Действия должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил, а также при получении сигналов о начале выполнения мероприятий по ГО
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выделена в отдельное направление деятельности.
В России сформированы и утверждены Президентом Российской Федерации Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов, целями которых ставятся:
Для достижения целей государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:
В целях реализации основных направлений государственной политики в настоящее время принят целый ряд федеральных законов, определяющих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
Учитывая требования Федерального закона от 6.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на органы местного самоуправления возложены задачи и функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также задачи по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, в каждом муниципальном образовании, что требует создания соответствующей нормативной и правовой базы, определяющей права, обязанности и ответственность участников правоотношений в муниципальных образованиях.
Однако нормативные и правовые акты, принятые на федеральном уровне, не могут эффективно действовать без создания соответствующей нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Режимы функционирования органов управления РСЧС
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимый заблаговременно и направленный на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
Мероприятия, выполняемые при введении режима повышенной готовности органами управления, силами ФП РСЧС – на основании Методических рекомендаций «По организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Протоколом № 4 от 17 апреля 2015 года:
Мероприятия, выполняемые при введении режима повышенной готовности органами управления, силами ТП РСЧС субъектов Российской Федерации – на основании Методических рекомендаций «По организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Протоколом № 4 от 17 апреля 2015 года:
Мероприятия, выполняемые при введении режима повышенной готовности органами управления, силами муниципальных звеньев ТП РСЧС субъектов Российской Федерации – на основании Методических рекомендаций «По организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Протоколом № 4 от 17 апреля 2015 года:
Мероприятия, выполняемые при введении режима чрезвычайной ситуации органами управления, силами ФП РСЧС – на основании Методических рекомендаций «По организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Протоколом № 4 от 17 апреля 2015 года:
Мероприятия, выполняемые при введении режима чрезвычайной ситуации органами управления, силами и средствами ТП РСЧС субъектов Российской Федерации – на основании Методических рекомендаций «По организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Протоколом № 4 от 17 апреля 2015 года:
Мероприятия, выполняемые при введении режима чрезвычайной ситуации органами управления, силами муниципальных звеньев ТП РСЧС:
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил МЧС России, орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Положением «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей классификацией чрезвычайных ситуаций:
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.32) руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют действующие по принципу единоначалия руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
Эффективность работ по ликвидации чрезвычайной ситуации напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которого являются:
Вопросы организации взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, ходе выполнения задач и другие вопросы.
Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач.
Основными видами обеспечения действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
Наиболее характерными ошибками в управленческой деятельности руководителей при получении информации о возникшей чрезвычайной ситуации являются:
Подобного рода ошибки нередко приводят к неоправданно тяжелым последствиям чрезвычайных ситуаций.
Несвоевременное, недостоверное оповещение о факте и возможных последствиях происшествия, способах защиты производственного персонала и населения вызывает панические слухи и усложняет весь процесс ликвидации чрезвычайной ситуаций.
Наибольшее напряжение в управленческой деятельности руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций создается в первые часы и даже минуты с момента ее возникновения.
Организованный перевод территориальной подсистемы РСЧС в режим чрезвычайной ситуации, а главное – гарантия своевременности и полноты выполнения всех необходимых мероприятий достигаются в этих условиях заблаговременной разработкой алгоритмов действий руководителей органов управления в условиях возникновения наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций. В Методических рекомендациях «По организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Протоколом № 4 от 17 апреля 2015 года представлены:
Последовательность действий руководителя и исполнителей и ориентировочное время выполнения ими отдельных операций определяются с учетом условий данного субъекта Российской Федерации и привязываются к временным показателям. Алгоритм действий по решению руководителя субъекта Российской Федерации может разрабатываться отдельно для возможных наиболее характерных чрезвычайных ситуаций или иметь характер типового варианта.
При отсутствии прямой угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях (акваториях) органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Но и в этих условиях соответствующими нормативными правовыми документами на них возлагаются серьезные задачи, главным образом нацеленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение их постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Большинство этих задач решаются под руководством или при личном участии руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. К ним относятся:
Как правило, решение этих задач осуществляется в плановом порядке, в режиме повседневной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не требует разработки специальных алгоритмов действий руководителей.
Это не означает, что в отсутствие чрезвычайных ситуаций или предпосылок к их возникновению внимание к вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть ослаблено.
Решая вопросы повседневного управления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и организациями, их руководители обязаны уделять внимание обеспечению безопасности населения и территорий и их защите от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Деятельность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере регламентируется «Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ежегодно направляемыми МЧС России соответствующим должностным лицам.
