Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации) и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов
Введение
В конце 80-х годов прошлого столетия в нашей стране резко обострилась проблема увеличения количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К тому времени страны Европейского содружества уже наработали опыт регулирования промышленной безопасности в свете использования программы «Севезо-1» о контроле за крупными авариями, связанными с распространением опасных веществ, устанавливает правила предотвращения крупных аварий, которые могут возникать вследствие некоторых видов промышленной деятельности, а также ограничения последствий их влияния на жизнь людей и окружающую среду.
Данный положительный опыт был воспринят в Российской Федерации. В июле 1997 года впервые у нас в стране был принят Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», разработанный на базе переосмысленной, в привязке к условиям нашей страны, программы «Севезо-1».
На основании положений этого закона было начато развитие нормативной базы промышленной безопасности и техногенной защищенности населения и персонала опасных объектов. В дальнейшем эта нормативная база была существенно расширена и во многом переосмыслена, что потребовало существенного изменения и расширения действующего законодательства всех уровней. В настоящее время эта работа продолжается.
На территории Европейского Союза в настоящее время действует директива 2012/18/ЕС от 04.07.2012 «О контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами» которую ещё кратко обозначают как программу «Севезо – III». Идёт подготовка к принятию очередной новой версии программы «Севезо – IV».
Промышленная безопасность – это комплекс разнообразных мероприятий целью предотвращения и (или) минимизации последствий аварий на опасных производственных объектах. Проще говоря промышленная безопасность, это создание таких условий на предприятии или объекте, когда риск возникновения аварий минимален, а в случае возникновении аварийной ситуации и аварии, имеется план действия по предотвращению ее с минимальными человеческими жертвами и экономическими и экологическими потерями.
Промышленная безопасность и предприятие неразрывно связанны на всех этапах существования организации от стадии проектирования и эксплуатации, до ликвидации предприятия. За соблюдением исполнения норм и правил промышленной безопасности отвечает предприятие в лице прежде всего руководителя предприятия, а так же главного инженера и лиц ответственных за эксплуатацию опасного оборудования.
Надзор со стороны государства, возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании Федерального закона Российской Федерации №116-ФЗ от 21.07.1997 “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, и иных федеральных норм и правил.
1-й учебный вопрос
Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и характер их опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф
Перечень потенциально опасных объектов Приморского края представлен в приложении № 1 решения № 28 от 26.07.2013 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Приморского края. Данные о количестве этих объектов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Потенциально опасные объекты Приморского края
хранилища нефтепродуктов | 41 |
склады взрывчатых веществ | 12 |
газовое хозяйство | 5 |
гидротехнические сооружения | 23 |
хвостохранилища | 9 |
цех серной кислоты | 1 |
химически опасные | 18 |
радиационные | 2 |
Всего: | 111 |
Хвостохранилище – комплекс специальных сооружений и оборудования, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых (такие отходы именуют хвостами). На горно-обогатительных комбинатах из поступающей добытой руды получают концентрат, а отходы переработки перемещают в хвостохранилище.
Необходимо заметить, что в данном документе фактически речь идёт о опасных производственных объектах (ОПО). На момент разработки перечня термин «Потенциально опасный объект» не был законодательно определён и в практике введённой МЧС России на тот момент было обычным подменять понятия одно другим.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на классы в соответствии с критериями, указанными в Федеральном законе Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
Количественно по классам опасные производственные объекты Приморского края распределяются:
Аварии и катастрофы на опасных производственных объектах относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Наличие на территории Приморского края объектов экономики, на которых существует радиационная и химическая опасность, предприятий с пожароопасным производством, взрывоопасных объектов, а также протяженной и разветвленной транспортной сети, обуславливает высокий уровень опасности техногенных аварий и катастроф.
Современный анализ риска возникновения ЧС позволяет представить объективную информацию для принятия решений по обеспечению безопасности объекта экономики, которые включают не только разработку мероприятий по снижению опасности ЧС, но и выбор наилучшего способа действий при ликвидации ее последствий.
На территории Приморского края находится среди объектов, на которых содержатся аварийно химически опасные вещества (АХОВ) преобладают объекты с наличием хлора или аммиака. Это прежде всего промышленные холодильники и объекты обеспечивающие население края питьевой водой.
