заместители) НФГО, НАСФ и спасательных служб (далее – руководители формирований и служб) должны:
а) знать:
1.3.Курсовое обучение.
Курсовое обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – курсовое обучение) – целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области ГОЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГОЧС.
Курсовое обучение, как вид подготовки соответствующих групп населения, определено постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подготовка руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, и других работников организаций, а также руководителей и личного состава спасательных служб, НАСФ и НФГО организаций проводится на основании «Примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (утв. зам. Министра МЧС России 30.10.2020) и в соответствии с:
Организация планирования курсового обучения определена «Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (далее –Рекомендациях), утвержденными заместителем Министра МЧС России от 02.12.2015 № 2-4-87-46-11.
Тематика и продолжительность подготовки определена в соответствующих Примерных программах курсового обучения.
На основании Примерных программ курсового обучения в организациях разрабатываются Рабочие программы курсового обучения по категориям с учетом особенностей организаций и регионов.
Настоящие Рекомендации определяют перечень лиц, проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.
Подготовка населения в области ГОЧС предусматривает получение знаний, умений и навыков, а также приобретение опыта применения знаний в повседневной жизнедеятельности соответствующими группами населения в ходе:
Курсовое обучение не является образовательной деятельностью лицензированию не подлежит.
Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:
Периодичность прохождения курсового обучения:
Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение, в течение первого года работы, является обязательным.
1.3.1.Места проведения курсового обучения:
1.3.2.Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.
На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области ГОЧС, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.
В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области ГОЧС, форму подготовки, а также желательные сроки его проведения.
Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования обучающимися организации, осуществляющей курсовое обучение
1.3.3.Комплектование учебных групп.
Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20-25 человек с учетом: при обучении личного состава формирований и служб – видов создаваемых формирований и служб.
1.3.4.Формы курсового обучения:
Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области ГОЧС, утверждаемых МЧС России.
Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.
Учёт проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструкторы, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу
Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов.
До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по зачисленным на обучение и вносит ее в соответствующие графы журнала, который подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.
Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.
Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение.
Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в организации, осуществляющей курсовое обучение, в течение пяти лет.
1.4. Курсовое обучение личного состава НАСФ.
Курсовое обучение личного состава НАСФ целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 20 часов в год.
Форма курсового обучения личного состава НАСФ – очная в рамках рабочего времени.
Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий определяется распорядительным документом, организации создающей НАСФ.
Программа подготовки составляется по модульному принципу и включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.
Темы модуля базовой подготовки личного состава НАСФ направлены на совершенствование знаний и навыков личного состава НАСФ при оповещении, сборе и приведении в готовность формирования, а также действий при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Рекомендуемый объем базовой подготовки для всех видов НАСФ – не менее 14 часов в год.
Модуль специальной подготовки НАСФ направлен на совершенствование слаженности действий НАСФ при выполнении задач по предназначению.
Рекомендуемые темы подготовки отрабатываются с учетом предназначения НАСФ. На их отработку рекомендуется отводить не менее 6 часов. В состав модуля специальной подготовки может включаться одна или несколько рекомендуемых тем, исходя из предназначения НАСФ и возлагаемых задач.
Проверка индивидуальных знаний личного состава осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования. Практические и тактикоспециальные занятия организуют и проводят руководители НАСФ, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НАСФ.
Занятия проводятся с личным составом НАСФ на натурных участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.
Тренировки и комплексные занятия с личным составом НАСФ возможно проводить по структурным подразделениям.
1.4.1.Руководство обучением и учет результатов.
Руководство обучением личного состава должно обеспечивать полное и качественное выполнение Программы.
Для достижения поставленных целей обучения необходимо:
Руководителям организаций, создающих НАСФ, целесообразно исходя из местных условий, с учетом предназначения конкретного НАСФ и степени подготовки личного состава уточнять содержание тем модулей базовой и специальной подготовки и количество часов на их изучение без уменьшения общего времени на подготовку, а также дополнительно включать темы для совершенствования умений обучаемых по оказанию первой помощи и повышению психологической устойчивости личного состава НАСФ при работе в зоне ЧС.
Программу курсового обучения личного состава НАСФ, разрабатываемой в организации, целесообразно уточнять не реже одного раза в 5 лет.
Руководители НАСФ организуют и проводят практические занятия, а также оценивают качество усвоения учебного материала личным составом в ходе тактико-специальных занятий.
Командиры структурных подразделений НАСФ проводят занятия с личным составом на учебных местах в ходе занятия, контролируют степень усвоения материала и готовность к действиям в составе подразделения.