Масштабность мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подлежащих осуществлению в повседневном режиме функционирования территориальной подсистемы РСЧС, предопределяет непосредственное участие в организации их проведения и контроле своевременности и качества их практического выполнения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приложение № 1.
Вариант порядка (регламента) действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
7.1. При получении информации о возникновении чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ;
7.1.1. Высшее должностное лицо СРФ или по его поручению один из его заместителей (председатель КЧС и ОПБ);
7.1.2. Руководитель ОИВ СРФ:
7.2. Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации:
8.1. Высшее должностное лицо СРФ или по его поручению один из его заместителей (председатель КЧС и ОПБ) оценивает действия членов КЧС и ОПБ СРФ, руководителей ОИВ СРФ по ликвидации чрезвычайной ситуации и ставит задачи по устранению имевших место недостатков, повышению готовности ИОГВ к работе в ЧС.
8.2. Руководители ОИВ СРФ проводят анализ деятельности должностных лиц, сил и средств, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, и на его основе определяют меры по повышению их готовности к действиям в указанных условиях.
Перечень основных мероприятий, проводимых органами управления и силами и средствами ТП РСЧС субъекта РФ при введении различных режимов функционирования (повышенная готовность и чрезвычайная ситуация)
№
п/п |
Проводимые мероприятия | Время проведения от “Ч”+ | Привлекаемые силы |
При введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ | |||
1 | Подготовка нормативного документа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о введении для органов управления и сил соответствующих режимов функционирования | 00.30-01.00 | ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, административный отдел Администрации субъекта РФ |
2 | Определение перечня органов управления, сил, а также территориальных звеньев, для которых изменяется режим функционирования в зависимости от вида возможной ЧС | 01.00-01.30 | ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций |
3 | Перевод сил и средств 1 эшелона в режим повышенной готовности | с 01.30 | ТО ФОИВ; ОИВ области; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций, привлекаемые силы и средства |
4 | Усиление контроля за состоянием окружающей среды | 01.00-01.30 | Руководители организаций, входящих в СНЛК |
5 | Организация прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий. Подготовка модели развития ЧС при наихудшем сценарии развития | с 00.30 | Организации СНЛК, ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ |
6 | Введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления на повседневных пунктах управления | 03.00 | Члены КЧС и ОПБ области, руководители предприятий и
организаций |
7 | Непрерывный сбор,
обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях |
Непрерывно | ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ,
организации СНЛК |
8 | Подготовка информационных материалов и информирование населения о приемах и способах защиты от ЧС | с 05.00 | Отдел информации, пропаганды и связи с общественность ГУ МЧС России по субъекту РФ, руководители средств массовой информации, СМИ (федеральные, региональные, муниципальные), интернет-провайдеры, ОКСИОН, сотовые операторы связи |
9 | Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях | с 03.00 | ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций |
10 | Уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов | 00.30-01.00 | Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГОЧС |
11 | Формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий | 00.10-00.40 (в рабочее время) 01.30-2.30 (в нерабочее время) | ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ;ТО ФОИВ; ОИВ субъекта Российской Федерации; руководители ОМСУ; руководители местных пожарных гарнизонов |
12 | Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций | с 06.00 | ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта Российской Федерации; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций |
13 | Проведение при необходимости
Эвакуационных мероприятий |
с 06.00 | ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУМЧС России по субъекту РФ; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта Российской Федерации; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций |
При введении режима функционирования чрезвычайная ситуация
1 | Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | с 06.00 | Руководители ТО ФОИВ; ОИВ субъекта Российской Федерации; руководители ОМСУ |
2 | Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств при проведении АСДНР, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций | С началом возникновения чрезвычайной ситуации | ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта Российской Федерации; руководители ОМСУ; руководители работ в зоне ЧС, на участках проведения АСДНР, руководители предприятий и организаций |
3 | Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях | При необходимости | ОШ ЛЧС; руководители ТОФОИВ; ОИВ субъекта Российской Федерации; ОМСУ; предприятия и организации, обеспечивающие проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению |
Перечень мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Обеспечение продовольствием и питьевой водой
Обеспечение вещевым имуществом и предметами первой необходимости
необходимости и вещевого имущества
Транспортное обеспечение
Медицинское обеспечение
медикаментах и медицинском имуществе
экстренной скорой медицинской помощи, первой врачебной помощи, квалифицированной и специализированной медицинской помощи
Обеспечение пострадавшего населения пунктами временного размещения
3 Организация (при необходимости) размещения пострадавшего населения на базе мобильного пункта временного размещения (городка жизнеобеспечения) пострадавшего населения
Информационное обеспечение
Примечание:
– оплата предприятиям услуг по временному размещению (на базе гостиниц, отелей и т.д.) и трехразовому питанию (на базе кафе, ресторанов. баров, закусочных и столовых) пострадавшего населения будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований резервного фонда субъекта РФ на основании соответствующего решения, принятого комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по субъекту РФ).