Кроме хлора и аммиака, в основном используемых на опасных производственных объектах края, необходимо принимать во внимание АХОВ, транспортируемые как транзитные грузы с использованием железнодорожной сети.
Поскольку одновременные аварии с выбросом АХОВ не имеют высокой вероятности, максимальная численность населения пострадавшего от чрезвычайных ситуаций может достигнуть в Приморском крае 12,5 тыс. человек, материальный ущерб до 25 млн. рублей.
Химически опасные объекты, использующие в своем производстве хлор, зачастую имеют высокую степень износа основных фондов. Расположены в непосредственной близости от объектов промышленности и гражданского строительства. Ежегодно в крае происходит 2-4 аварии с выбросом АХОВ.
Аварии с выбросом АХОВ происходили:
Определенную опасность для населения представляют токсичные отходы, которых в крае ежегодно образуется в количестве до 8400 тонн. Прежде всего это несёт угрозу для населения Дальнегорска и Кавалерово. Именно там размещаются хвостохранилища где накапливаются отходы переработки в ходе получения концентрата полиметаллических руд.
На территории края расположено два радиационно – опасных объекта. Примером таких объектов является судоремонтный завод «Звезда» (ДВЗ). В зоне наблюдения ДВЗ проживает около 26 тыс. человек. Площадь зоны возможного заражения составляет от 15 до 20 км2 с населением до 13 тыс. человек. Прогнозируемая численность населения, которое может пострадать от радиационного загрязнения, составляет до 39,8 тыс. человек. Материальный ущерб до 10 млрд. рублей. За последние годы радиационных аварий на заводе не было. Начиная с 1987 года радиационная обстановка в крае не меняется и находится в пределах 11-15 мкр/час. Тем не менее, опасность радиационных аварий в крае существует.
Аварии на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства обычно не приводят к человеческим жертвам, но по количеству людей и по наносимому ущербу выдвигают эти источники чрезвычайных ситуаций на передний план. Системы жизнеобеспечения населения с каждым годом приходят в более ветхое состояние в связи с отсутствием возможностей проведения ремонтно-профилактических работ в полном объеме. Ежегодно происходит увеличение длины теплотрасс, водопроводных, электрических, газовых, канализационных сетей. Замена трубопроводов выполняется лишь в тех местах, где произошли порывы при гидравлических испытаниях.
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю совместно с департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации края осуществляет постоянный контроль за прохождением отопительного сезона, и подготовкой к отопительному сезону последующего периода. В тоже время степень износа основных фондов и оборудования могут привести к увеличению частоты возникновения ЧС и резкому росту их масштабности.
Прогнозируемая численность населения, пострадавшего от аварий на объектах энергетики и ЖКХ может составить 10 тыс. человек при достижении материального ущерба до 100 млн. рублей.
В крае имеется 96 взрывоопасных объектов с численностью населения в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций в 22 тыс. человек.
За последние годы крупные пожары и взрывы повторяются на объектах края ежегодно.
Январь 2006 года в здании Пром. Строй НИИ Проекта во Владивостоке погибло 9 человек.
Декабрь 2008года пожар на заводе “Варяг”. Открытым пламенем горело с третьего по пятый этаж здание одного из цехов. К счастью, людей внутри не было. К заводу были стянуты 22 пожарных машины и несколько пожарных автоцистерн. Пламя сопровождалось густым черным дымом. Пожар охватил около 1 тысячи квадратных метров площади цеха.
Владивосток май 2014 года пожар в гриль-баре “Маки” здание на Калинина12 загорелось поздно вечером. Пожар начался с кафе. Общая площадь пожара составила 400 кв. метров, его удалось ликвидировать только ближе к утру. При разборе завалов спасатели обнаружили тела мужчины и женщины. По предварительной информации, причиной страшного пожара стало замыкание электропроводки. Очевидец пожара утверждает, что трагедии можно было избежать. Времени для эвакуации всех людей из кафе было немного, но достаточно.
Пожар в здании супермаркета “Фреш 25″в январе 2018 года в районе остановки “Гайдамак”. Несмотря на то, что возгорание было локализовано уже через 27 минут, от огня серьезно пострадал фасад и внутренние помещения всех трех этажей правой части здания. Общая площадь возгорания составила 150 кв. м. В результате происшествия никто не пострадал. Как стало известно позже, супермаркет поджег мужчина, не имеющий постоянного места жительства, отомстив за то, что сотрудники не пустили его в магазин. размер ущерба супермаркету и другим компаниям, находящимся в соседних помещениях, превысил 25 млн рублей. В ноябре 2018 года поджигателя “Фреш 25” во Владивостоке осудили на два года условно.