При организации занятий командиры структурных подразделений НАСФ должны предусматривать максимальное использование имеющегося учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться морально-психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплины.
Учет обучения личного состава НАСФ включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения личного состава, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журналы хранятся в течение года после завершения обучения.
Результаты обучения каждого работника, входящего в состав НАСФ, также заносятся в журнал учета.
1.4.2.Мероприятия по обеспечению требований безопасности.
Требования безопасности – комплекс мероприятий по обеспечению безопасности личного состава, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также соблюдением дисциплины при подготовке и в ходе занятий.
Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.
1.5. Курсовое обучение личного состава НФГО.
Курсовое обучение личного состава НФГО целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 15 часов в год.
Форма курсового обучения личного состава НФГО – очная в рамках рабочего времени.
Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий определяется распорядительным документом, организации создающей НФГО.
Программа подготовки составляется по модульному принципу и включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.
Темы модуля базовой подготовки отрабатываются всеми видами НФГО, в рекомендуемом объеме не менее 9 часов
Подготовка личного состава НФГО по модулю специальной подготовки направлена на совершенствование слаженности действий личного состава НФГО при выполнении задач в соответствии с предназначением, в том числе в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами.
На подготовку личного состава НФГО по модулю специальной подготовки рекомендуется отводить не менее 6 часов.
Проверка индивидуальных знаний личного состава осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования, а формирования в целом при проведении учений и тренировок. Проверку знаний личного состава НФГО рекомендуется проводить руководителю НФГО.
Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НФГО, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НФГО.
Занятия проводятся с личным составом НФГО в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия НФГО выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.
Тренировки и комплексные занятия с личным составом НФГО возможно проводить по структурным подразделениям.
1.5.1.Руководство подготовкой и учет результатов.
Руководство подготовкой личного состава должно обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения.
Для достижения поставленных целей подготовки необходимо:
Руководителям организации, создающей НФГО, целесообразно исходя из местных условий, с учетом предназначения конкретного НФГО и степени подготовки личного состава уточнять содержание тем модулей базовой и специальной подготовки и количество часов на их изучение без уменьшения общего времени на подготовку.
Программу курсового обучения личного состава НФГО, разрабатываемой в организации, целесообразно уточнять не реже одного раза в 5 лет.
Руководители НФГО организуют и проводят практические занятия, а также оценивают качество усвоения учебного материала личным составом в ходе тактико-специальных занятий.
Командиры структурных подразделений НФГО проводят занятия с личным составом на учебных местах в ходе занятия, контролируют степень усвоения материала и готовность к действиям в составе подразделения.
При организации занятий командиры структурных подразделений НФГО должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться морально-психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплины.
Учет подготовки личного состава НФГО включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения личного состава, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журналы хранятся в течение года после завершения курсового обучения.
Результаты обучения каждого работника, входящего в состав НФГО, также заносятся в журнал учета.
1.5.2.Мероприятия по обеспечению требований безопасности.
Требования безопасности – комплекс мероприятий по обеспечению безопасности личного состава, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также соблюдением дисциплины при подготовке и в ходе занятий.
Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, гидравлического и электрического аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.
1.6. Курсовое обучение личного состава спасательных служб (СС).
Курсовое обучение личного состава СС целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 30 часов в год.
Форма курсового обучения личного состава СС – очная в рамках рабочего времени.
Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий определяется распорядительным документом органа управления (организации), создающей СС.
Программа подготовки строится по модульному принципу. Она включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.
Рекомендуемая продолжительность занятий в рамках модуля базовой подготовки – не менее 18 часов всеми СС.
Целесообразно в зависимости от специфики деятельности организации и уровня подготовки обучающихся уточнять содержание тем и определять количество часов на отработку каждой темы, без изменения общего количества часов.
На подготовку личного состава СС по модулю специальной подготовки рекомендуется отводить не менее 12 часов.
Состав тем модуля специальной подготовки формируется, исходя из задач, возлагаемых на СС.
Начальник СС, являясь руководителем занятий, одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.
Руководитель занятия накануне проведения комплексного или тактикоспециального занятия проводит инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений СС, которые проводят занятия на учебных местах.
1.6.1.Руководство подготовкой и учет результатов.
Руководство подготовкой личного состава должно обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения.
Для достижения поставленных целей подготовки необходимо:
Рекомендуется уточнять Программу не реже одного раза в 5 лет.
Руководители СС организуют и проводят практические занятия, а также оценивают качество усвоения учебного материала личным составом в ходе тактико-специальных занятий.