Приложение № 2.
Вариант порядка (регламента) действий органа местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера
7.1. Получение информации от дежурного ЕДДС (других источников) об угрозе (возникновении) ЧС. уточнение ее параметров.
1.2. Отдача распоряжения дежурному ЕДДС на:
проведение оповещения и сбора л/с ТО ФОИВ, ОМСУ, КЧС и ОПБ МО района (согласно списку):
направление в зону ЧС О Г КЧС и ОПБ и сил и средств первого эшелона.
7.3. Отдача распоряжения председателю КЧС и ОПБ администрации МО на:
7.4. Прием доклада дежурного ЕДДС о результатах оповещения.
7.5. На основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение.
7.6. Уточнение задачи дежурному ЕДДС по перечню должностных лиц, привлекаемых на уточнение задач.
7.7. Постановка (уточнение) главой администрации задач должностным лицам МО на организацию работ по ликвидации ЧС.
7.8. Контроль организации работ по ликвидации ЧС.
7.9. Оценка обстановки (на основе информации, полученной от ЕДДС. ОГ и других источников) и контроль подготовки проекта распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации и определение руководителя работ по ликвидации ЧС.
7.10. Подписание распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации. Направление в район ЧС сил и средств второго эшелона.
7.11. Контроль выработки КЧС и ОПБ предложений в решение на ликвидацию ЧС.
7.12. Контроль, через КЧС и ОПБ, ОГ, выполнения мероприятий по: непрерывному контролю за состоянием окружающей среды, прогнозированию развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий:
7.13. Подведение итогов работ за сутки, постановка задач на следующие сутки.
7.14. Доклад по завершению ликвидации ЧС (АСДНР) Главе СРФ (председателю КЧС и ОПБ правительства субъекта) о выполнении работ. принятых решениях и проблемных вопросах.
7.15. Возвращение сил и средств в ППД.
7.16. Контроль подготовки анализа ликвидации ЧС.
8.1. Глава или по его поручению заместитель главы органа местного самоуправления (председатель КЧС и ОПБ) оценивает действия привлекавшихся к ликвидации чрезвычайной ситуации и ставит задачи по устранению имевших место недостатков, повышению готовности к работе в чрезвычайных ситуациях.
8.2. Руководители организаций проводят анализ деятельности должностных лиц, сил и средств, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, и на его основе определяют меры по повышению их готовности к действиям по предназначению.
Типовой алгоритм работы главы (председателя КЧС и ОПБ) муниципального образования субъекта РФ при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера
N
п/п |
Выполняемые
задачи |
Последовательность действий | Нормативное
время выполнения |
Отрабатываемые документы | ||||
1. | Оповещение руководящего состава и
дежурных сил муниципального образования об угрозе возникновения (возникновении) ЧС |
1.Получение информации от ЕДДС муниципального образования об угрозе (факте) ЧС. | 4+00.01 | |||||
2.Организация оповещения руководящего состава и дежурных сил муниципального звена ТП РСЧС о возникновении ЧС. | 4+00.02 | |||||||
3.Организация информационного обмена с взаимодействующими органам и муниципального звена ТП РСЧС. | 4+00.02 | |||||||
4.Организация выполнения первоочередных мероприятий по защите населения и
территории силами постоянной готовности муниципального образования |
4+00.03 | |||||||
5. Принятие решения о сборе КЧС и ОПБ администрации МО. | 4+00.04 | |||||||
6.Представление доклада Губернатору и доклада в ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ” о факте возникновения ЧС, пострадавшем населении,
выполненных мероприятиях. |
4+00.05 | Текстовая информация, информация (донесение) о
факте и основных параметрах чрезвычайных ситуаций (форма 2 ЧС) |
||||||
2. | Оценка
обстановки и прогнозирование |
1.Направление оперативной группы КЧС и ОПБ администрации муниципального образования в район ЧС. | 4+00.30 (рабочее) 4+02.00 (не рабочее) | |||||
2. Получение данных об обстановке в зоне ЧС от старшего оперативной группы КЧС и ОПБ администрации муниципального образования. | Через 30 минут с момента прибытия в район ЧС – постоянно | |||||||
3. Представление доклада в ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ” о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. | 4+02.00 | Информация (донесение)о
мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно- спасательных и других неотложных работ (форма 3 ЧС) |
||||||
4. Сбор членов КЧС и ОПБ муниципального образования. | 4+02.00 | |||||||
5.Проведение экстренного заседания КЧС и ОПБ муниципального образования с заслушиванием предложений членов КЧС и ОПБ. | 4+02.00-
02.15 |
Протокол
заседания КЧС и ОПБ МО |
||||||