Крупный пожар произошел ночью 19 ноября 2018 года в ТЦ “Бум” на улице Русская во Владивостоке. Общая площадь составила 1600 кв. метров, пострадавших в ЧП нет, но помещениям внутри комплекса нанесен значительный ущерб. В результате пожара у торгового центра частично обрушилась кровля. На тушении работали 45 человек личного состава и 14 единиц техники. Кроме этого, дворы окрестных домов оказались подтоплены, образовав настоящие реки, которые жители районы вынуждены преодолевать, чтобы добраться до дома.
Торговый центр “Максим” загорелся ранним утром в субботу, 21 сентября 2019года. В 06.06 о возгорании сообщили в МЧС России, через 6 минут пожарные уже были на месте происшествия. В 09.40 пожар был локализован, открытое горение удалось ликвидировать только в 13.25, а полностью ТЦ был потушен лишь на следующий день. Благодаря тому, что торговый центр начал гореть задолго до открытия, человеческих жертв удалось избежать. Однако большая часть бутиков была уничтожена. Верхние этажи сгорели полностью, нижние были залиты водой. Причины возникновения пожара до сих пор неизвестны.
Среди крупных организаций повсеместно заключены договоры с подразделениями государственной противопожарной службы, и имеются собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, в ряде случаев разработаны и внедрены Положения, определяющие статус таких формирований.
В связи с этим необходимо отметить работу по декларированию промышленной безопасности для опасных производственных объектов и выдачу лицензий с учетом состояния готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на складах взрывчатых материалов. Из подлежащих декларированию 8 складов – 8 деклараций были зарегистрированы в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзоре).
К внешним источникам техногенных угроз, характерных для Приморского края относят угрозы, которые возникают по вине «соседей», расположенных вдоль границы Приморского края. К ним относится Хабаровский край, Китайская народная республика и Корейская народная демократическая республика.
Существует угроза заражения рек и водоёмов в Приморье вследствие аварий с выбросом АХОВ на предприятиях Китайской народной республики. Также существует угроза возникновения радиоактивного облака над территорией Приморья вследствие ядерных испытаний на территории Корейской народной демократическая республики.
По существующей в настоящее время обстановке, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций по причине пожаров, приведших к взрывам. Возможная прогнозируемая численность пострадавшего населения может составить до 1,4 тыс. человек. Вероятный материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций возможен до I 500 млн. рублей.
2-й учебный вопрос
Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС
техногенного характера
Основным направлением деятельности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее звеньев является заблаговременное осуществление комплекса мероприятий, направленных на предупреждение техногенных чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Работа по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций на всех уровнях (областном, городском, районном и объектовом) проводится соответствующими органами управления территориальной подсистемы и ее звеньев, с учетом экономических и иных характеристик, особенностей производств и степени реальной опасности возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций.
Работа по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций включает в себя:
Анализ обстановки предусматривает выявление возможных источников возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций и прогнозирование возможных аварийных ситуаций в результате которых:
Выявление перечисленных техногенных чрезвычайных ситуаций проводятся на основании:
По выявленным возможным чрезвычайным ситуациям, обусловленных авариями на объектах экономики, проводится:
Под показателями масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного характера следует понимать:
Оценку вероятности возникновения и масштабов техногенных чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на промышленных объектах, системах жизнеобеспечения, проводят администрации соответствующих объектов и служб области, городов, районов.
Результаты выявления источников техногенных чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории служат основой для принятия решений на проведение первоочередных мероприятий по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций и для планирования действий при техногенных чрезвычайных ситуациях.
Органы исполнительной власти всех уровней по результатам работы по оценке вероятности возникновения и масштабов техногенных чрезвычайных ситуаций организуют работу по сбору информации и формированию соответствующих банков данных.
Государственная экспертиза в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее – государственная экспертиза) организуется и проводится Министерством по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края.
Государственная экспертиза проводится с целью:
Государственной экспертизе подлежат:
По результатам проведения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляется экспертное заключение, содержащее оценку соответствия рассмотренной документации требованиям действующей нормативной базы и выводы о допустимости и возможности принятия решения на реализацию объекта экспертизы с позиций защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения тяжести их последствий. Положительное экспертное заключение является основанием для открытия финансирования (кредитования) и реализации соответствующих проектов.