Командиры структурных подразделений СС проводят занятия с личным составом на учебных местах в ходе занятия, контролируют степень усвоения материала и готовность к действиям в составе подразделения.
При организации занятий командиры структурных подразделений СС должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться морально-психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплины.
Учет обучения личного состава включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения личного состава, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журналы хранятся в течение года после завершения обучения.
Результаты подготовки каждого работника, входящего в состав СС, также заносятся в журнал учета.
1.6.2.Мероприятия по обеспечению требований безопасности.
Требования безопасности – комплекс мероприятий по обеспечению безопасности личного состава, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также соблюдением дисциплины при подготовке и в ходе занятий.
Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, гидравлического и электрифицированного аварийно- спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.
Информационно-методические требования реализации Программ подготовки включают:
2.1.Вводный инструктаж по ГО.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне», подпунктом «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области ГО (постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841), пунктом 7 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, и пунктом 16.1 «Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, установлены требования по организации и проведению вводного инструктажа по ГО.
Проведение вводного инструктажа по ГО в организациях реализуется на основании письма МЧС России от 27.02. 2020 № 11-7-605 «О Примерном порядке реализации вводного инструктажа по гражданской обороне».
Вводный инструктаж работников организаций по гражданской обороне (далее – вводный инструктаж по ГО) проводится в организациях на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
Вводный инструктаж по ГО – это форма подготовки работающего населения в области ГО, осуществляемая работодателем, направленная на ознакомление нанимаемых работников с информацией о наиболее вероятных опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при ЧС природного и техногенного характера, с учетом особенностей деятельности и месторасположения организации работодателя, а также основ защиты от этих опасностей, установленных в организации.
Вводный инструктаж по ГО проводится с целью доведения до работников организации:
Вводный инструктаж по ГО проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд (работников).
Вводный инструктаж по ГО проходят:
Вводный инструктаж по ГО проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
Информация о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц доводится под роспись лицу, ответственному за проведение вводного инструктажа по ГО, кадровым органом в срок не превышающий 7 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
2.1.1.Организация и проведение вводного инструктажа по ГО.
В целях проведения с работниками вводного инструктажа по ГО в организации рекомендуется назначить ответственное лицо, разработать и утвердить программу проведения вводного инструктажа, а также форму журнала учета его прохождения.
Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ГО, рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области ГОЧС, руководителей занятий по ГО, либо осуществлять инструктаж непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.
Программу проведения вводного инструктажа по ГО работников организации и журнал учета прохождения вводного инструктажа целесообразно разрабатывать на основании соответственно Примерной программы вводного инструктажа по ГО и Типовой формы журнала учета проведения вводного инструктажа по ГО, а также утверждать у руководителя организации.
При разработке программы вводного инструктажа по ГО рекомендуется учитывать:
Количество часов, отводимое на проведение вводного инструктажа по ГО определяется программой вводного инструктажа работников по ГО, утвержденной в организации.
В журнал учета проведения инструктажа по ГО, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником вводного инструктажа по ГО, содержащую:
В случае наличия в организации филиалов и представительств, удаленно расположенных от головного офиса, в целях проведения вводного инструктажа по ГО предлагается в каждом филиале и представительстве организации назначать в установленном порядке лицо, ответственное за проведение инструктажа по ГО, производить регистрацию и ведение журнала учета проведения инструктажа по ГО, либо организовать проведение вводного инструктажа по ГО в дистанционной форме.
При проведении вводного инструктажа по ГО в дистанционной форме предлагается:
2.1.2.Планируемые результаты прохождения вводного инструктажа по ГО
По завершению прохождения инструктажа по ГО инструктируемый должен:
а) знать:
б) уметь:
В целях проверки усвоения информационного материала, доведенного в ходе вводного инструктажа по ГО, в завершении занятия инструктор в устной форме производит опрос инструктируемых лиц в рамках содержания программы вводного инструктажа, утвержденной в организации.
В случае удовлетворительного ответа считается, что материал усвоен, в журнал учета вносится отметка «ЗАЧЕТ», в противном случае – отметка «НЕЗАЧЕТ».
Вне зависимости от результата прохождения вводного инструктажа по ГО, лица, его прошедшие, допускаются к исполнению трудовой деятельности.
В отношении лиц, имеющих отметку «НЕЗАЧЕТ» в результате прохождения вводного инструктажа по ГО, следует повторно провести инструктаж в течение 30 календарных дней с даты последнего инструктажа.