6. Анализ обстановки и прогноз развития ЧС на основании данных оперативной группы, предложений КЧС и ОПБ. | 4+02.15 | |||||||
7.Разработка, принятие и
Доведение до исполнителей Решения о ликвидации ЧС. |
4+02.25 | Решение (распоряжение) КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС | ||||||
8. Введение в
Действие Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования. |
4+02.25 | |||||||
3. | Проведение аварийно- спасательных работ в зоне ЧС | 1. Формирование
оперативного штаба ликвидации чрезвычайной ситуации, назначение руководителя АСДНР в зоне ЧС. |
4+02.25 | |||||
2. Организация
контроля проведения АСДНР. |
4+00.03 | |||||||
3. Привлечение
необходимых сил и средств для проведения АСДНР. При недостатке собственных сил и средств разработка запроса на имя Губернатора о привлечении сил и средств ТП РСЧС. |
4+02.35 | |||||||
4.Контроль обеспечения действий сил и средств по проведению АСДНР (по всем видам обеспечения) | 4+02.40 | |||||||
5.Организация контроля использования финансовых и материальных ресурсов для проведения АСДНР и ликвидации ЧС, в т.ч. из резервных фондов. | 4+03.00 | Распоряжение главы муниципального образования о выделении финансовых и материальных ресурсов | ||||||
6. Представление докладав ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ” о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации. | 4+03.00 | Информация (донесение) о
силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации (форма 4 ЧС) |
||||||
4. | Оповещение населения об угрозе
возникновения вторичных факторов поражения (возникновения пожара, повреждения коммуникаций) предупреждение людей о принятии необходимых мер защиты |
1. Организация
оповещения населения об угрозе возникновения вторичных факторов поражения (возникновения пожара, повреждения коммуникаций и т.д.), предупреждение населения о принятии необходимых мер защиты посредством задействования технических средств и СМИ (при необходимости). |
4+01.30 | Текстовый документ | ||||
2.Организация информирования населения о факте ЧС, проведении АСДНР, действиях населения в районах, граничащих с зоной ЧС. | 4+01.30 | Текстовый документ | ||||||
5. | Оказание всех
видов помощи пострадавшим в зоне ЧС |
1. Контроль проведения
Мероприятий по оказанию Требующихся видов медицинской и психологической помощи пострадавшим |
4+02.30 | |||||
2.Контроль проведения эвакуационных мероприятий (при необходимости). | 4+03.00 | Распоряжение
эвакуационной комиссии муниципального образования о проведении эвакомероприятий |
||||||
3. Контроль проведения мероприятий по первоочередному размещению и всестороннему жизнеобеспечению пострадавших и эвакуируемых граждан. | 4+03.00 | |||||||
4. Контроль приема и размещения родственников погибших и пострадавших. | 4+06.00 | |||||||
6. | Проведение
восстановительных работ, всесторонняя оценка ущерба и возмещение в установленном порядке понесённых затрат |
1.Организация проведения восстановительных работ (при необходимости). | 4+06.00 | |||||
2. Организация сбора информации о понесенных затратах и оценки ущерба. | 4+07.00 | Акты оценки ущерба, сметы и т.д. | ||||||
3. Организация сбора документов по
вопросам осуществления страховых выплат, компенсаций, пособий, получения гуманитарной помощи и т.д. |
4+07.00 | |||||||
4.Итоговое донесение о чрезвычайной ситуации | 4+ до 15 сут. | Итоговое донесение о чрезвычайной ситуации (форма 5 ЧС) | ||||||
Результат выполнения задач | ||||||||
N
п/п |
Выполненные
мероприятия |
Нормативное время | Факт. время | |||||
В рабочее время | В нерабочее время | |||||||
1. | Оповещение руководящего состава и дежурных сил
муниципального звена ТП РСЧС о возникновении ЧС. |
4+00.10 | 4+00.30 | |||||
2. | Прибытие сил
постоянной готовности в зону ЧС |
Определить по факту в зависимости от требований
руководящих документов |
Определить по факту в зависимости от
требований руководящих документов |
|||||
3. | Сбор КЧС и ОПБ | 4+00.30 | 4+02.00 | |||||
4. | Представление доклада Губернатору и доклада в ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ” о факте возникновения ЧС, пострадавшем населении и
выполненных мероприятиях по форме 2 ЧС |
4+00.05 | 4+00.05 | |||||
5. | Представление доклада в ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ” о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по форме 3 ЧС | 4+02.00 | 4+02.00 | |||||
6. | Представление доклада в ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ” о силах и средствах,
задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации по форме 4 ЧС |
4+03.00 | 4+03.00 | |||||
7. | Завершение проведения АСДНР | Определить по факту | Определить по факту | |||||
8. | Итоговое донесение о
чрезвычайной ситуации |
4+ до 15 сут. | 4+ до 15 сут. |
Приложение № 3.