Задачами государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
Полномочия постоянно действующих органов управления областной подсистемы и ее звеньев (городские и районные) при осуществлении государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от техногенных чрезвычайных ситуаций следующие:
Методы надзора в области защиты населения и территорий от ЧС включают в себя:
Предметом надзора и контроля является:
Механизм реализации результатов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается в принятии санкций в отношении граждан, должностных лиц и организаций виновных в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательств Российской Федерации и законодательства, нормативных документов Приморского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создания условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятия мер по защите жизни и сохранения здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Обязанностью органов управления по государственному надзору в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в отношении лиц, виновных в нарушениях законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является:
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасного производственного объекта», деятельность, проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, эксплуатацией на данной территории, осуществляется только на основе лицензий. Осуществление деятельности промышленных и транспортных предприятий на территории края без соответствующих лицензий запрещается.
В представлении лицензии может быть отказано, если:
Действие лицензии на осуществление промышленной и транспортной деятельности может быть частично или полностью ограничена на основании результатов государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случаях:
Частичное ограничение действия лицензии заключается в требованиях устранения выявленных недостатков в указанные сроки и требованиях выполнения указаний по проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, выводу из эксплуатации объектов в указываемые сроки, которые даются в пределах предоставленных прав и компетенции.
Полное ограничение действия лицензии заключается в решениях об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий промышленности и транспорта и любой деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Спорные вопросы, связанные с лицензированием деятельности промышленных и транспортных предприятий на территории края, разрешаются в арбитражном суде.
Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также при необходимости деклараций (паспортов) промышленной безопасности.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” перечень документов. Лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Указанные документы могут быть представлены соискателем лицензии в форме электронных документов.
Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.
Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.
Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном требованиями промышленной безопасности, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Декларации промышленной безопасности в обязательном порядке разрабатываются для самых опасных (I и II классов опасности) опасных производственных объектов, как документ из перечня эксплуатационной документации на производство. Соответственно непосредственным разработчиком должны являться калькодержатель (разработчик) или производитель технологических линий производства. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов III и IV классов опасности могут быть разработаны при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации таких опасных производственных объектов по инициативе эксплуатирующих их организаций.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:
Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.
Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.
Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.
До 01.01.2021 порядок разработки паспорта безопасности опасного объекта утверждался Приказом МЧС России от 04.11.2004 № 506 “Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта”. Он применялся для опасных производственных объектов III и IV классов опасности. Данный порядок утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 № 1034 отменившего действие данного приказа. 01.09.2023 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.07.2022 N 1265 “Об утверждении Правил разработки и формы паспорта безопасности потенциально опасного объекта”, действие которого распространяется и на опасные производственные объекты. Таким образом все опасные производственные объекты обязаны разрабатывать паспорта безопасности потенциально опасного объекта.
Паспорт безопасности разрабатывается для решения следующих задач:
Паспорт безопасности не разрабатывается в случае отнесения потенциально опасного объекта одновременно к критически важному объекту на основании критериев, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 1225 “Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам”.
Разработка и оформление паспорта безопасности осуществляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне.
Паспорт безопасности утверждается руководителем (заместителем руководителя) организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, либо руководителем обособленного подразделения юридического лица. После утверждения паспорт безопасности подлежит регистрации и учету в главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации и последующему размещению в базе данных органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального уровней, за исключением паспортов безопасности для потенциально опасных объектов, правообладателями которых являются Министерство обороны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.
Организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект, в течение 10 рабочих дней с даты утверждения паспорта безопасности направляет оба экземпляра паспорта безопасности в главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (по месту нахождения потенциально опасного объекта) для регистрации.
Срок регистрации паспорта безопасности не должен превышать 15 рабочих дней. После регистрации паспорта безопасности его 1-й экземпляр направляется в организацию, эксплуатирующую потенциально опасный объект, 2-й экземпляр хранится в главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации.
Паспорта безопасности в части, касающейся потенциально опасных объектов, правообладателями которых являются Министерство обороны Российской Федерации и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации или организации, в отношении которых указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), подлежат регистрации и учету в соответствующем федеральном органе исполнительной власти.