2.1.3..Примерная программа вводного инструктажа по ГО
2.1.3.1..Тематический план вводного инструктажа по ГО:
№
п/п |
Примерный перечень учебных вопросов | Время на отработку
(минут) |
1. | Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации | 5 – 15 |
2. | Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС | 5 – 20 |
3. | Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации, а также при военных конфликтах | 5 –20 |
4. | Установленные в организации способы доведения сигналов гражданской обороны и информации об угрозе и возникновении ЧС и опасностей, присущих военным конфликтам | 2 – 10 |
5. | Порядок действий работника при получении сигналов гражданской обороны | 2 – 10 |
6. | Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в т.ч. по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания | 6 – 30 |
7. | Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации) | 6 – 30 |
8. | Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты) | 6 – 30 |
9. | Порядок действий работника при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий:
-по эвакуации работников; -по эвакуации материальных и культурных ценностей |
6 – 30 |
10. | Права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера | 2 – 15 |
2.1.4.Cодержание учебных вопросов вводного инструктажа:
Вопрос 1. Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации.
Наиболее опасные места (производства), расположенные на территории организации по признаку возникновения аварий, катастроф, ЧС.
Исходя из должностных обязанностей инструктируемого работника и правил, установленных в организации, возможные действия работника, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС и возможные их последствия.
Вопрос 2. Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС.
Потенциально опасные объекты, опасные производственные объекты, эксплуатируемые в организации, и возможные последствия аварий на них.
ЧС, характерные для географического месторасположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.
Вопрос 3. Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации, а также при военных конфликтах.
Установленные в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Основы их реализации.
Вопрос 4. Установленные в организации способы доведения сигналов ГО, а также информации при угрозе и возникновении ЧС и опасностей, присущих военным конфликтам.
Установленные способы и средства доведения сигналов ГО до работников организации.
Порядок доведения информации о ЧС и опасностях, присущих военным конфликтам.
Типовые тексты информационных сообщений.
Вопрос 5. Порядок действий работников при получении сигналов ГО.
Действия работников организации при получении сигналов ГО в случае нахождения:
Вопрос 6. Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) АХОВ и радиоактивным загрязнением, в т.ч. по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания.
Установленные способы защиты работников при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) АХОВ и радиоактивным загрязнением.
Действия работника при угрозе и возникновении данных ЧС.
Порядок изготовления и применения подручных средств защиты органов дыхания.
Порядок действий при необходимости герметизации помещения.
Вопрос 7. Порядок действий работника при получении и использовании ИСЗ органов дыхания и кожи (при их наличии в организации).
СИЗ, имеющиеся в организации и их защитные свойства.
Правила применения СИЗ:
Демонстрация порядка практического применения СИЗ.
Пункт выдачи СИЗ. Порядок получения СИЗ, ответственное лицо за выдачу СИЗ.
Вопрос 8. Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты).
Места расположения инженерных сооружений ГО (убежища, противорадиационные укрытия, укрытия простейшего типа) и других средств коллективной защиты (далее – СКЗ) на территории организации или на территории муниципального образования, в которых предусмотрено укрытие работников организаций.
Обязанности укрываемых в СКЗ.
Вещи, рекомендуемые и запрещенные при использовании в СКЗ.
Порядок заполнения СКЗ и пребывания в них.
Правила поведения при укрытии в СКЗ.
Вопрос 9. Порядок действий работника при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий.
Действия работника при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий:
Маршрут эвакуации от рабочего места работника организации до выхода из здания.
Правила поведения при срочной эвакуации из помещений и здания организации.
Порядок организованного выхода из помещения (с большим количеством работников).
Места расположения запасных выходов из здания. Характерные ошибки и опасность паники при эвакуации из помещений и зданий (в т.ч. при эвакуации с верхних этажей). Использование лифта в организации при эвакуации.
Безопасный район для работников организации (при наличии).
Председатель эвакуационной комиссии, время и место консультаций работников по вопросам эвакуации.
Действия работников организации при объявлении рассредоточения и эвакуации.
Перечень предметов первой необходимости.
Местоположение сборного эвакопункта (далее – СЭП).
Правила поведения в СЭП.
Обязанности работников по подготовке к эвакуации материальных и культурных ценностей.
Вопрос 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГОЧС.
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГОЧС, установленные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Обязанности работника по выполнению мероприятий ГОЧС природного и техногенного характера в соответствии с трудовым договором или дополнительном соглашении.
2.2. Инструктаж по действиям в ЧС.