Вариант порядка (регламента) действий федеральных органов исполнительной власти (создающих функциональные подсистемы РСЧС) при возникновении чрезвычайных ситуаций межрегионального регионального характера
3.1. По отношению к подведомственным организациям:
3.2. По отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
7.1. При получении информации о возникновении чрезвычайной ситуации:
7.1.1. Руководитель субъекта Российской Федерации своим решением: отдает распоряжение на оповещение членов КЧС и ОПБ территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти по субъекту РФ:
7.1.2. Руководитель ФОИВ:
отдает распоряжение на оповещение и сбор подчиненных должностных лиц, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, уточняет:
1.2. Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации: заслушивает представителей ОИВ СРФ, территориальных органов федеральных органов государственной власти по субъекту РФ, глав муниципальных образований, руководителей организаций, попавших в зону чрезвычайной ситуации, о сложившейся обстановке в районе чрезвычайной ситуации:
8.1. Высшее должностное лицо ФОИВ или по его поручению один из его заместителей оценивает действия членов КЧС и ОПБ, руководителей ОИВ СРФ по ликвидации чрезвычайной ситуации и ставит задачи по устранению имевших место недостатков, повышению готовности ИОГВ к работе в ЧС.
8.2. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти проводят анализ деятельности должностных лиц, сил и средств, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, и на его основе определяют меры по повышению их готовности к действиям в указанных условиях.
Перечень основных мероприятий, проводимых органами управления и силами и средствами ФП РСЧС при введении различных режимов функционирования (повышенная готовность и чрезвычайная ситуация)
№
п/п |
Проводимые
мероприятия |
Время
проведения от “Ч”+ |
Привлекаемые силы |
При введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ | |||
1 | Определение перечня органов управления, сил для которых изменяется режим функционирования в зависимости от вида возможной ЧС | 01.00-01.30 | ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ; руководители предприятий и организаций |
2 | Перевод сил и средств 1 эшелона в режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ | с 01.30 | ТО ФОИВ;
руководители предприятий и организаций, привлекаемые силы и средства |
3 | Усиление контроля за состоянием окружающей среды | 01.00-01.30 | Руководители организаций, входящих в СНЛК |
4 | Введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления на повседневных пунктах управления | 03.00 | Члены КЧС и ОПБ, руководители предприятий и организаций |
5 | Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению
размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях |
с 03.00 | ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ; руководители предприятий и организаций |
6 | Уточнение планов
Действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов |
03.00-06.00 | Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГОЧС |
7 | Формирование оперативных групп и организация выдвижения их в
предполагаемые районы действий |
01.30 | ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ |
8 | Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций | с 06.00 | ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ руководители предприятий и организаций |
9 | Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий | с 06.00 | ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ руководители предприятий и организаций |
При введении режима функционирования ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ
1 | Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | с 06.00 | Руководители ТО
ФОН В; руководители ОМСУ |
2 | Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств при проведении АСДНР, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и
населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций |
С началом
возникновения чрезвычайной ситуации |
ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ; руководители работ в зоне ЧС, на участках проведения АСДНР, руководители предприятий и организаций |
3 | Проведение мероприятий по
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях |
При необходимости | ОШ ЛЧС; руководители ТО ФОИВ; предприятия и организации, обеспечивающие проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению |
Порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное время
Перевод системы гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется путем выполнения мероприятий по гражданской обороне – организационных, технических, экономических, финансовых и других.