При изменении данных, внесенных в паспорт безопасности, организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект, в течение 30 рабочих дней вносит изменения в паспорт безопасности и направляет в главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения потенциально опасного объекта.
Соответствие паспортов безопасности, разработанных и утвержденных организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 14. 07.2022 № 1265 “Об утверждении Правил разработки и формы паспорта безопасности потенциально опасного объекта”, оценивается главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения потенциально опасного объекта в ходе рассмотрения и регистрации паспорта безопасности, а также при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Планирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках Планов действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий. Планирование регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нормативными правовыми актами органов государственной власти, письмом МЧС России от 18.01.2021 № М-11-71 об оказании методической помощи и осуществляется с учетом результатов анализа и прогноза возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций должны отражаться в планах социально-экономического развития территорий, планах развития и усовершенствования отраслей промышленности, объектов экономики на основе результатов исследований, работы государственных надзорных, контрольных и экспертных органов с учетом состояния безопасности территорий (по Паспорту безопасности территории).
Важное значение в предупреждении аварийности на производствах имеет обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, которое осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Потерпевшими являются физические лица, включая работников страхователя. Владелец опасного объекта обязан застраховать имущественные интересы потерпевших, путем страхования своей ответственности в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения обязанности по страхованию.
Страховщик вправе предъявить регрессное требование к страхователю, если вред был причинен вследствие невыполнения последним предписаний уполномоченного федерального органа исполнительной власти, умышленных действий (бездействия) работников страхователя.
Максимальный размер страховой выплаты составляет до 2 миллионов рублей на потерпевшего. Если размер вреда превышает предельный размер страховой выплаты разницу возмещает владелец опасного объекта. По договору обязательного страхования страховщик не возмещает убытки, являющиеся упущенной выгодой, виновным в случившейся чрезвычайной ситуации, а также моральный вред потерпевшего. Срок исковой давности увеличен до 3 лет.
Территория над которой распространяется облако воздуха, заражённого аварийно химически опасным веществом в опасных концентрациях, является зоной химического заражения отравляющими веществами. В зону химического заражения аварийно химически опасными веществами входят участок разлива и территория, над которой распространились пары этих веществ в опасных концентрациях. Территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия противника или крупной аварии с выбросом отравляющих веществ произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, называется очагом химического поражения. Размеры очага зависят от типа и количества попавших в окружающую среду аварийно химически опасных веществ, метеорологических условий и рельефа местности.
В очаге химического поражения проводятся:
Основные усилия при действиях в очаге химического поражения сосредоточиваются на немедленном выводе людей из зон заражения, оказании первой помощи поражённым и эвакуации их в лечебные учреждения.
При проведении аварийно-спасательных и другие неотложных работ в очаге химического поражения особое внимание уделяется тщательной разведке маршрутов выдвижения подразделений и приданных формирований в район работ, а также разведке самих районов (участков, объектов) работ и своевременному оповещению личного состава о наличии отравляющих веществ.
Разведывательные дозоры устанавливают и обозначают границы заражённого участка и направление распространения заражённого воздуха, пути подхода к участкам (объектам) работ, места нахождения поражённых, определяют места и характер повреждений коммунальных и технологических сетей.
Спасательные подразделения с приданными санитарными дружинами путём осмотра территории, жилых и производственных помещений, подвалов и укрытий выявляют места нахождения поражённых и их количество, в кратчайшие сроки оказывают им первую помощь непосредственно на месте их нахождения. При оказании первой помощи на поражённых надеваются противогазы, им вводятся антидоты, открытая поверхность тела обрабатывается дегазирующими растворами из индивидуального противохимического пакета, затем поражённые направляются на пункты сбора пострадавших. При возможности первая помощь поражённым отравляющими и аварийно химически опасными веществами оказывается также непосредственно на автомобилях при перевозке их от места нахождения до пункта сбора пострадавших.
Пункты сбора пострадавших, развёртываясь на незаражённой местности с наветренной стороны, организуют приём и оказание экстренной врачебной терапевтической помощи поражённым и подготовку к эвакуации их в больничную базу.
Эвакуация поражённых в лечебные учреждения осуществляется обычно в сопровождении медицинского персонала. Одновременно с эвакуацией поражённых командиры подразделений организуют вывод (вывоз) остального населения с указанных им участков (объектов) работ. В первую очередь выводится и вывозится население, не укрытое в защитных сооружениях с фильтровентиляционными установками.