Пунктом 1 статьи 20 главы V Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпунктом «а» пункта 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485, установлены требования по организации и проведению инструктажа по действиям в ЧС.
В письме МЧС России от 27.10.2020 № ИВ-11-85 «О примерном Порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях» определен примерный порядок проведения инструктажа по действиям работодателей и работников в ЧС.
Инструктаж по ЧС – это форма подготовки работающего населения в области защиты от ЧС, осуществляемая работодателем, направленная на ознакомление нанимаемых работников с информацией о наиболее вероятных опасностях, возникающих при ЧС, с учетом особенностей деятельности и месторасположения организации работодателя, а также основ защиты от этих опасностей, установленных в организации.
Инструктаж по ЧС проходят:
Инструктаж по ЧС проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица), далее ежегодно.
Информация о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц доводится под роспись лицу, ответственному за проведение инструктажа по ЧС, кадровым органом в срок не превышающий 7 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
Порядок не содержит обязательных предписаний и может применяться организациями при осуществлении подготовки работающего населения.
В целях проведения с работниками инструктажа по ЧС в организации рекомендуется назначить ответственное лицо, разработать и утвердить программу проведения инструктажа по ЧС, а также форму журнала учета его прохождения.
Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, руководителей занятий по ЧС, либо осуществлять инструктаж непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.
Программу проведения инструктажа по ЧС работников организации и журнал учета прохождения инструктажа по ЧС целесообразно разрабатывать на основании соответственно Примерной программы инструктажа по ЧС (раздел 4 настоящего Порядка) и Типовой формы журнала учета проведения инструктажа по ЧС (приложение к настоящему Порядку), а также утверждать у руководителя организации.
При разработке программы инструктажа по ЧС рекомендуется учитывать:
В журнал учета проведения инструктажа по ЧС, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС, содержащую:
По завершению прохождения инструктажа по ЧС инструктируемый должен:
а) знать:
б) уметь:
В целях проверки усвоения информационного материала, доведенного в ходе инструктажа по ЧС, в завершении занятия инструктор в устной форме производит опрос инструктируемых лиц в рамках содержания программы инструктажа по ЧС, утвержденной в организации. В случае удовлетворительного ответа считается, что материал усвоен, в журнал учета вносится отметка “ЗАЧЕТ”, в противном случае – отметка “НЕЗАЧЕТ”.
Вне зависимости от результата прохождения инструктажа по ЧС, лица, его прошедшие, допускаются к исполнению трудовой деятельности.
В отношении лиц, имеющих отметку “НЕЗАЧЕТ” в результате прохождения инструктажа по ЧС, следует повторно провести инструктаж по ЧС в течение 30 календарных дней с даты последнего инструктажа.
Примерная программа инструктажа по ЧС
N п/п | Примерный перечень учебных вопросов | Время <*> на отработку (минут) |
1. | Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации | 5 – 15 |
2. | Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС | 5 – 20 |
3. | Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации | 5 – 20 |
4. | Установленные в организации способы доведения информации об угрозе и возникновении ЧС | 2 – 10 |
5. | Порядок действий работника при получении сигналов оповещения о возникновении ЧС | 2 – 10 |
6. | Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в т.ч. по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания | 6 – 30 |
7. | Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации) | 6 – 30 |
8. | Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты) | 6 – 30 |
9. | Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС природного и техногенного характера | 2 – 15 |
Содержание учебных вопросов инструктажа по ЧС:
Вопрос 1. Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации.
Вопрос 2. Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС.
Вопрос 3. Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации.
Вопрос 4. Установленные в организации способы доведения сигналов оповещения, а также информации при угрозе и возникновении ЧС.
Вопрос 5. Порядок действий работников при получении сигналов оповещения.
Вопрос 6. Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в т.ч. по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания.
Вопрос 7. Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации).
Вопрос 8. Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты).
Вопрос 9. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
Заключение
Техногенная, экологическая и криминальная обстановка, сложившаяся в стране, объективно и настоятельно обязывает органы, уполномоченные решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях, наряду с принятием экстренных и предупредительных мер, наращивать работу по повышению эффективности подготовки управленческого звена ГО и РСЧС, а также проводить подготовку населения действиям в условиях ЧС.
Система подготовки кадров и единая система организации подготовки населения в области ГОЧС, максимально дифференцированы с учетом социально-экономического положения той или иной группы обучаемых в структуре общества.
С изменением задач, условий их выполнения, экономических факторов возникает необходимость совершенствования системы подготовки кадров и обученности населения с применением более эффективных форм и методов подготовки.