В зависимости от складывающейся обстановки, прогнозных данных, объема решаемых задач, наличия времени и других условий приведение в готовность ГО в ФОИВ (организации) может осуществляться планомерно или в условиях внезапного нападения противника.
При планомерном приведении ГО в готовность перевод осуществляется постепенно, по мере нарастания военной угрозы, и заключается в последовательном, по установленным сигналам (распоряжениям), наращивании возможностей и готовности ФОИВ и организаций к выполнению мероприятий, определенных соответствующими планами ГО. Планомерное приведение в готовность ГО заключается в последовательном выполнении мероприятий по ГО. При отсутствии времени и при наличии других факторов приведение в готовность ГО может начинаться сразу с выполнения мероприятий по ГО, при этом руководители ГО должны принять меры по ускоренному завершению невыполненных мероприятий по ГО и, соответственно, по уточнению планов ГО.
Конкретные мероприятия, порядок, способы и сроки их выполнения отражаются в соответствующих планах ГО ФОИВ и организаций.
Указанные мероприятия подготавливаются и проводятся дифференцированно по:
В общем случае приведение в готовность ГО сводится к выполнению следующих мероприятий:
В случае доведения Национальным центром управления в кризисных ситуациях до дежурных служб федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сигналов о внезапном нападении противника органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуется оповещение населения по сигналу “Внимание Всем” с доведением соответствующей информации. При этом организуется выполнение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).
Если перевод гражданской обороны с мирного на военное время к моменту начала войны фактически в силу сложившихся условий оказывается незаконченным, т.е. к этому моменту выполнен не весь объем предусмотренных мероприятий, то он продолжается уже в военное время до выполнения указанных мероприятий в полном объеме.
Перевод гражданской обороны с мирного на военное время состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие военных конфликтов, сохранение объектов, необходимых для функционирования экономики и выживания населения в военное время, и приведение в готовность к действиям органов управления, сил и средств гражданской обороны по ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
В целях обеспечения последовательного наращивания возможностей гражданской обороны на выполнение ее задач с учетом приоритетности их выполнения перевод гражданской обороны осуществляется по мере нарастания угроз, поэтапно. При внезапном развязывании войны противником перевод гражданской обороны на военное время (ведение гражданской обороны) осуществляется с одновременным выполнением всех мероприятий, предусмотренных планами приведения гражданской обороны в готовность.
Количественные и временные показатели выполнения всех мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного на военное время, а также порядок и последовательность их осуществления отражаются в планах гражданской обороны и защиты населения (планах гражданской обороны).
Ведение гражданской обороны (перевод гражданской обороны с мирного на военное время) начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. При этом План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации может вводится как на всей территории Российской Федерации, так и в отдельных ее местностях, в полном объеме или частично. При этом приведение в готовность гражданской обороны осуществляется в общем комплексе мероприятий по переводу государства на работу в условиях военного времени.
После принятия решения Президентом Российской Федерации о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют ряд подготовительных мероприятий по гражданской обороне, основными из которых являются:
При введении в действие Президентом Российской Федерации плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями проводятся мероприятия по гражданской обороне в соответствии с имеющимися полномочиями в области гражданской обороны согласно типовым перечням мероприятий по гражданской обороне. Мероприятия по гражданской обороне, предусмотренные типовыми перечнями, проводятся в общем комплексе мероприятий по переводу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.
Согласно пункту 14 «Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696, одним из механизмов реализации государственной политики в области гражданской обороны является планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне в комплексе с мероприятиями, проводимыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по переводу этих органов и организаций на работу в условиях военного времени.
По решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителей органов местного самоуправления и организаций могут проводиться и другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности гражданской обороны.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время по решению Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями проводятся отдельные мероприятия по гражданской обороне. Объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне, предусмотренных типовыми перечнями, а также мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по решению Правительства Российской Федерации, определяются в соответствующих планах гражданской обороны и зашиты населения (планах гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
В соответствии с отдельным решением Президента Российской Федерации, порядком, установленным Правительством РФ, на основе планов гражданской обороны и зашиты населения (планов гражданской обороны) осуществляются:
В соответствии с отдельным решением Правительства Российской Федерации на основе планов гражданской обороны и зашиты населения (планов гражданской обороны) осуществляются:
Прием сигналов оповещения о введении в действие плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о выполнении мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, выполняется дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, продолжающих деятельность в военное время.