Люди, находящиеся в убежищах, обеспечивающих защиту от отравляющих и аварийно химически опасных веществ, эвакуируются в последнюю очередь или находятся в убежищах до особого распоряжения руководителя гражданской обороной района (объекта). Эвакуация из очага химического поражения производится с учётом направления распространения заражённого воздуха. Спасательные подразделения во взаимодействии с формированиями объектов ликвидируют аварии на коммунальных и технологических сетях, а также в местах производственных парков с аварийно химически опасными веществами.
Для устранения аварий в первую очередь перекрывают трубопроводы, идущие к резервуарам и технологическим агрегатам, отключают насосы, поддерживающие давление в трубопроводах, и производят ремонт коммуникаций.
Подразделения РХБЗ совместно с инженерно-техническими подразделениями проводят дегазацию местности, производственных территорий, оборудования и зданий, заражённых отравляющими и аварийно химически опасными веществами. При организации дегазационных работ определяются участки дорог (улиц), местности и объекты, подлежащие дегазации, очерёдность и способы её проведения, силы и средства, выделяемые для выполнения задачи, нормы расхода дегазирующих веществ (растворов), время начала и окончания работ, порядок обеспечения дегазирующими веществами, необходимые меры безопасности. В первую очередь дегазируются подъездные и внутризаводские дороги, пути эвакуации поражённых, площадки для посадки (погрузки) их на транспорт, места разрыва химических боеприпасов и разлива аварийно химически опасных веществ.
Подразделения РХБЗ свои задачи по дегазации заражённой отравляющими веществами местности (дорог, территорий) выполняют, имея построение дегазационных машин уступом вправо, уступом влево или в колонну. В целях уменьшения глубины распространения заражённого воздуха на направлении его движения расчёты пожарных, поливомоечных и других специальных машин ставят водяные вертикальные завесы. Подготовка машин к работе, приготовление дегазирующих растворов и зарядка ими машин производятся на незаражённой специально оборудованной площадке. При отсутствии табельных дегазирующих веществ для дегазации местности и сооружений могут применяться продукты и полупродукты промышленного производства, содержащие в своём составе вещества щелочного характера или окислительно-хлорирующего действия. Инженерно-технические подразделения проводят работы по дегазации местности путём срезания верхнего (заражённого) грунта или засыпки заражённых участков (дорог) незаражённым грунтом, по обваловыванию мест разлива аварийно химически опасных веществ. При действиях подразделений в очаге химического поражения должна учитываться возможность застоя заражённого воздуха в подземных сооружениях, помещениях, замкнутых кварталах, а также распространения отравляющих и аварийно химически опасных веществ по трубопроводам и тоннелям.
После окончания аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге химического поражения подразделения с приданными формированиями проводят полную специальную обработку всего личного состава и техники. Пункт специальной обработки развёртывается на незаражённой местности вблизи участка (объекта) работ. После проведения специальной обработки подразделения выходят в исходные районы (районы сосредоточения), где приводятся в готовность к выполнению новых задач.
3-й учебный вопрос
Нормативное правовое регулирование промышленной
безопасности опасных объектов
Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности», Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О Гражданской обороне», Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 222, Госгортехнадзора Российской Федерации от 04.04.1996 № 59 “О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, земельного, водного, воздушного пространства в пределах объектов производственного и социального назначения, а также территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определил правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Его требования направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации от 09.01.96№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности» определил правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” определяет основные принципы осуществления лицензирования, критерии определения лицензируемых видов деятельности, полномочия лицензирующих органов, сроки действия лицензии, перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензия.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений утверждены Приказом Ростехнадзора от 16.10.2020 № 414. Декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов служат для обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте. Декларация является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности, Президент Российской Федерации, или по его поручению, Правительство Российской Федерации, определяет федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности
К категории опасных производственных объектов относятся объекты или их цехи, участки, площадки, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанные в приложении 2 к Федеральному закону Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные вещества следующих видов:
Токсичные вещества это вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели имеющие следующие характеристики:
Высокотоксичные вещества это вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели имеющие следующие характеристики:
Вещества, представляющие опасность для окружающей среды, это вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
Используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» даёт определения потенциально опасных и критически важных объектов.
Потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек. Отнесение зданий и сооружений к категории сооружений повышенного уровня ответственности регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статья 4 данного закона однозначно относит здания и сооружения опасного производственного объекта к категории сооружений повышенного уровня ответственности, а значит и сам этот объект к категории потенциально опасных объектов. Все опасные производственные объекты одновременно являются потенциально опасными объектами.
Критически важный объект это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой РФ, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта РФ, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения
К опасным объектам, согласно норм Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». относятся расположенные на территории Российской Федерации:
Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Техногенная ЧС это состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Критерии безопасности предприятия – установленные нормативно-техническими документами и органами Госнадзора и контроля значения параметров или характеристик последствий аварий, в соответствии с которыми обосновывается безопасность промышленного предприятия.
Требования по безопасности – совокупность требований, предъявляемых к промышленному предприятию, а также технологическим способам и техническим средствам обеспечения безопасности, организационно-техническим нормам по обеспечению безопасности с целью исключения или снижения до допустимых значений воздействие на эксплуатационный персонал, население, оборудование и сооружения предприятий и окружающую среду опасных и вредных факторов, которые могут возникнуть при эксплуатации предприятия.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей природе и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций это аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее промышленная безопасность) это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
Авария это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ;
Инцидент это отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Техногенная безопасность, как состояние защищенности населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, это, прежде всего, выполнение требований промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно – эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязана:
Работники опасного производственного объекта обязаны:
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.
Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают:
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О Гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. Так же организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.
В состав указанной комиссии также включаются:
Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, членам комиссии по техническому расследованию причин аварии, а также в иные заинтересованные государственные органы. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
4-й учебный вопрос
Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования
Основными документами, определяющими содержание и разработку Паспорта безопасности территории, являются требования к структуре и содержанию паспортов безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований содержащиеся в ГОСТ Р 22.2.03-2022 “Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Паспорт безопасности административно-территориальных единиц. Общие положения”, приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении Типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Паспорт безопасности территории муниципальных образований разрабатывается для решения следующих задач:
Разработка Паспорта безопасности территории муниципального образования организуется органом местного самоуправления.
Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр Паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
Паспорт безопасности территории включает в себя следующие разделы:
Расчеты по показателям степени риска на территории представляются в расчетно-пояснительной записке, которая входит в состав паспорта безопасности территории. Расчетно-пояснительной записка включает в себя следующие сведения:
К паспорту безопасности территории муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуального (потенциального) риска. Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов.
В расчетно-пояснительную записку включают материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:
В исполнении норм Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1-ФЗ «О государственной тайне» паспорта безопасности мунниципальных образований и субъектов Российской Федерации зачастую несут сведения по совокупности составляющие государственную тайну и в связи с этим являются секретными. Так и паспорт безопасности Приморского края с 2013 года является секретным документом, что накладывает определённые сложности при его непосредственном использовании по назначению.
Электронный паспорт территории (объекта) – единый электронный документ, созданный для информационной поддержки органов государственной власти всех уровней, оперативных дежурных служб Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), характеризующий территории (объекты) и риски возникновения чрезвычайных ситуаций на них.
Электронный паспорт территории (объектов) разрабатывается на основании «Методических рекомендаций по порядку разработки, проверки, оценки и корректировки электронных паспортов территории (объектов)», утвержденных Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 15.07.2016.
Практическая разработка Электронных паспортов территорий (объектов) заключается в детальном прогнозировании обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
Электронные паспорта разрабатываются для межрегионального (федеральные округа), регионального (субъекты РФ), муниципального (муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения) и объектового (потенциально опасные объекты, социально значимые объекты, объекты оптово-розничной торговли с массовым пребыванием людей, аэропорты, зоопарки и т.д.) уровней.
Каждый Электронный паспорт соответствующего уровня состоит из следующих трёх разделов.
В разделе 1 представлена общая информация (характеристика).
В разделе 2 представлены риски возникновения ЧС:
В разделе 3 представлены информационно-справочные материалы.
Практическая разработка разделов Электронных паспортов территорий (объектов) заключается в детальном прогнозировании обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
Практическая реализация разработанных Электронных паспортов в органах постоянного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях происходит при размещаются на серверах Национального центра и территориальных органов МЧС России (администраций субъектов Российской Федерации), готовые к применению при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествие) органов постоянного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.